История трезвеннического движения Урала: этап сухого закона (1914—1925 годы)
- Введение
- Крестьянский этап 1858—1861 годы
- Интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)
- Этап сухого закона (1914—1925 годы)
- Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
- Современное трезвенническое движение (1960- 1991 и с 1991 по настоящее время)
Начало XX века в России ознаменовалось активной работой обществ трезвости. О том периоде можно прочитать у известного русского публициста М.О.Меньшикова «Как воскреснет Россия» (2008 г СПБ), депутата III государственной думы 1907—1912 гг. М.Д.Челышова «Пощади Россию», который впервые проблему отрезвления поставил на государственный уровень. При его активном участии под руководством епископа Митрофана и 31 депутата Госдумы подготовлен закон трезвости, принят в Госдуме более 200 голосами (в основном от крестьян и священников) и передан в госсовет правительства царской России. Здесь на Урале интересны исследования бывшего урядника, директора хлебо-запасных магазинов Обь-Иртышского севера Западной Сибири Г.А.Пирожкова («Пьяный вопрос и винная монополия» 1914 г.).
Книга Т.Н.Архангельской «Л.Н.Толстой о пьянстве» открывает огромный пласт отрезвленнической деятельности великого писателя земли Русской. В 1909—1910 гг состоялся I Всеросийский съезд по борьбе с алкоголизмом (26.12-04.01 1910 г СПБ).
В 1912 году сентябрь «Всероссийский съезд христиан трезвенников (ВСХТ) под лозунгом: «В трезвости – счастье народа» (См. работы и диссертацию КИН Афанасьев г. Томск)
Огромный интерес представляют работы о сухом законе в России советских ученых Ф.Г.Углова «Ложь и правда о сухом законе» и КБН Г.А.Шичко «Словарь сознательного трезвенника» 1985г.
Весьма ценными являются «Учебника трезвости» (СББ 1913 г) для начальной и средней школы доктора медицины А.Л.Мендельсона из фонда Российской обществ борьбы с алкоголем 141 страница с приложениями, «Опыт принудительной трезвости» издание Московского столичного Попечительства о народной трезвости 1915 г заведующего лечебницей для алкоголиков и нервнобольной И.Н.Введенского, «Школа трезвости» популярной учебник трезвости для начальных училищ 1914 г. С.Успенский. Полезной является монография «Сухой закон» в Российской империи в годы «Первой мировой войны» (по материалам Петрограда и Москвы) Чагадаева О.А. 2016 г. 256 стр. тир 500 экз. Интерес представляют работы А.Рождественского, Трезвая жизнь 1905г СПБ, материалы об обществе Иоанна Чурикова и т.д. Со страниц журнала «Екатеринбургские епархиальные ведомости» православное духовенство обличало «Страшный недуг русского народа» — пьянство. В Екатеринбургской епархии деятельность по утверждению трезвого образа жизни активно велась в период пребывания на кафедре епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Митрофана Васильевича Афонского) с 1910 по 1914 годы по всей епархии при поддержке Его Преосвященства открывались одно за другим общества трезвости.
Общества трезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском, Целкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском, Нижне-Тагильском, Богословском. («Как организовать общество трезвости на приходе» И.Бачинин г Москва 2011 г)
Интересен справочник по обществам трезвости Екатеринбургской Епархии начала XX века составлен Афанасьевым А.Л. г Томск «Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907—1914 гг. ; Опыт оздоровления общества: монография 2007 г. Перечислено с краткими характеристиками 38 обществ трезвости. Сведения дополнены по источникам, исходящих от участников трезвенного движения см: Кудряшова И. «Как создавались общества трезвости». Из истории общества трезвости в Екатеринбургской епархии /http://tzezvl.narod evdec/a13.htm. свободный; и Мордвинов И.
Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПБ: уезд: Александро-Невского общества трезвости 1911г 227 стр. До 1905 года трудовое население России не могло и неумело заявлять о своих нуждах. После Манифеста 17 октября 1905 было даровано право народу через своих представителей в Госдуме говорить и направлять законодательную работу. Депутат Госдумы III созыва написал книгу «Пощадите Россию!» правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством (г. Самара 1911 г.).
Благодаря III Государственной Думе вопрос об алкоголизме получил права гражданства и стал вопросом государственным, а не остался вопросом нескольких обществ трезвости и нескольких ученых.
Михаил Дмитриевич получал тысячи писем и приговоров о закрытии питейных заведений со всех концов России: из Пермской губернии им были получены письма от председателя Бакшановского приходского общества трезвости Шадринского уезда свещеник Флорентин Т, из села Сладчанское Шадринского уезда протоиерей В.Рырпнюк священника А.Крутиховского, из Нижнего Тагила псаломщик И.И.Хлынов , I.I.Гладков, М.А.Пискунов, ФК, А.Протасов, С.Н.Перинов. «Милостивые государи, народные избранники, к вам обращаем мы, ниже подписавшиеся свои жалкие взоры: в далекую глушь Зауралья доходят из Таврического дворца вести от беспристрастных народных избранников о нашей некультурной жизни, невежестве, темноте, а особенно об употреблении страшного народного врага «Зеленого Змия или алкоголя, который своим ядом, своим жалом убивает здоровую душу», – писали граждане и жители г Шадринска всего 131 лицо, список прилагается.
Из Совета Нижне-Тагильского Братства Животворящего Креста Господня — священник В.Конин из Пермской губернии, Шадринского уезда Водениковской волости, Ичкинского села Сергиевской церкви всего 52 лица; от правления Арамильского, Уктусского, Нижнеисетского, Верхне-Исетского обществ трезвости и правления Нижне-Исетской трудовой артели Пермской губернии Екатеринбургского уезда перечисляются руководители обществ трезвости, члены обществ трезвости от крестьян: волостные старшины.
В примечании: в Арамильском обществе трезвости состоит членов 2300 человек, в Верх-Исетском обществе — 180 человек, Нижне-Исетском — 345 человек, Уктусском -70, в Трудовой Артели — 205 человек. Всего: 3104 лица.
В заключительной главе М.Д.Челышов пишет: «Тот закон, которого так страстно и настойчиво ждет население и который, пройдя через законодательные учреждения даже не в полной мере, даёт сельским обществам право изгнания кабаков, является так же очень сильным средством в нашей борьбе с пьянством и большим нашим приобретением. Врачи, духовенство, учителя, объединяющиеся в трезвенные группы и начинающие личным примером, знанием и словом распространять в народных массах идею трезвости – всё это служит ярким подтверждением нашей правоты и говорит нам, что мы не одни, что наше дело растет и растет быстро».
О росте дела трезвости ярко свидетельствует настоящая книга, в которой приведено с выше 7000 подписей и которая является протестом против пьянства от имени, вероятно, не менее 100000 наших единомышленников, цифра эта не может быть преувеличенной, так как по этой книге мы имеем указание на 27 не приведенных здесь коллективных в государственную Думу обращений. Указание на 33. 104 члена нескольких обществ трезвости, на неизвестное количество членов более 80 обществ трезвости, на неизвестное количество свыше 15 приходов и волостей, на съезды братств Полтавской епархии, на Епархиальный съезд Оренбургской губернии, Курганской и Уральской областей, на съезд старообрядцев и на заставы Антонина-Сийского монастыря, Ново-Николаевского союза Русского народа и на прочие многочисленные группы.
