ПРОТИВОАЛКОГОЛЬНАЯ БОРЬБА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

15 декабря 2021 года

История нашего государства знает четыре основных подъема движения народных масс за трезвость. Первое началось в 1858 году, как протест населения против откупной системы, второе в 1885 году в период введения в стране винной монополии, следующее в 1912 — 14 гг., в период подготовки населения к введению в России «сухого закона»,. И самое примечательное движение началось при советской власти 55 лет назад, которое отличалось от трех предыдущих своей партийностью, последовательностью и массовостью.

Проблема вытеснения пьянства из жизни общества и партийного быта активно обсуждалась на ХIV и ХV съездах ВКП(б). Так, Е. М. Ярославский, считавший, что идеалом коммуниста для нас является человек вообще не употребляющий спиртных напитков, говорил на ХV съезде партии: «Конечно, у нас члены партии пьют больше, чем это следовало бы. Мы не можем устанавливать нормы, сколько пить и как пить... Мы совершенно забываем о том, что обладаем колоссальными силами для того, чтобы втянуть партийцев в такую жизнь, такие развлечения, которые отвлекли бы их от дикой несуразной пьянки, ставящей вне рядов партии и восстанавливающей против них массы». ( Правда, 1927, 10 декабря).

18 апреля 1928 г. в Москве в клубе им. Кухмистрова состоялось организационное собрание руководителей трезвеннических инициативных групп. На собрании присутствовало около трех тысяч человек. Собрание утвердило Устав общества борьбы с алкоголизмом. (ОБСА). Избран совет общества , в составе 150 человек. В числе избранных : Е.М. Ярославский, М. Буденный, Ю. Ларин, Н. Семашко, Д. Бе дный, А. Шоломович и другие. Активизировалось противоалкогольное движение на Украине. В 1928 году было организовано 11 окружных отделов Всеукраинского общества борьбы с алкоголизмом. Председателем общества стал нарком здравоохранения Украины Д. Ефимов, секретарем Я. Лифшиц. Стал издаваться журнал «За трезвость».

29 — 30 ноября 1928 года противоалкогольные общества были объединены во Всесоюзный Совет противоалкогольных обществ (ВСПО), председателем которого стал Ю. Ларин, ответственным секретарем — Э.Дейчман. Антиалкогольное движение получило широкий охват. В Москве при обществе было создано бюро агитаторов трезвого образа жизни, при которых открыто несколько курсов, созданы детская и военная секции борьбы с алкоголизмом.В Ленинграде и Одессе открыты антиалкогольные музеи. В комсомольских организациях страны стали создаваться различные группы и общества активистов всенародного движения за трезвость: «Юный враг водки», «Комсомольская группа борьбы с алкоголизмом», «Группа против алкоголя», «Клуб трезвости» и т.д. Борьбу за социалистический быт юноши девушки начали под лозунгом : «Свадьбу без водки и попов». Комсомол провел трезвеннический культпоход на село. Начал издаваться журнал «Трезвость и культура», проведена массовая книжная лотерея «Книга вместо водки» .

Были созданы общества по борьбе с алкоголизмом в Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии и других местах. Население постепенно готовилось к трезвому будущему.

Общество привлекало к работе комсомольцев, учащуюся молодежь. Вот один из примеров, о котором рассказал в 1928 г. журнал «Трезвость и культура» издаваемый обществом.

"В Сормове 1 ноября, в день получки на заводе «Красное Сормово, состоялась демонстрация детей,организованная сормовским райбюро юных пионеров. В демонстрации приняло участие 10 школ.

Когда густая рабочая толпа направилась к выходам на улицу, юные демонстранты подошли к заводу с плакатами:

„НЕ ПЕЙ“

„ТВОЯ РЮМКА ВОДКИ — КУСОК МЯСА, ОТНЯТЫЙ У НАС“

„ОТЕЦ: БРОСЬ ПИТЬ, ПРИНЕСИ ВЕСЬ ЗАРАБОТОК ДОМОЙ!“

Каждый рабочий, проходя через проходную, невольно задерживал шаг. И лишь немногие „искушенные в делах житейских“, усмехнувшись, проходили мимо, другие останавливались.

В первые минуты за детей говорили плакаты. Маленькие люди, ждавшие у ворот, держали плакаты как боевые знамена. А потом дети говорили о том, „что накипело на душе“ — и большим, взрослым людям пришлось слушать их выговоры. Отцы и дети на этот раз поменялись ролями, и кто знает, не оставит ли в сознании рабочего родной пискливый голос большой след, чем выговоры и предупреждения по службе».

С первых дней советской власти Советское правительство мобилизовало все силы народа, чтобы подавить пьяные погромы, организуемые буржуазией. Специальный комитет, возглавляемый В.Д. Бонч-Бруевичем, вынужден был ввести в Петрограде осадное положение, ликвидировать бесчинства погромщиков путем красного террора. Ядро комитета составляли вызванные по приказу В.И. Ленина 100 («а б с о л ю т н о надежных членов партии» (Ленин В.И., Полн. Собр., соч., т. 50, с. 17).

