История трезвеннического движения Урала: интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)

23 апреля 2017 года


  1. Введение
  2. Крестьянский этап 1858—1861 годы
  3. Интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)
  4. Этап сухого закона (1914—1925 годы)
  5. Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
  6. Современное трезвенническое движение (1960- 1991 и с 1991 по настоящее время)

Переход на акцизную систему привел к более активному спаиванию народа. Суть её сводилась к установлению вольной продажи водки, обложенной акцизом (4 коп за 1 градус) цены на водку почти уровнялись по всей России. Ведро 40 градусной водки теперь стоило от 3 до 3 рублей 50 коп. Это означало, что для Малороссии, где раньше ведро стоило 1 рубль, цена её резко возросла. А для большинства же губерний России, где водка стоила от 4 до 5 рублей за ведро, отныне устанавливались более низкие цены. Поэтому резкое удешевление водки открыло широкие возможности для её потреблении малообеспеченным слоям населения. «По свидетельству С.Остроумова, только за 1864 г потребление водки возросло почти в 2 раза и достигло самого высокого в истории царской России уровня — 15,5 л водки на душу населения» (Остроумов С. Из истории пьянства на Руси СПБ 1914 г с 27). К 1863 г в России уже было более 500 тысяч кабаков. Алкоголизация достигла невиданных размеров, порядка 6 л. абсолютного алкоголя на душу населения. Против массового спаивания народа поднялся его передовой слой – лучшие люди, народная интеллигенция И.М.Сеченов, И.Д.Сикорский, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, писатели-народники (П.Л.Лавров и др.). В 1880 г вышел роман М.Сибиряка «Хлеб», где писатель на примере Зауральского края наглядно показал процесс спаивания народа.

«Коренной причиной разрушения приуральского крестьянства является проникновение в деревню крупных капиталов, банковских спекуляций, скупки и переработки огромных партий хлеба на водку, конкуренция виноторговцев, открывших в деревне целую систему кабаков» (Д.Н.Мамин-Сибиряк письмо-очерк «С Урала».)

С введением акцизной системы резко снизилось качество водки, что привело к фальсификациям, массовым отравлениям, и смертельным случаям. Во-вторых: пьянство по своим социальным и медицинским последствиям привело к катастрофическому росту алкоголизма, к массовому появлению алкоголиков, чего ранее в России не наблюдалось . Термин «Алкоголизм» введенный в 1848 году шведским врачом М.Густавом, стал в России общепринятым со второй половины XIX века (Могилат А. «Трезвость… бороться сообща» 1986 стр. 3)

Народный протест против вина в статьях передовых врачей, учителей, ученых, просветителей, писателей оказывал влияние на умы, на поиски людьми путей преодоления пьянства. 14 мая 1885 года царская власть была вынуждена дать право сельским обществам проводить сходы в пределах своих территорий и закрывать питейные заведения путем решений сельских приговоров.

«Право местного запрета – право трудящихся самостоятельно решать вопрос о существовании питейных заведений в местах их проживания, трудовой деятельности или поблизости от них» Г.А.Шичко.

Ф.М.Достоевский жил страстной верой в свой народ, несмотря на всю мрачность и безысходность нарисованного им положения, восклицал: «Но не сбыться ему! Не раз уже народу приходилось выручать себя! Он найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил… Не захочет он сам кабак, а захочет труда и порядка, захочет честь, а не кабака!»

В 1882 году учредилось «Согласие трезвости» в селе Татево Смоленской губернии С.А.Рачинским (о205 1833—1902 гг) в своем поместье он создал сельскую школу. К 1888 году в общество трезвости записалось 383 человека. Его главное правило — утверждения трезвой жизни: «Православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе».

«В 1886—1900 гг. было основано 9000 церквей и монастырей (ж. Наш современник» 2015г (1) с 160)

В декабре 1887 г Л.Н.Толстым было создано общество трезвости «Согласие против пьянства»

«Сознавая страшное зло и грех пьянства, мы ниже подписавшиеся порешили: во-первых: самим никогда и ничего не пить пьяного, ни водки, ни вина, ни пива, ни меду, во-вторых: не покупать и не угащивать ничем пьяным других людей; и в третьих: по мере сил внушать другим людям и особенно молодым и детям о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие. За несколько месяцев в его ряды вступили 744 человека. В списке встречаются люди 70-80 лет и маленькие дети из разных слоев общества: дворянин, горничная, дворянин, пчеловод, извозчик, лесничий, токарь, маляр, повар, кухарка, крестьянин, буфетчик, портной, сапожник, врач, церковный сторож, чиновник, судья, акушерка, учитель, купец, торговец… писатели: А.Н.Толстой, П.И.Бирюков, художники: Н.Н.Ге, И.Е.Репин, ученый Н.Н.Миклухо-Маклай, генерал А.Д.Польнин.