На 1913 год в России было около 2000 обществ трезвости и в них состояло более 500 тысяч человек. В марте 1914 года министр финансов Барк снял ограничения на запрет продажи алкоголя на местах под давлением прогрессивной общественности. 19.07.1914г царь Николай II подписал указ «О запрете продажи алкоголя на территории России на 3 месяца». В 1915 году был проведен референдум в России, где 84% населения высказалось за полный запрет алкоголя. В школах до революции преподавали уроки трезвости и дети писали в своих тетрадях: «Только трезвая Россия будет великой!» Большевики, придя к власти, продлили действие сухого закона. Третий декрет советской власти от 19 декабря 1919 года «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких изделий и не от носящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», который считают ленинским сухим законом. В 1913 году на душу населения приходилось 4,8 л абс. алкоголя. В период «Сухого закона с 1914 по 1925г на душу населения приходилось 0,2 л абс. алкоголя. Основной массе народа алкоголь был практически не доступен. Ллойд Джордж – английский политик о Сухом законе высказался так: «Это самый величайший акт национального героизма, какой я только знаю». Через год в 1925 г после смерти В.И.Ленина «Сухой закон» был отменен, была введена гос монополия на алкоголь.
Выводы
- Впервые антиалкогольная проблема поставлена на государственный уровень.
- Наработана законодательная база: принятие III Госдумой законопроекта о мерах борьбы с пьянством.
- Издано много книг, учебных пособий по трезвости, выпускалось более 30 журналов по трезвости. К 1911 году насчитывалась 1873 общества трезвости, в них числилось более 500000 человек.
- Возникло понимание, что центр работы по отрезвлению должен быть в молодежной среде.
- Пришло понимание о пропаганде полной трезвости; все трезвенники сошлись на признании руководящим началом общественного движения против пьянства полное воздержание от спиртных «напитков». Определились два лагеря: первый – за полное отрезвление общества, второй – противоборствующая сторона – лоббисты, представляющие интересы алкогольных магнатов, даже на самом высоком уровне власти.
- История показала, что царская власть использовала алкогольную проблему с фискальной целью – целью извлечения прибыли за счет спаивания народа. Меняя системы реализации алкоголя (Откуп, акциз, монополия) правительство преследовало главную цель – получение прибыли в казну, но не отрезвление народа. Более того, правительство всегда и насильственно насаждало алкогольные обычаи и традиции.
- Идея принудительной трезвости опробированная в Америке, Финляндии, Швеции, Исландии и успешно примененная в России в 1985 г показала результаты и преимущества в 1914 году алкогольная проблема решается путем введения «Сухого закона» 11 марта 1914 г министр финансов Барк расширил возможности закрытия питейных заведений сельскими обществами, что и вызвало небывалое в истории человечества трезвенное движение, которое с началом войны завершилось установлением трезвости на огромных просторах нашей Родины, причем не по воле царя, как многие считают, а по воле народа.
- Опыт принудительной трезвости 1914—1925 гг. получивший в народе название «Сухой закон», показал, что материальное положение страны улучшилось. Создались благоприятные условия для крупных финансовых реформ. Снизилось душевое потребление алкоголя до 0,2 л и вместе с ним отрицательные последствия (Психические заболевания, преступность, смертность и тд.). Положительный эффект влияния принудительной трезвости 1914—1925 гг. продолжился ещё порядка 30-ти лет. Мы сегодня в праве гордиться, что этот акт совершен русским народом! Мы не должны замалчивать его, а наоборот, на основании опыта провести в жизнь снова, в других более надежных и современных условиях.
- На этот период цель и ориентир был избран не правильный, велась борьба с алкоголизмом и пьянством, т.е. с последствиями спаивания. Бороться надо за трезвость народа и начинать борьбу с детских лет.
Трезвость и пьянство
Миляев А.Ф.
Тьма и пьянство – брат с сестрою
Вместе сеют, вместе жнут,
Стонет мир под их пятою,
Рвется мир из тяжких пут…
Свет и трезвость – брат с сестрою
Где они – там чудный пир,
Радость – счастье дорогое,
Труд отрадный, крепкий мир.
Кинь лукавые кумиры
И пред истиной склонись!
Тьма и пьянство – прочь от мира
Свет и трезвость воцарись!
Журнал: «Тобольские епархиальные ведомости», 1914,№6.
Публиковался в журнале Тобольские епархиальные ведомости (1913, 1914гг.) в газете «Ермак»(1913)
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.