История трезвеннического движения Урала: Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
- Введение
- Крестьянский этап 1858—1861 годы
- Интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)
- Этап сухого закона (1914—1925 годы)
- Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
- Современное трезвенническое движение (1960- 1991 и с 1991 по настоящее время)
«Запреты продажи алкогольных напитков, идущие с низу ввиде постановлений сельских советов и рабочих собраний, будут наиболее прочнейшей действенной мерой. Когда эти запреты разольются по разным частям Союза, они приведут к необходимости ввести запрет и сверху, как общую оздоровительную меру»
«Алкоголизм и борьба с ним» Ленинград 1927 г ВМ Бехтерев
В 1928 году началось самое выдающееся Советское трезвенническое движение, которое продолжалось до 1932 года.
Тогда вопрос ставился принципиально: ... пьющий рабочий или служащий ... является вредителем социалистического строительства. Никто не имеет права отравлять свой мозг и мышцы, которые должны работать на общую стройку". (ж «Культура и быт» 1930 №9 с 19)
В 1927 г вышла книга ВМ Бехтерева «Алкоголизм и борьба с ним», где он писал: «Отрезвление трудящихся есть дело самих трудящихся. Оно возможно только при достаточном культурном уровне широких масс».
Проповедники культурного пития подвергались критике. Журнал «Культура и быт» 1930 №17 с 19 писал: «Разговоры о культурной выпивке помогают прикрыть гнилые дела. Пьяные мысли вызывают пьяные и вредные для социализма дела».
Исчерпав все репрессивные меры, под давлением старых большевиков-ленинцев и активности молодёжи: комсомольцев и особенно пионеров, власть инициировала создание ОБСА (Общество борьбы с алкоголизмом) в феврале 1928 года.
В 1929 году вышли прогрессивные противоалкогольные законы. В ОБСА вступили НА Семашко (первый нарком здравоохранения), Лурье, поэты: Д Бедный, В Маяковский, Н Подвойский, легендарный СМ Буденный и др.
Молодёжь в дни выдачи зарплаты у проходных заводов, фабрик и шахт устраивали массовые митинги и демонстрации с лозунгами: «Алкоголизм и социализм несовместимы!», «Мы требуем трезвых отцов!», «Долой водку — даёшь книжную полку!», «Папа, не пей!», «Папа, принеси получку домой!», «Пьющий — враг социалистического строительства!», «Пролетарские дети против пьющих отцов!», Отец, не пей. Купи книги детям, одень их", «Мы требуем трезвости от родителей!», «Бросим пить, пойдем в театр- кино»...
В 1928 году начал выходить журнал «Трезвость и культура». На обложке первого номера было написано: «В 1927 году трудящимися потрачено на водку 1 млд рублей, если бы эти деньги использовались во благо, то выпустили бы более 700 000 тракторов или построили бы1 млн 200 тысяч квартир».
Реальная ситуация в то время, в частности, на Урале была не столь радужной, как её увидела специальная комиссия тред-юнионов, побывавших в России в 1923—1924 гг. «Большевикам удалось создать новую психологию у рабочего класса — презрение и ненависть к пьянству как классовому явлению, унижающему рабочий класс. Большевики подняли классовую гордость рабочего почти до аристократического уровня» (Похлёбкин ВВ. «История водки» М. 1927 г).
Пролетарские газеты не скрывали тревоги. Такой свободы у советской прессы не будет до начала 90-х годов XX века. География питейных заметок охватывала весь Горно-заводской Урал.
В Билимбае председатель правления Билимбаевского завода Кононов и агент уездного продовольственного комитета Верачев пируют с местными работниками: «Вишь забрались на мягкие кресла, так теперь для них разливанное море кумышки — пей — не хочу!» (г. «Уральский рабочий» 1920 г №22). В Екатеринбурге, «забыв свой долг перед трудящимися, член управления Верх-Исетским заводом ФМ Андрианов, заведующий техническим отделом НП Орлов, член управления Верх-Исетским округом Павлов и другие пили под шумок, когда их товарищи, не покладая рук, работали над подготовкой „недели фронта“. Эти „коммунисты“, вместо того, чтобы вести агитацию, пропаганду и лекции, напились, как последние пьяницы» (г «Уральский рабочий» 1920 г №32).
В Нижне-Уфалейском заводе и в Таблишской волости Камышловского уезда варят кумышку: «Тогда, как рабочие Питербурга, Москвы, рабочие Уральских заводов голодают, перебиваясь со дня на день на голодном пайке, а у нас в деревне разливанное море кумышки. Не пуды, не десятки, а сотни пудов перегоняются в одной только нашей волости на это проклятое зелье» (г. Уральский Рабочий 1920 №3) В Лайском заводе Нижне-Тагильского уезда «председатель местного исполкома гражданин Оносов и военный комиссар Шатунов на днях забрались в гости к заправилам кооператива, где […] одной кумышки было добыто семь ведер”.
В Камышловском уезде отстранен от должности и предан суду член исполкома Сухоложской волости Быков за допущенное им в пьяном виде буйство в селе «Сухоложском» (г. Уральский Рабочий 1920г №82)
Таких «пьяных» заметок в уральских газетах и журналах тех лет можно встретить множество и это при полном запрете на производство и реализацию водки со стороны государства «Кабаков нет, зато, куда не ступи – везде пивная». Много их развелось тогда на уральских заводах и на рабочих городских окраинах. Газеты публиковали многочисленные письма и коллективные резолюции. Возмущенные авторы апеллировали к советским и правоохранительным органам, требуя убрать пивные и максимально увеличить наказание за самогоноварение. «Закройте пивную!» — требует рабочий из Златоуста, — в ней пропивают заработок, на улице горланят нецензурные песни, сквернословят. Домой придут, бьют посуду, дерутся с женами, портят детей». С златоустовцем солидарны фабрично-заводские комитеты Верх-Исетского завода и завода «Металлист» из Екатеринбурга: «Пьянство губит рабочих, расстраивает производство. Нужна решительная борьба с пьянством и пьяницами. Пивные в рабочих кварталах культивируют пьянство. Убрать их».
