История трезвеннического движения Урала: введение

7 апреля 2017 года


  1. Введение
  2. Крестьянский этап 1858—1861 годы
  3. Интеллигентский этап трезвеннического движения (1885—1895 годы)
  4. Этап сухого закона (1914—1925 годы)
  5. Советское трезвенническое движение (1928—1932 годы)
  6. Современное трезвенническое движение (1960- 1991 и с 1991 по настоящее время)

«Урал-балкон, с которого виден весь мир»

Урал: (УРР-гора, возвышенность ФИН-УГОР); (пояс-тюркск). Названия-обозначающие Урал: пояс мира, земной пояс, каменный пояс, камень, ворота в Европу и Азию, балкон, с которого виден весь мир. В 16 веке к Московскому государству была приписана основная часть Уральского края.

Под Уралом в экономико-географическом отношении подразумевается: район, раскинувшийся по обе стороны Уральского хребта.

С Запада на Восток простирается от Вятки до Тихого океана: Предуралье, Уральский хребет (Горный Урал), Зауралье.

С Севера на Юг: простирается от студеного Карского моря до засушливых оренбургских степей, более 2000 км

Заполярье (полярный, приполярный) северный, средний, южный.

Уральский край: Пермская губерния (12 уездов), Вятская, Оренбургская губернии.

В 1701 г. первая губернская реформа: Урал вместе с Сибирью был Сибирской губернией, которая входила в Тобольскую губернию. В Казанскую губернию входила Уфа, Оса.

Урал в себя включает: Пермский край, свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская, Курганская области, Башкортостан, Удмуртская республика, ХМАО, ЯНАО.

С 2000 г. Уральский федеральный округ: Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области, ХМАО, ЯНАО.

Трезвенное движение – социальное явление, свидетельствующее о высокой сознательности его участников, заботе о потомстве. Суть его состоит в борьбе против употребления спиртных напитков. ( Г.А.Шичко).

Трезвенное движение – это общественное (социальное) движение за добровольный отказ от употребления алкоголя, за принятие государством и органами местного самоуправления ограничительных, запретительных и просветительных мер против распространения, продажи, производства и употребления алкоголя. ( А.Л.Афанасьев город Томск).

Минуло более 150 лет после начала трезвеннического движения России. История этого уникального общественно (социально) -политического явления находится в самом начале изучения и мало осмыслена. На сегодня в нем можно выделить этапы:

  • Крестьянский 1858—1861 гг
  • Интеллигентский 1885—1895 гг
  • Сухого закона 1914—1925 гг
  • Советский 1928—1932 гг
  • Современного:
  1. Поздний Советский период 1960—1991 гг
  2. Постсоветский период с 1991 г. по настоящее время

Каждый этап трезвеннического движения России характеризуется шесть признаками:

  1. Название этапа
  2. Начало и конец этапа
  3. Лидеры и участники (активисты) движущие силы этапа
  4. Предпосылки и причины возникновения этапа
  5. Основные (идеи, лозунги, тезисы) этапа
  6. Выводы значение (исход) этапа

Восемь – десять тыс. лет назад человечество познакомилось с действием на здоровье и поведение людей алкоголя.

В сравнении с историей человечества около 200 тысяч лет – ошибка скоротечная, сиюминутная.

В своем развитии трезвенническая мысль прошла долгий и тернистый путь от первого предложения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий и практик формирования трезвого образа жизни. Выделяют четыре этапа мирового трезвеннического движения:

I этап: Доэмпирический (с 7 тыс. д.н.э. до 24 века д.н.э.), когда преобладали алкогольные предрассудки и иллюзорные представления.

II этап: Метафизическим-философский (с 24 в д.н.э. до 4 в д.н.э.) высказывались предположения и взгляды о том, что одуряющие изделия вредны для здоровья человека.

III этап: Метафизически-собриологический (с 4 в д.н.э. до 1878 года) высказывались предположения о том, что посредством трезвеннического воспитания и обучения можно предупредить все алкогольные беды в нашем обществе.

IV этап: Научно-собриологический (с 1878 года по наст. время) 13-16 августа 1878 года в Париже на первом Международном Конгрессе по изучению алкогольной проблеме особое значение приобретают эмпирические исследования. Теория трезвости имеет глубокие корни за Рубежом и в России, которая сегодня оформляется в отдельную науку – собриологию – sobrietas (lat) трезвенность, воздержанность, рассудительность.

Собриология – наука о трезвости, о путях отрезвления личности, семьи, общества.

Цель собриологии — научное обоснование и разработка путей сохранения естественной трезвости, а в случае её утраты – востановление.

Трезвость – ключевое понятие собриологии.

Слова трезвость, трезвенник не входят в большинстве известных энциклопедий и словарей.

Даже в «Новой иллюстрированной энциклопедии», в которую всё-таки вошли эти термины, под трезвенниками понимают лишь членов религиозных сект, возникших в России в конце 29 начале 20 столетий, пропагандирующих трезвость и религиозно – нравственное самоусовершенствование, а под «Трезвенным движением» — стихийный протест российских крестьян в 1858—1859 гг.

