Мысли для себя перед защитой ВКР"Советская антиалкогольная политика и трезвенническое движение в РСФСР (1917—1932 гг.)"

13 июня 2022 года

«Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир» Пифагор.

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В 2019 году поступил в УрФУ , став студентом магистратуры на кафедре Отечественная история. 2 сентября состоялась первая встреча нашей группы магистрантов с частью сотрудников кафедры. В нашей группе было 12 бакалавров и три контрактника. Один из контрактников был я. Мне приходилось совмещать работу в травмпункте с учебой с 16.10 до 20.50 в рабочие дни, не считая пятницы и субботы. Сразу на первой встрече было сказано , что в сентябре нам надо определиться с темой магистерской Выпускной Квалификационной работы. Потом эти сроки перенесли на октябрь. 2 сентября ознакомился со списком тем курсовых работ бакалавриата на кафедре за 2018—2019 годы. Там было представлено более 60 тем по истории России 18 сотрудников кафедры. В этот же день переговорил с одним из преподавателей по теме магистерской. Я обозначил две примерных темы: 1. История трезвеннического движения Урала и Сибири. и 2. Критически мыслящая личность, как явление русской социальной философии Лавров Петр Лаврович и другие. Елена Васильевна посоветовала по русскому народничеству обратиться к Тимофееву Дмитрию Владимировичу, доктору исторических наук. Ходил на практические занятия и лекции, присматривался к преподавателям. Лекции по теме «Диктатура и демократия в ХХ веке» доцента Величко Юрия Владимировича мне очень понравились. Мелькнула мысль переговорить с ним доверительно, если не смогу ни с кем договориться.

31 октября 2019 побывал на консультации у Величко Ю. В. кандидата исторических наук ( у него по опубликованным работам советский период был значимым) по вопросу написания ВКР на тему «История трезвеннического движения СССР». Он согласился быть моим научным руководителем. Он мне сказал: «Вам предстоит написать 70-90 страниц текста , формат А4, шрифт 14 кегль». Я тогда подумал: «Эта работа охватит период с 19 декабря 1919 года, Ленинский декрет Советской власти о „сухом законе“, который был отменен „кучкой семерых“со Сталиным во главе 1 октября 1925 г., до 1091 года, когда рухнул СССР»

А потом пошла учеба. Первый семестр был очень напряженный. Лекции и практические занятия до конца семестра, а там сессия. Помню на занятиях у Юлии Алексеевны Русиной, на практикуме источниковедческого исследования рассказал о своих неудачных поисках по теме ВКР. В одиночку пытался сформулировать тему исследования. Перебрал в итоге десяток вариантов. Занимался поискам и определением круга источников, пригодных для решения поставленной задачи. А потом COVID.19, учеба на дистанте, когда приходилось после сессий хвосты сдавать. Работа на компьютере очень была и остается еще для меня проблемой. Так что в мае 2021 года я наработал за месяц больше 120 стр. текста . Тема называлась: «Государственная антиалкогольная политика в годы Советской власти». А потом начались бесконечные корректировки, как названия работы, ее временных рамок. Работу дважды писал с нуля. За две недели до предполагаемой защиты, по производственной необходимости (работа в травмпункте) в июне 2021г. пришлось продлить сроки дипломирования. При втором научном руководителе пришлось снова начисто дважды переделывать работу. Снова в апреле 2022 года мне было предложено обратиться к региональному источниковому материалу. Пошел в архивы Свердловской области, областную библиотеку. Это уже пятый вариант работы. В мае 2022 на заседании кафедры тема была подкорректирована. 1 июня на предзащите было непросто. Было даже предложено снова снова отложить защиту. С этого года магистранты еще сдавали государственный экзамен по Истории России. Мне дают третьего научного руководителя, предлагают обязательно подготовиться к госэкзаменам. За неделю до экзамена ушел в отпуск, подготовился и сдал экзамен по Истории России. Вот так и вышел в последний момент на защиту ВКР.

Раздумья после получения РЕЦЕНЗИИ на выпускную квалификационную работу.

Все три научных руководителя, работавших со мной, вопросы на предзащите 1 июня 2022, доброжелательное отношение сотрудников кафедры — все это пошло только мне на пользу. Быкова Анастасия Геннадьевна, доктор исторических наук, защитившая в 2012 году в Омске докторскую диссертацию по теме: «Алкогольный вопрос в Российской Империи во второй половине ХIХ — начала ХХ века», была права, указавшая , что «в советской историографии трезвенническое движение почти не изучалось. Ему было посвящено лишь несколько статей, касающихся отдельных аспектов деятельности обществ трезвости».

Прочитав рецензию на свою работу Микитюка Владимира Петровича, который мне поставил оценку «хорошо», понял, надо выходить на защиту ВКР. Попробую для себя хотя бы сейчас ответить на его поставленные вопросы. На защите много говорить не дадут. А вот то, что сейчас я думаю по поводу его рецензии, скажу. Думаю это поможет отчасти, ответить мне на защите своему рецензенту.

