ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ ПРОТИВОАЛКОГОЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

12 декабря 2021 года

( К 50-летию образования)

В нашей печати часто поднимается вопрос об организации общества трезвости. Не раз он ставился и на страницах «Правда».

Так, в замечательной статье горьковчан (Я. Кокушкин, Н. Анциферов, А. Маюров и др.) «Если взяться по-рабочему» говорилось: «Мы считаем, что антиалкогольное общество следует возродить! Убеждены, что в него вступят сотни тысяч передовых рабочих, активных борцов за здоровый быт, многие трудовые коллективы станут его боевыми ячейками». («Правда», 18 октября 1970 г. , с. 3).

В 1978 году подобное мнение высказал писатель В. Розов в статье «Мириться нельзя»: «На мой взгляд, нам надо организовать общество по борьбе с пьянством, которое имело бы сеть первичных ячеек повсюду — на заводах, в вузах, ПТУ, учреждениях. Общество это должно утверждать здоровый быт, помогать бороться с пьянством». («Правда» 9 апреля 1978 г., с. 3).

Да, действительно надо, давно надо организовать Всесоюзное общество трезвости тем более, что мы располагаем уникальным отечественным опытом массового добровольного отказа населения от алкогольных напитков.

У нас было четыре трезвенных движения, из которых одно началось в 1858 году, другое — в 1885 г., третье — в 1914 г., четвертое и самое замечательное — в 1928 г., когда было создано советское Общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА). С июля начал выходить его печатный орган журнал «Трезвость и культура».

Ровно пятьдесят лет назад — 29-30 ноября 1928 г. — был создан Всесоюзный совет противоалкогольных обществ (ВСПО), в который вошло 27 человек, в том числе представители от РСФСР (10), Украины (7), Азербайджана (1), Белоруссии (1) и Туркмении (1). В президиум ВСПО было избрано 7 человек, его председателем стал известный большевик-ленинец Ю. Ларин. В состав ВСПО входило по одному представителю от многих ответственных организаций: ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСНХ СССР, персонально наркомы здравоохранения РСФСР и УССР и др. Это показывает, каким серьезным, представительным и сильным был Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. История не знала подобного по возможностям штаба борьбы с пьянством.

ВСПО было вызвано к жизни широким ростом трезвенного движения, быстрым расширением сети разных звеньев ОБСА. Нужен был единый общесоюзный орган управления, который возглавил бы растущее движение трудящихся, представлял бы массовую организацию трезвенников в разных общесоюзных органах, подготавливал бы и проводил мероприятия в масштабе СССР.

На московском совещании по борьбе с алкоголизмом 29-30 ноября 1928 г. было решено объединить местные организации в республиканские противоалкогольные общества. Здесь же образовали Всероссийское противоалкогольное общество.

Важнейшие особенности советского трезвенного движения — высокая принципиальность и целеустремленность. Основу теоретической позиции его составило следующее заявление В.И. Ленина : «Водка и прочий дурман...поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму...». (Соч. , Полн. собр. соч., т. 43., с. 326).

Вопрос ставился совершенно определенно — полное изгнание из советской жизни вредного, ничем не оправданного и позорного занятия — употребления спиртных напитков. Нарком здравоохранения Н. А. Семашко в период руководства Обществом борьбы с алкоголизмом так сформулировал задачи этой организации : «Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости как одного из элементов (составных частей)культурной жизни.» («Трезвость и культура», 1930, № 1, с.4).

Пьющих, в том числе умеренно, считали врагами социалистического строительства и вредителями производства, причем эти обвинения обосновывались. Так, в статье «Пьющий — враг социалистического строительства» было отмечено: «Каждый пьющий рабочий, служащий, специалист, является человеком, подрывающим наше социалистическое строительство, так как наукой совершенно точно установлено, что производительность труда пьющих, пусть даже они идут на работу в совершенно трезвом состоянии на 10 — 15 процентов ниже, чем непьющих.

Установлено опытами, что даже две рюмки, выпитые человеком накануне работы, понижают в среднем его производительность труда рт 10 до 15 процентов.» (ж. «Культура и быт», 1930, № 9, с.18).

Общество вело серьезную борьбу против религии, поскольку считала церковь, и не без оснований, союзницей кабака. В то время широко отмечались пьянством многочисленные христианские праздники.

