История трезвеннического движения Урала: Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)

29 апреля 2017 года


  1. Введение
  2. Крестьянский этап 1858—1861 годы
  3. Интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)
  4. Этап сухого закона (1914—1925 годы)
  5. Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
  6. Современное трезвенническое движение (1960- 1991 и с 1991 по настоящее время)

«Запреты продажи алкогольных напитков, идущие с низу ввиде постановлений сельских советов и рабочих собраний, будут наиболее прочнейшей действенной мерой. Когда эти запреты разольются по разным частям Союза, они приведут к необходимости ввести запрет и сверху, как общую оздоровительную меру»

«Алкоголизм и борьба с ним» Ленинград 1927 г ВМ Бехтерев

В 1928 году началось самое выдающееся Советское трезвенническое движение, которое продолжалось до 1932 года.

Тогда вопрос ставился принципиально: ... пьющий рабочий или служащий ... является вредителем социалистического строительства. Никто не имеет права отравлять свой мозг и мышцы, которые должны работать на общую стройку". (ж «Культура и быт» 1930 №9 с 19)

В 1927 г вышла книга ВМ Бехтерева «Алкоголизм и борьба с ним», где он писал: «Отрезвление трудящихся есть дело самих трудящихся. Оно возможно только при достаточном культурном уровне широких масс».

Проповедники культурного пития подвергались критике. Журнал «Культура и быт» 1930 №17 с 19 писал: «Разговоры о культурной выпивке помогают прикрыть гнилые дела. Пьяные мысли вызывают пьяные и вредные для социализма дела».

Исчерпав все репрессивные меры, под давлением старых большевиков-ленинцев и активности молодёжи: комсомольцев и особенно пионеров, власть инициировала создание ОБСА (Общество борьбы с алкоголизмом) в феврале 1928 года.

В 1929 году вышли прогрессивные противоалкогольные законы. В ОБСА вступили НА Семашко (первый нарком здравоохранения), Лурье, поэты: Д Бедный, В Маяковский, Н Подвойский, легендарный СМ Буденный и др.

Молодёжь в дни выдачи зарплаты у проходных заводов, фабрик и шахт устраивали массовые митинги и демонстрации с лозунгами: «Алкоголизм и социализм несовместимы!», «Мы требуем трезвых отцов!», «Долой водку — даёшь книжную полку!», «Папа, не пей!», «Папа, принеси получку домой!», «Пьющий — враг социалистического строительства!», «Пролетарские дети против пьющих отцов!», Отец, не пей. Купи книги детям, одень их", «Мы требуем трезвости от родителей!», «Бросим пить, пойдем в театр- кино»...

В 1928 году начал выходить журнал «Трезвость и культура». На обложке первого номера было написано: «В 1927 году трудящимися потрачено на водку 1 млд рублей, если бы эти деньги использовались во благо, то выпустили бы более 700 000 тракторов или построили бы1 млн 200 тысяч квартир».

Реальная ситуация в то время, в частности, на Урале была не столь радужной, как её увидела специальная комиссия тред-юнионов, побывавших в России в 1923—1924 гг. «Большевикам удалось создать новую психологию у рабочего класса — презрение и ненависть к пьянству как классовому явлению, унижающему рабочий класс. Большевики подняли классовую гордость рабочего почти до аристократического уровня» (Похлёбкин ВВ. «История водки» М. 1927 г).

Пролетарские газеты не скрывали тревоги. Такой свободы у советской прессы не будет до начала 90-х годов XX века. География питейных заметок охватывала весь Горно-заводской Урал.