В России продолжается трезвенническое движение. Сотни тысяч россиян с гордостью говорят о том, что они трезвенники. В традиционно пьющих странах уже более полторы сотни лет действует LOVE – Всемирная организация добрых храмовников. Согласно католической энциклопедии первый этап трезвенных движений в Европе, начался в 1830 году, второй в 1850 году и т.д. Примерно в это же время трезвенные движения набирают силу в США , Канаде, странах Скандинавии. Примерно в это же время трезвенное движение начинается и в России. Интересен ответ трезвенника, священника А.Рожденственского в книге «Трезвая жизнь 1901 г СПб стр. 978. на стр. 56 читаем вопрос: «Как проникло дело трезвости в наше Отечество?» Ответ: «Из США мысли о трезвости были перенесены в Европу, где в 1829 и 1830 гг. по американскому образцу были основаны общества трезвости в Англии, Швеции, Финляндии и в 1859 г. в России».

Ни в одном древнерусском письменном памятнике до монголо-татарского нашествия нет упоминания о пьянстве среди русского народа. Наши предки не знали виноградного вина, были только мало градусная брага и пиво. С водкой Россию познакомила Европа в 1428 году. Заводились корчмы. Заграничное зелье быстро обнаружило свое коварное действие. Ввоз водки из-за границы был запрещен.

Вторично водка вновь стала распространяться на Руси в годы царствования Ивана Грозного. По его повелению открыли в столице питейное заведение, которое народ назвал «Царев кабак».

Спустя годы Петр 1 открыл дорогу свободному ввозу из Европы и продаже водки.

Ещё более сильный прилив этого зелья в России наблюдался в годы царствования Екатерины II. Спаивание народа, порой даже насильственное стало способом пополнения казны. Царская роскошь требовала средств. При этом царица любила повторять, поучая придворных, что «пьяным народом легче управлять», т.е. помыкать народом в нетрезвом состоянии.

Статьей легкого обогащения владельцев корчмы и кабака становится пьянство крестьян. Отдавая свое имущество за бутылку, пьющий попадал в кабалу к ростовщику-кабатчику.

В конце 50-х годов 29 века в России возникает волна общественного трезвеннического движения, то в одном, то в другом крае огромного государства стихийно образуются островки трезвости.

Выводы:

  1. Массовое трезвенническое движение возникло как протест населения против откупной системы распространения алкоголя (дороговизна и токсичность его).
  2. Участниками т.д. были государственные, помещичьи и удельные крестьяне, отпускные и отставные солдаты, мещане, мелкое чиновничество, священничество и городские низы.
  3. Массовость ТД – 23 губернии. «Сотни тысяч народа в каких-нибуть 5-6 месяцев добровольно в разных концах обширного царства отказались от водки. Народ показал способность и готовность вести свою жизнь трезво, наличие инстинкта самосохранения.
  4. Тысячи сел и деревень, сотни тысяч людей низшего сословия на сходах выносили решения о закрытии питейных заведений, брали клятвы и зароки – ни чарки!
  5. Крестьяне стали понимать, что их власть сознательно толкает к пьянству, чтобы разорять и грабить.
  6. Выявлены спаиватели народа: царское правительство, откупщики, целовальники, ростовщики-кабатчики и объекты спаивания: кабаки и корчмы более 80 тысяч кабаков.
  7. Власть увидела для себя реальную угрозу в этом бунте русском, бессмысленном и беспощадном своим интересам. Приняли чрезвычайные меры по подавлению питейных беспорядков. Н а подавление антиалкогольных бунтов были брошены царские карательные войска. По питейным беспорядкам арестовано более 111 тысяч крестьян, более 11 тысяч отправлено на каторгу, 780 зачинщиков осуждено военным судом. Их били шпицрутенами, заковывали в кандалы, пытали, бросали в тюрьмы.
  8. Питейный доход становится главной статьей бюджета: винные откупа приносили в казну 112 млн руб (46% от всего дохода казны 1862 г.)
  9. Откупная система была заменена на акцизную, произошел очередной обман народа властями. Народ быстро разобрался и ответил лубочными картинками с текстами: «Пить до дна – не видать добра, дешевка забирает ловко», «Похороны откупа или славный был покойничек».
  10. Крестьянский этап т.д. завершился отменой крепостного права.

Литература к крестьянскому трезвенническому движению России:

  • Народное дело. Распространения обществ трезвости том 2. Н.А.Добролюбов.
  • Крестьянское трезвенное движение В.А.Федоров М. 1962 г.
  • «О крестьянских обществах, условившихся не пить хлебного вина»
  • « О буйстве крестьян, домогавшихся понижения цен на вино» (2 дела: Архив 3 отделения ЦГИАМ Ф109 4-ая ВКСП, Д 256, 1858; Д 135 1859 г.)
  • Журнал «Современник» статьи Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, журнал «Колокол» статьи А.И.Герцен 1859 г.
  • Газета, журналы до 1859 г. «Московские ведомости», «Русский дневник», «Указатель-политико-экономический».
  • Диссертация: Разгром питейных заведений на территории Мордовии в 1859 г. 1948 г. И.М.Корсаков. — Реализация реформы 1861 г. в Самарской губернии (рукопись в РГБ)
  • Диссертация: Крестьянские волнения в Виленской и Ковенской губернии накануне реформы 1861 г (там же). -Отмена крепостного права в Тульской губернии в 1861-63 Саратов 1940 г. П.М.Потетенькин.
  • Сведения о питейных сборах в России 1860 в 3-х частях. Краткое содержание 76-78 листы «Колокол» 1860 г.
  • История кабаков в России. Иван Прыжов 2009 г.
  • Питейная история Урала (17 — начало 21 века) Акифьева Н.В. г. Екатеринбург 2007 г.
  • Статья «О трезвости в России» 1859 г. Сергей Шипов.