«Почему не выселят пивные? Почему не отдадут помещения занятые ими под квартиры? Эти вопросы раздаются на каждом собрании железнодорожников, и застрельщицами здесь, конечно, являются женщины (г. Уральский Рабочий 1923г №221).
На Урале торговля винно-водочными изделиями кроме пополнения бюджета стала ещё и средством сдерживания давления на скудный товарный рынок. В розничном товарообороте во второй половине 20-х годов на долю продуктов питания приходилось 55%, а на долю алкоголя — 19%. В бюджете семей трудящихся Урала затраты на алкоголь значительно превышали сумму затрат на лечение, культуру и просвещение» («История Урала XX век» БВ Личман, ВД Камыкин, Екатеринбург 1998 г). В начале 30-х годов большевики крепко взялись за крестьянина – грянула «коллективизация», разорившая сельское хозяйство страны не меньше татаро-монгольского нашествия. Миллионы разоренных деморализованных и отчаявшихся семей потянулись из села в город – в полуподвалы окраин и землянки промплощадок. Нередко люди оторванные от крестьянских корней с их вековыми тращициями, нравами и обычаями, основанными на крепости семьи, «ломались», пили горькую и пополняли ряды пьяниц. Всё увеличивающаяся масса алкоголиков плохо соотносилась с грандиозными планами индустриализации страны. И поэтому, взяв под контроль оборот спиртных напитков, правительство одновременно инициировало антиалкогольную работу среди населения. Закрывались предприятия алкогольной промышленности и места торговли спиртным, многие труженики приходили к трезвости, были найдены интересные формы борьбы за трезвость: радио митинги, трудящиеся через стенгазеты, через печатные СМИ, заключали социалистические договора на трезвость, театры антиалкогольной пропаганды. Работала широкая сеть библиотек, клубов, музеев, культурно-досуговых центров. Развернулось массовое физкультурное движение. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план откорректировали с целью резкого снижения производства водки и пива, во вторую пятилетку предполагалось полностью изжить эти вреднейшие жидкости.
В тот период ОБСА и наркологи руководствовались ленинской противоалкогольной стратегией, предусматривающей ликвидацию всякого алкоголепотребления.
Нарколог А Шоломович писал: « Алкоголизм отдельного человека, всего общества, всей страны в целом создается массовым злоупотреблением спиртных напитков, а не только злоупотреблением и пьянством!.
Первый нарком советского здравоохранения и активный трезвенник НА Семашко, он же председатель ОБСА сформулировал установку для работы трезвенников:
- Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как одного из элементов (составных частей) культурной жизни
- …надо, чтобы трезвость рассматривалась как часть культурной жизни и нового быта
- Общества по борьбе с пьянством должны стать массовыми организациями. Только тогда они выполнят свою основную задачу: распространить трезвость в нашей стране и помочь созданию здоровой, трезвой и культурной жизни.
Триумфальное шествие трезвости, как писал ГА Шичко, испугало Сталина и его единомышленников. На Всесоюзный Совет противоалкогольных обществ, ОБСА, ж. «Трезвость и культура» обрушились тяжелые и необоснованные удары.
Ясная, четкая и реальная цель – утверждение в СССР трезвости, была осуждена как узкотрезвенническая. Вместо нее выдвинули широкую и туманную: выполнение «указания товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». (ж. Трезвость и быт 1931 №27 с.11).
«Новаторы» решили уничтожить пьянство и алкоголизм путем борьбы с клопами, вшами, грязью и т.д. ОБСА было упразднено. Эта идеологическая диверсия привела к ликвидации Советского трезвеннического движения 1928—1932 гг. Однако положительные результаты его деятельности долго давали о себе знать. Не случайно до Великой Отечественной войны пьянство в СССР былослабо распространено. Многие активисты советского трезвеннического движения попали под каток усиливающихся репрессий.
Выводы:
- Главный лозунгСоветского трезвеннического движения: «Алкоголизм и социализм несовместимы». Была поставлена ясная четкая цель: утверждение в СССР полной трезвости.
- Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как составной части культурной жизни.
- Алкоголизм создается «массовым» употреблением алкоголя, а не только злоупотреблением пьянства.
- Подменили правильный лозунг агитации «Алкоголизм и социализм несовместимы!» Вместо этого предложили широкую и гуманную – выполнение указаний товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий трудящихся масс. «Новаторы» решили уничтожить пьянство и алкоголизм путем борьбы с клопами, вшами, грязью, плохой постановкой общественного питания. «Борьба за новый быт решает успех борьбы с алкоголизмом. Если мы сумеем дать рабочему хорошее жилище, улучшить бытовое обслуживание, организовать детские сады и площадки, наладить общественное питание, то пьянству неминуемо придет конец» — вещал ложный лозкнг.
- Везде и всюду ошибочно объясняли вытеснение самогона выпуском водки. Преподносился ошибочный источник дохода. Возрождалась пьяная экономика. Пламя алкогольного пожара заливали бензином – водкой.
- Спаиватели возродили теорию «культурного пития» и в ее рамках борьбу за трезвость подменили борьбой с пьянством и алкоголизмом.
- Многие организаторы и активисты трезвеннического движения (среди них преобладала молодежь) попали под каток репрессий, были отправлены за решетку.
- Но трезвость и трезвенническое воспитание молодежи сказывалось очень долго. Великую Отечественную войну выиграл трезвый в своей массе советский народ.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.