Ответы на вопросы рецензента

Вопрос: в 1-й главе автор неправомерно отнес меры советской власти , направленные на предотвращение погромов складов спирта и вина, к антиалкогольной политике Советского государства. На наш взгляд, это была реакция на нарушение общественного порядка, носящая сиюминутный характер.

Ответ: Революционная власть уже в первые часы своего существования была вынуждена заняться алкогольным вопросом. Враги революции сделали ставку на спиртное как оружие, отнимающее у людей разум и волю. И хотя их коварные замыслы были раскрыты большевиками и во многих случаях упреждены, но опасные пьяные погромы в Петрограде вспыхивали до конца января 1918 года. В. И. Ленин 20 декабря 1917 года писал Ф. Э. Дз ержинскому:"Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 35. — С. 156.). Петроградский Военно-революционный комитет, полковые комитеты предпринимали разнообразные меры, вплоть до самых решительных, спасая революцию от пьяной анархии: к винным складам приставлялись караулы из матросов и красногвардейцев. Контрреволюция действовала организованно, формировала группы платных наводчиков на винные хранилища, провокаторов пьянства, стремясь с помощью алкоголя расколоть ряды революционеров. Когда не хватало сил для охраны винных хранилищ, запасы вина в них уничтожали. Пожарными насосами вина выкачивали в сточные ямы, склады взрывали, тысячи емкостей разбивали чем придется. Против пьяных погромщиков, были случаи , открывали пулеметный огонь.

Пожалуй, самым первым историографом подобных событий был был американский журналист Джон Рид. (Джон Рид. 10 дней, которые потрясли мир. — М., 1957. — С. 173, 225, 303, 304, 319, 324.). Революционная печать указывала массам на связь пьяных погромов с действиями контрреволюции. «Правда» писала, что враги революции «хотят превратить наше движение в погром, солдат революции — в пьяную орду... напоить и одурманить их, превратить их из граждан в идиотов, исполняющих волю буржуазных провокаторов.( Канн П. Я. Борьба рабочих Петрограда с пьяными погромами (ноябрь—декабрь 1917г.) // История СССР. — 1962. — № 3. — С. 134.) Газета призывала красногвардейцев „расстреливать на месте посланных кадетами громил“. Здесь же было напечатано стихотворение Д.Бедного с выразительной концовкой: „Воля народная тонет в вине. Все мироеды довольны вполне: — Пей, голытьба распроклятая! Пей! Ты не уйдешь от цепей!“

В.И. Ленин, заботясь о посылке в распоряжение Комитета по борьбе с пьянством не менее ста абсолютно надежных членов большевистской партии, напутствовал: „Дело архиважно. Партия ответственна“ (Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 50. — С. 17.)

Современники событий наблюдали, можно сказать, социальный эксперимент, в котором черная роль алкоголя проступала как никогда ярко. Экстремальная ситуация в обществе обнажала то, что в обычных условиях растягивалась во времени, вуалировалась, затенялась. Алкогольное оружие было выбито из рук контрреволюционного подполья строгими и бескомпромиссными действиями большевиков. Шоковые меры отрезвили малоустойчивую часть рабочих и солдат, своего рода „закваску“ для широкого пьяного разгула. Неодурманенное сознание масс живо воспринимало лозунги и идеалы Октября. Это был первый, и при том победный, бой революционной власти с пьянством. Трезвость, ясность мысли нужны были народу в битве за новый мир.

Первые годы советской власти прошли под лозунгом „Алкоголь и социализм не совместимы“. Стратегия в этом вопросе ясно выражена руководителем первого в мире пролетарского государства: „В отличие от других капиталистических стран, которые в ход пускают водку и всякий дурман, мы этого не допустим, потому что как бы это не было выгодно для торговли, это поведет нас с капитализму, а не вперед к коммунизму“ (Ленин В. И. ПСС. изд. 5. Т. 43. с. 326.)

Вопрос: во 2-й главе, при оценке трезвеннического движения автор не демонстрирует критического подхода к численности трезвеннических организаций, забывая о распространенном в советское время добровольно-принудительном характере вступления в ту или иную организацию, и о подобном же участии в разных мероприятиях. Кроме того, работе не хватает таблицы, в которой были бы даны по годам количественные параметры развития трезвеннического движения.