В.Д. Бонч-Бруевич в статье «Ильич и борьба с дурманами» писал: «Владимир Ильич ликовал, когда я сообщил ему о результатах борьбы с погромами, об уничтожении вина и спирте, о единодушном мнении рабочих районов, о десятках арестованных неизвестных личностях, которые подстрекали толпу к разгрому...

И здесь, я думаю, мы исполним один из главных заветов Владимира Ильича, если объявим алкоголизму, его приверженцам и насадителям самую отчаянную, бесповоротную и беспощадную борьбу». («Смена», 1982., № 21., с... 1-2).

В Программе партии, принятой VIIIсъездом РКП(б) в марте 1919 года, было записано: «...РКП(б) своей ближайшей задачей... борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т. д.)».

В первые годы действия этой Программы партии шли активные поиски мер борьбы против пьянства в партийных рядах, принимались в частности, решения, объявляющие пьянство несовместимым с пребыванием в партии.

Так, например, Арзамасский уком Нижегородской губернии в письме к коммунистам, разосланном в апреле 1919 года, писал, что появившиеся в нетрезвом виде будут исключаться из партии, независимо от заслуг (см. : Труды Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова. Формирование общественного сознания и строительство коммунизма. 1966 г., т. 22., вып. 4., с 75.).

19 декабря 1919 года СНК РСФСР издал постановление, согласно которому на территории РСФСР воспрещалось изготовление спирта и других алкогольных напитков, крепость которых превышала полтора процента. Для виноградных вин крепость допускалась не выше 12 градусов («Известия», 1920 г., 1 января и 3 января).

За изготовление, хранение, приобретение, продажу, пронос и провоз спирта, а также за изготовление или хранение для продажи всякого рода крепких напитков предусматривалось наказание в виде лишения свободы, с обязательным применением принудительных работ на срок до пяти лет, с конфискацией всего имущества.

В то время для значительной части населения было характерно отрицательное отношение к спиртным напиткам. Вот что тогда писала, например, А.М. Коллонтай :

«... Что я сейчас ненавижу — это карты и вино. Да, это банально, но и показатель какой-то духовной опустошенности... Танцы? Нет , это совсем не то. Танцы — это ритм, это подъем, это эмоция радости. А карты — в них что то опустошающее, игра ума без результатов. Как я понимаю борьбу нашей партии против этих бичей — вино и карты. Надо, надо образовать духовный фронт , чтобы преодолеть засасывание многих хороших людей проклятыми навыками прошлого». (Комсомольская правда., 1968 г., 28 июля).

В.И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин высказал свое принципиальное отношение к спиртным напиткам : «...Пролетариат — восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно опьянение алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и еще раз — ясность. Поэтому... не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил...Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует. Она — часть революции. И если вредные явления старого буржуазного общества начинают распространяться и на мир революции, как широко разветвляющие корни некоторых сорных растений, то лучше выступить против этого заблаговременно» (Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. — М. :Политиздат, 1957г., с. 2. С. 484-485).

В двадцатых годах в нашей стране активно действовали молодежные лиги борьбы с алкоголизмом и табаком, работе которых на ХIII съезде нашей партии было уделено специальное внимание.

В год смерти В.И. Ленина среди молодежи и в молодежной прессе широкое звучание получили «Десять заповедей Ильича комсомольцу», один из которых гласит: «Комсомолец не курит, не пьет, он бережет эдоровье свое и других». («Молодой коммунист», 1980 г., № 2, с. 70).

В 1925 году своеобразный кодекс партийной этики пыталась выработать комиссия, созданная по решению секретариата ЦКК, из них пять человек в составе : С.И. Гусев, Н.К. Крупская, А.А. Сольц, М.Ф. Шкирятов, Е.М. Ярославский. С содержанием работы комиссии можно познакомиться по изданным тогда же брошюрам Е.М. Ярославского и А.А. Сольца «О партэтике». В них было показано, что моральное требование к коммунисту — это не особая, отгороженная от всей духовной жизни общества система норм, а революционная пролетарская мораль в ее наиболее высокой и развитой форме. «Основа для нашего поведения заключается в том, — писал А.А. Сольц, что мы, хотя и переживаем эпоху якобы мирную, остаемся, на своих постах членов революционной , боевой партии, для которых интересы борьбы, интересы революции являются, так сказать, мерилом, по которому мы оцениваем, хорошо ли мы поступаем или плохо. С этой точки зрения оцениваются и нравственные пороки, пьянство, бытовая распущенность и др., как несовместимые с задачами борьбы за социализм». ( цит. по : Харчев А.Г. Яковлев Б.Д. «Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР». — Л. : Наука, 1972 г., с. 98-99).