В Билимбае председатель правления Билимбаевского завода Кононов и агент уездного продовольственного комитета Верачев пируют с местными работниками: «Вишь забрались на мягкие кресла, так теперь для них разливанное море кумышки — пей — не хочу!» (г. «Уральский рабочий» 1920 г №22). В Екатеринбурге, «забыв свой долг перед трудящимися, член управления Верх-Исетским заводом ФМ Андрианов, заведующий техническим отделом НП Орлов, член управления Верх-Исетским округом Павлов и другие пили под шумок, когда их товарищи, не покладая рук, работали над подготовкой „недели фронта“. Эти „коммунисты“, вместо того, чтобы вести агитацию, пропаганду и лекции, напились, как последние пьяницы» (г «Уральский рабочий» 1920 г №32).

В Нижне-Уфалейском заводе и в Таблишской волости Камышловского уезда варят кумышку: «Тогда, как рабочие Питербурга, Москвы, рабочие Уральских заводов голодают, перебиваясь со дня на день на голодном пайке, а у нас в деревне разливанное море кумышки. Не пуды, не десятки, а сотни пудов перегоняются в одной только нашей волости на это проклятое зелье» (г. Уральский Рабочий 1920 №3) В Лайском заводе Нижне-Тагильского уезда «председатель местного исполкома гражданин Оносов и военный комиссар Шатунов на днях забрались в гости к заправилам кооператива, где […] одной кумышки было добыто семь ведер”.

В Камышловском уезде отстранен от должности и предан суду член исполкома Сухоложской волости Быков за допущенное им в пьяном виде буйство в селе «Сухоложском» (г. Уральский Рабочий 1920г №82)

Таких «пьяных» заметок в уральских газетах и журналах тех лет можно встретить множество и это при полном запрете на производство и реализацию водки со стороны государства «Кабаков нет, зато, куда не ступи – везде пивная». Много их развелось тогда на уральских заводах и на рабочих городских окраинах. Газеты публиковали многочисленные письма и коллективные резолюции. Возмущенные авторы апеллировали к советским и правоохранительным органам, требуя убрать пивные и максимально увеличить наказание за самогоноварение. «Закройте пивную!» — требует рабочий из Златоуста, — в ней пропивают заработок, на улице горланят нецензурные песни, сквернословят. Домой придут, бьют посуду, дерутся с женами, портят детей». С златоустовцем солидарны фабрично-заводские комитеты Верх-Исетского завода и завода «Металлист» из Екатеринбурга: «Пьянство губит рабочих, расстраивает производство. Нужна решительная борьба с пьянством и пьяницами. Пивные в рабочих кварталах культивируют пьянство. Убрать их».

«Почему не выселят пивные? Почему не отдадут помещения занятые ими под квартиры? Эти вопросы раздаются на каждом собрании железнодорожников, и застрельщицами здесь, конечно, являются женщины (г. Уральский Рабочий 1923г №221).

На Урале торговля винно-водочными изделиями кроме пополнения бюджета стала ещё и средством сдерживания давления на скудный товарный рынок. В розничном товарообороте во второй половине 20-х годов на долю продуктов питания приходилось 55%, а на долю алкоголя — 19%. В бюджете семей трудящихся Урала затраты на алкоголь значительно превышали сумму затрат на лечение, культуру и просвещение» («История Урала XX век» БВ Личман, ВД Камыкин, Екатеринбург 1998 г). В начале 30-х годов большевики крепко взялись за крестьянина – грянула «коллективизация», разорившая сельское хозяйство страны не меньше татаро-монгольского нашествия. Миллионы разоренных деморализованных и отчаявшихся семей потянулись из села в город – в полуподвалы окраин и землянки промплощадок. Нередко люди оторванные от крестьянских корней с их вековыми тращициями, нравами и обычаями, основанными на крепости семьи, «ломались», пили горькую и пополняли ряды пьяниц. Всё увеличивающаяся масса алкоголиков плохо соотносилась с грандиозными планами индустриализации страны. И поэтому, взяв под контроль оборот спиртных напитков, правительство одновременно инициировало антиалкогольную работу среди населения. Закрывались предприятия алкогольной промышленности и места торговли спиртным, многие труженики приходили к трезвости, были найдены интересные формы борьбы за трезвость: радио митинги, трудящиеся через стенгазеты, через печатные СМИ, заключали социалистические договора на трезвость, театры антиалкогольной пропаганды. Работала широкая сеть библиотек, клубов, музеев, культурно-досуговых центров. Развернулось массовое физкультурное движение. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план откорректировали с целью резкого снижения производства водки и пива, во вторую пятилетку предполагалось полностью изжить эти вреднейшие жидкости.