Ответ: Кого считать трезвенником? Вот вопрос. Непьющий — человек, совершенно не употребляющий этанолсодержащие жидкости. Трезвенник — человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртного. Трезвость — нормальная, неотравляемая алкогольными напитками жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа. Питейная запрограммированность — искаженность сознания проалкогольными измышлениями , которые побуждают человека совершать объективно неоправданные, неестественные и многосторонне вредные поступки — пить отравляющие жидкости, содержащие яд и наркотик — этанол. Питейную(проалкогольную) запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить, сколько и т. д.) и проалкогольное убеждение. Человек поступает в соответствии со своими убеждениями, их нельзя уничтожить ни карами, ни лекарствами, ни запугиваниями. Они изменяются только под влиянием психологических и идеологических воздействий. Теория психологического программирования позволяет научно понять так называемое отклоняющееся поведение. Человек пьет, курит, колется, ворует в результате соответствующей запрограммированности питейной, курительной, наркотической, воровской и т.п. Целью любых противоалкогольных мероприятий должно быть не умеренное и культурное питие, а трезвость, причем предпочтительно сознательная. По отношению к питейной запрограммированности и употреблению спиртного всех людей делят на не пьющих ( трезвенников и воздержанников) и пьющих (принужденников и алкоголепийц). (Г.А. Шичко. „Основная трезвенная терминология“ (словарь -справочник). Ленинград. 1985 г.)

На 1 января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 обществ трезвости, в них числилось более 500 000 членов. 1782 общества(95%) были религиозные, из них 1771 (99, 4 %)православные. (Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907—1914 годы. Опыт оздоровления общества. Томск. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2007 г. С. 196.). Автор сообщает, что один и тот же человек при учете мог в году проходить несколько раз, например брал обет воздержания на три месяца и так несколько раз. Другие, записавшись, по сути не проявляли деятельности.

По данным ВЦИОМ трезвенники составляют в России28% населения , что составляет 40, 2 млн. чел. (А.Н. Маюров. История трезвеннического движения от СССР до наших дней. Москва. 2014 г. С. 6.)

На каждого жителя страны в возрасте от 15 до 65 лет в год выпивается более 180 бутылок водки. (Бачинин И.В. Теория и практика трезвенного становления личности в традициях православия. Екатеринбург. 2015 г. С. 4.)

Если посмотреть на График потребления абсолютного алкоголя на душу населения в России и СССР, то 1913 г приходилось больше 4 литров, 1925 г. — 0, 2 л., в 2006 г. 19 л.

В 2017 г. „В Контакте“ 342 региональных группы (257 995 участников трезвого образа жизни. Ядро актива Челябинская, Самарская, Ярославская, Московская области, г. Москва. В 2020 г. на сайте Союз трезвых из 85 регионов в 57 зарегистрировано 125 общественных организаций. (больше всего Санкт-Петербург — 8, Москва — 12, Челябинская обл-7, Свердловская обл-3.) 1 международная, 2 общероссийских, 86 региональных, 29 местных.

В советский период инициатива перешла к партийным органам и советским массовым общественным объединениям. ОБСА началось с февраля 1928 года, когда состоялось учредительное собрание. За первый год в стране было создано более 150 местных (губернских, окружных)организаций. Общая численность выросла до 200 000 чел. В Москве в 6 московских районах было сформирова250 ячеек ОБСА с количеством 6000 членов.

Вопрос: Анализируя причины свертывания противоалкогольных мер и ликвидации В. И. Мелехин, на наш взгляд, упрощает проблему, сводя ее в первую очередь к культу личности И. В. Сталина.

Ответ: Триумфальное шествие трезвости испугало Сталина и его единомышленников, поэтому на Всесоюзный совет противоалкогольных обществ , ОБСА, ж. „Трезвость и культура“ обрушились тяжелые и необоснованные удары. Ясная, четкая и реальная цель — утверждение в стране трезвости была осуждена как узкотрезвенническая, вместо нее выдвинули широкую и туманную: выполнение „указания товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс“. (Культура и быт». 1931 г., № 27. С. 11.) «Новаторы» решили уничтожить пьянство и алкоголизм путем борьбы с клопами, вшами, грязью и т.д.Эта идеологическая диверсия привела к ликвидации трезвенного движения 1928—1932 гг. Общество было упразднено, однако, положительные результаты его деятельности долго давали о себе знать. ( Г.А. Шичко. «Основная трезвенная терминология» (Словарь-справочник) г. Ленинград. 1985 г. С. 32.)

Вопрос: Недоумение вызывает одновременное использование таких выражений: «чрезмерное употребление алкоголя», «злоупотребление спиртными напитками» и «пресловутое культурное употребление». "Злоупотребление и «чрезмерное употребление» предполагают меру, то есть « культурное потребление» — налицо противоречие.

Ответ: Культурное употребление спиртного — нелепое словосочетание. Поглощение любого вредного для здоровья или испорченного продукта, тем более яда и наркотика — признак бескультурья. Термин «культура» как и «умеренность» не может сочетаться со словами, обозначающими отрицательное, вредное. Немыслимы: культурное взяточничество, культурное хулиганство, культурное воровство, культурное курение, культурное алкоголепитие. Г. А. Шичко. «Основная трезвенная терминология» Ленинград 1985 г.