Из этого списка я выписал тех, кто проживал в Пермской губернии:

  • Петр Александрович Лоскутов. Пермский пушечный завод в Мозельской фабрике.
  • Агреппина Ивановна Камнева Чердынь
  • Василий Иванович Олетков Пермская губерния
  • Иван Васильевич Волков Пермская губерния
  • Денис Николаевич Волков Пермская губерния
  • Николай Ильич Попов г. Красноуфимск
  • Николай Ветошкин Чердынь
  • Александр Жукин Чердынь
  • Нифонт Иванович Долгонолов31 год фабричный врач при сахарном заводе (Екатеринбург Бахметьевского уезда)
  • Юлия Павловна Борнякова учительница 2-х классного училища, Чердынь Иван Михайлович Кутилов нижний Тагил, крестьянин Пермской губернии, Верхотурского уезда Тагильского завода
  • Василий Никитич Коровин
  • Иван Архипович Гасилов
  • Семен Егорович Шадрин
  • Иов Карпович Мелузов Пермская губерния, Осинкий уезд, деревня Сосновка
  • Фома Ефетафьевич Наборщиков
  • Леонтий Серебряков
  • Иван Сафонович Богомазов
  • Петр Петрович Фомин
  • Макар Ефставьевич Морозов
  • Яков Яковлевич Морозов
  • Ерофей Карлович Бадейщиков
  • Михаил Юдинович Козьмин
  • Ива Федорович Трухин
  • Федор Васильевич Фомин
  • Павел Николаевич Пермяков
  • Иван Сочелин
  • Николай Захаров Шадринск
  • Еремей Тихонович Трухин

Возможно нынешние уральцы начала XXI века, живущие в Пермском крае, Свердловской области, Курганской области по родословным отыщут свои предков-трезвенников конца XIX века.

Благодаря народному протесту против спаивания пьянство стало снижаться. Право местного запрета и просветительная работа нашей передовой интеллигенции явили собой бесподобный эксперимент – Русь стала стремительно трезветь. Так в 1863—1886 гг. чистого спирта на душу населения ежегодно приходилось по 4,55 л, то через 10 лет — 4,18 л, а ещё через 10 лет — 3,32 л, а в 1893 г — 2,46 л (ж Роман – газета 1988 (4) с 13 Ф.Г.Углов «Из плена иллюзий»)

Этот бесподобный в истории России эксперимент был прерван в 1895 году введением государственной водочной монополии через год после создания министерством финансов попечительства о народной трезвости. По данным А.Рождественского 1889—1891 гг возникло 205 обществ трезвости, в 1890—1900 гг официально было 900 обществ трезвости, а реально их было больше. По данным Н.И.Григорьев в 1895 г было 510 обществ трезвости; по данным Коровина к 1900 г было зарегистрировано 200 обществ трезвости. Более 160 из них были православные. Интересно суждение Л.Н.Толстого об обществах трезвости, которые приводит И.А.Бунин из беседы с Л.Н.Толстым в 1897 г «Желая сказать приятное и подольстить»

Бунин – «Вот всюду теперь возникают эти общества трезвости

Толстой» — Какие общества?

Бунин – «Общества трезвости!»

Толстой – «То есть это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор! Чтобы не пить не зачем собираться, а уж если собираться, то надо пить! Всё вздор, ложь, подмена действий, видимость его. Я не думаю, чтобы общества трезвости, ведомые правительственными чиновниками, могли влиять на народ! Правительство живет пьянством народа»

«В то же время меры против пьянства принимал и сам народ. Ещё в 1864 на заводах нижнетагильских, северском, верхнеисетском и ревнинском восемь сельских обществ открыли у себя общественные городские питейные заведения, в которых продажа должна была производиться на капитал общества и в пользу его» (История кабаков... И.П.Рыжов 2009 СПБ с 255)

Выводы:

  1. Российская интеллигенция сумела разбудить всю мыслящую Россию. Это способствовало просвещению идеями отрезвления простого народа.
  2. Впервые в России сельским обществам было предоставлено право 14 мая 1885 года самостоятельно решать вопрос о существовании питейных заведений в районе их проживания (право местного запрета). Это явилось причиной к началу интеллигентского ТД которое выразилось в массовом закрытии кабаков.
  3. Быстрое отрезвление Руси было прервано введением царской винной монополии в 1895 году.
  4. Стали появляться общества трезвости к 1900 г в 32 губерниях и 91 уезде действовало 200 обществ трезвости.
  5. Появились десятки изданий по трезвости. (Газеты, журналы, книжки, учебники трезвости)
  6. Появилось понимание, что отрезвление надо начинать с молодежи, со школы – здесь лежит центр антиалкогольного движения.
  7. Не понимание культурного значения для России антиалкогольного движения у общества, взгляд на трезвенников как на фанатиков, ничтожное участие русской женщины в борьбе за своих сестер и братьев тормозило ТД.
  8. Даже при наличии серьезных социальный проблем в обществе, ограничительные мероприятия (Как право местного запрета) на фоне пропаганды трезвости силами общественности являются эффективным способом отрезвления народа.
  9. Лишь при условии существования совместных усилий правительства с активной частью общества при наличии сознательного отношения к трезвости среди населения могут привести страну к полной победе трезвости.
  10. Интеллигентское ТД было прервано введением государственной водочной монополии, но оно не погибло. Народившаяся идея трезвости в России, а вместе с ней пробудившаяся и окрепшая мечта о подъеме нравственных и умственных сил нашего многострадального народа, несмотря на нараставшие трудности, лишь вызревала и подготовляла час торжества (Введение сухого закона в России) в начале XX века в России.