В тот период ОБСА и наркологи руководствовались ленинской противоалкогольной стратегией, предусматривающей ликвидацию всякого алкоголепотребления.

Нарколог А Шоломович писал: « Алкоголизм отдельного человека, всего общества, всей страны в целом создается массовым злоупотреблением спиртных напитков, а не только злоупотреблением и пьянством!.

Первый нарком советского здравоохранения и активный трезвенник НА Семашко, он же председатель ОБСА сформулировал установку для работы трезвенников:

  1. Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как одного из элементов (составных частей) культурной жизни
  2. …надо, чтобы трезвость рассматривалась как часть культурной жизни и нового быта
  3. Общества по борьбе с пьянством должны стать массовыми организациями. Только тогда они выполнят свою основную задачу: распространить трезвость в нашей стране и помочь созданию здоровой, трезвой и культурной жизни.

Триумфальное шествие трезвости, как писал ГА Шичко, испугало Сталина и его единомышленников. На Всесоюзный Совет противоалкогольных обществ, ОБСА, ж. «Трезвость и культура» обрушились тяжелые и необоснованные удары.

Ясная, четкая и реальная цель – утверждение в СССР трезвости, была осуждена как узкотрезвенническая. Вместо нее выдвинули широкую и туманную: выполнение «указания товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». (ж. Трезвость и быт 1931 №27 с.11).

«Новаторы» решили уничтожить пьянство и алкоголизм путем борьбы с клопами, вшами, грязью и т.д. ОБСА было упразднено. Эта идеологическая диверсия привела к ликвидации Советского трезвеннического движения 1928—1932 гг. Однако положительные результаты его деятельности долго давали о себе знать. Не случайно до Великой Отечественной войны пьянство в СССР былослабо распространено. Многие активисты советского трезвеннического движения попали под каток усиливающихся репрессий.

Выводы:

  1. Главный лозунгСоветского трезвеннического движения: «Алкоголизм и социализм несовместимы». Была поставлена ясная четкая цель: утверждение в СССР полной трезвости.
  2. Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как составной части культурной жизни.
  3. Алкоголизм создается «массовым» употреблением алкоголя, а не только злоупотреблением пьянства.
  4. Подменили правильный лозунг агитации «Алкоголизм и социализм несовместимы!» Вместо этого предложили широкую и гуманную – выполнение указаний товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий трудящихся масс. «Новаторы» решили уничтожить пьянство и алкоголизм путем борьбы с клопами, вшами, грязью, плохой постановкой общественного питания. «Борьба за новый быт решает успех борьбы с алкоголизмом. Если мы сумеем дать рабочему хорошее жилище, улучшить бытовое обслуживание, организовать детские сады и площадки, наладить общественное питание, то пьянству неминуемо придет конец» — вещал ложный лозкнг.
  5. Везде и всюду ошибочно объясняли вытеснение самогона выпуском водки. Преподносился ошибочный источник дохода. Возрождалась пьяная экономика. Пламя алкогольного пожара заливали бензином – водкой.
  6. Спаиватели возродили теорию «культурного пития» и в ее рамках борьбу за трезвость подменили борьбой с пьянством и алкоголизмом.
  7. Многие организаторы и активисты трезвеннического движения (среди них преобладала молодежь) попали под каток репрессий, были отправлены за решетку.
  8. Но трезвость и трезвенническое воспитание молодежи сказывалось очень долго. Великую Отечественную войну выиграл трезвый в своей массе советский народ.