Первый Всесоюзный съезд психиатров и невропатологов, состоявшийся в Москве в декабре 1927 года в своем решении записал: «Съезд полагает необходимым дальнейшее развитие работы по борьбе с алкоголизмом, целью которой, должен быть переход к запретительной системе, углубление научно-исследовательской работы в этой области, расширение лечебно-профилактической и культурно-просветительской работы по борьбе с алкоголизмом и отпуск на это дело специальных средств, а также создание и развитие абстинентного движения и, в первую очередь среди рабочих и крестьян с максимальным вовлечением в него женщин и молодежи». (Вопросы здравоохранения, 1928, № 4., С. 40.)

Создание же ВСПО в 1928 году (Всесоюзного совета противоалкогольных обществ) стало важной вехой в истории антиалкогольной борьбы. Склонность к выпивке, пьянству наши враги считали всегда признаком политической благонадежности рабочих и крестьян, доказательством того, что они не «заражены» идеями марксизма. В годы Гражданской войны, когда черная сила хотела задушить советскую власть, то в первые шеренги бросала водку. Так поступал Деникин, когда пытался в народе установить свои порядки, этому следовали эсеры в своих мятежах, на это шли кулацкие элементы, выступающие против коллективизации и культурной революции.

Свое веское слово , следуя за врачебными журналами и газетами, сказали и остальные средства массовой информации: многотиражки, городские и областные газеты, радио. Например, калужская газета «Голос крестьянина» через журнал «Здоровая деревня» вызвала на соревнование по борьбе с пьянством и алкоголизмом рязанскую «Деревенскую газету». Многие газеты помещали индивидуальные и коллективные обязательства рабочих, крестьян и служащих, которые прекратили потреблять спиртное, к чему и призывали всех читателей.

Во многих областях с 29 октября по 15 ноября 1928 года были проведены трезвеннические медицинские месячники в связи с десятой годовщиной советской медицины. В этот период во всех медицинских организациях активизировалось внимание к противоалкогольной работе. В ноябре такой же месячник провели работники внутренних дел. (ГАГО, ф.56, оп.1, д.2259, л.23, 37, д. 2258, л. 192).

Всесоюзная неделя трезвости была проведена с 15 по 22 сентября 1929 года, в которой медицинские работники приняли самое непосредственное и конкретное участие («Культурная революция» , 1929. № 22, с.34).

Выступая 30 мая 1929 года на первом пленуме ВСПО бывший в то время главный редактор «Комсомольской правды» Бобрышев сказал : «Никто так не тянется к новому быту, как молодежь, потому что она хочет построить свою жизнь менее тяжелой, более радостной и светлой, чем жили ее отцы». (Борьба салкоголизмом в СССР. Первый пленум ВСПО СССР (30 мая — 1 июня 1929 года. -М. — Л. : Госуд. мед. изд-во, 1929, с 6).

На всех предприятиях и учреждениях страны были созданы ячейки трезвости, группы по борьбе с алкоголизмом. По инициативе ВСПО в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства страны было заложено резко снизить производство, продажу и потребление спиртных напитков. В конце июня 1929 года в Москве состоялось расширенное заседание Президиума противоалкогольных обществ, на котором представители с мест обменялись мнениями по ведению противоалкогольной работы, говорили о первых успехах и ошибках. На заседании были поставлены ряд вопросов: о прекращении выписки врачами алкогольных напитков в лечебных целях, о направлении в противоалкогольные медицинские учреждения исключительно врачей — трезвенников, об издании Всесоюзного журнала, о прекращении продажи спиртного в потребительской кооперации. Все эти предложения в июле были одобрены в Наркомздраве РСФСР и ВСНХ СССР.

Большим подспорьем в вопросах противоалкогольной работы были вышедшие в январе 1929 года новые законы — о борьбе с алкоголизмом, принятые СНК РСФСР. Эти законы были разработаны как бы потрем основныи направлениям : 1. Сокращение производства спиртного я. вплоть до полного его прекращения; 2. уменьшение соблазна, рекламы; 3. поднятие культурного уровня трудящихся.

ВСПО проводило и другую большую работу: кроме митингов, демонстраций и манифестаций были организованы противоалкогольные выставки как в городах, так и во многих селах. Во многих школах страны преподавались основные сведения о вреде алкоголя и многое другое.

Однако в начале 30-х годов ВСПО было преобразовано в общество «За здоровый быт», а затем как и большинство общественных формирований того исторического периода прекратило свое существование .

Исторический же опыт и положительная практика в борьбе за трезвость правильно примененные у нас в наше время , дают положительные результаты в деле коммунистического воспитания населения.

Автор: Маюров Александр Николаевич , родился в 1951 году, закончил Горьковский педагогический институт им. М. Горького.