Советское трезвенное движение приняло большие масштабы, в нем участвовали дети и молодежь, причем особенно активно — пионеры, проводившие противоалкогольные митинги и демонстрации. Это производило отрезвляющее влияние на любителей спиртного. Было найдено много интересных, до сих пор не утративших значения, методов противоалкогольной работы. Например. Объявления в печати о своем отказе от употребления алкогольных напитков. Такие обязательства помогли некоторым алкоголикам самостоятельно обрести трезвую жизнь. Девушки договаривались между собой бойкотировать молодых парней, любителей спиртного. Обязательства не только помогали борьбе за трезвость, но и содействовали распространению атеизма. Ведь попы доказывали, будто только бог способен избавить от пьянства, помочь реализации религиозных обетов. Общество показало, что с большим успехом удается освободится от алкоголизма посредством обращения к обетам не к мифическому богу, а к товарищам по работе или к читателям.

Общество проводило большую и серьезную работу, оно помогло партии и правительству решить многие вопросы, в том числе связанные с подготовкой первого пятилетнего плана и с разработкой нового противоалкогольного законодательства, которое отображено в постановлениях СНК РСФСР от 29.01.1929 г. «О мерах сокращения торговли спиртными напитками» и «О мерах сокращения торговли спиртными напитками», «О мерах осуществления борьбы с алкоголизмом». Противоалкогольное законодательство 1929 г. запретило продажу алкогольных напитков, в том числе и пива, в местах народных гуляний, в парках и садах, в театрах, кинотеатрах, банях, буфетах общественных учреждений. Рабочим было предоставлено право ходатайствовать о закрытии мест продажи водки, водочных изделий и пива.

Положительные результаты трезвенного движения не замедлили появиться: потребление алкогольных напитков снизилось, а вместе с этим происходили сдвиги в лучшую сторону во всех сферах жизни. Например, в Ленинграде в 1938 г. было выпито 25 млн. л. водки, а в 1929 г. — 20, 9 млн. л. От опоя умерло соответственно 400 и 200 чел! («Трезвость и культура», 1930, № 6, с. 18).

Первый пятилетний план наметил значительное сокращение производства алкогольных напитков. Душевое потребление водки, по плану, в городах и рабочих поселках сокращалось в 1932/1933 гг. на 70%. Председатель Ю. Ларин в брошюре «Новые законы против алкоголизма» (М. — Л. , 1929) заявил: «В следующей пятилетке водка и пиво сокращается окончательно.» (с.10)

В 1929 г. специальная комиссия Госплана СССР на основе глубокого изучения алкогольной проблемы доказала, что доход от алкогольных напитков в перспективе не может представлять для государства «сколько-нибудь эффективного источника накопления». И выдвинула задачу «постепенного вытеснения из быта широких масс алкоголя». (г. «Известия», 3 марта 1929 г., с.4). Председатель Госплана Г.М. Кржижановский в связи с материалами комиссии заявил : "Никакие опасения со стороны бюджета не должны иметь места. Потери бюджета по линии акциза будут покрыты новыми ресурсами, который создаст «трезвый труд». (там же с.4).

Вот правильная, ленинская постановка вопроса, которую не мешало бы иметь в виду тем, которые уверяют, будто на алкогольный доход содержатся вооруженные силы, или , будто он обеспечивает нас зарплатой и т.п.

Факты свертывания пьянства в период советского трезвенного движения говорит о том, что было правильно выбрано направление главного удара : борьба со всяким, в том числе и с так называемым культурным, употреблением спиртного. Мы же, к великому сожалению, не можем не только снизить пьянство, но даже задержать быстрый рост его. Об этом можно косвенно судить по следующим официальным данным : продажи алкогольных напитков в сравнении с 1940 г. было выше в 1965 г. в 2, 8, в 1975 г. — в 6, в 1976 г. — в 6, 3, в 1977 г. — в 6, 7 раз. (сСб. «СССР в цифрах и фактах в 1977 г» М., 1978, с. 199). Вместе с ростом продажи спиртного поднимается и смертность : на 1000 населения приходилось умерших в 1950 г. — 9, 7, в 1965 г. — 7, 5, в 1970 г. — 8, 2, в 1975 г. — 9, 3, в 1977 г. — 9, 7. (там же, с.77 и сб. «Народное хозяйство СССР в 1975 г» М., 1976, с.159). По данным Всемирной организации здравоохранения каждый третий из умирающих в мире гибнет от алкоголизма.Вообще же от употребления спиртных напитков гибнет больше, следовательно, будь мы трезвенниками коэффициент смертности оказался бы около 6 !

Считаю, что наши проповедники умеренного и культурного питья обязаны признать себя причастными к этой мрачной статистике. Хотелось бы обратить их внимание на то, что они не только обманывают население разговорами о допустимости и желательности пития в меру, о закаливании воли путем ограничения себя при выпивках и т.п., но и льют воду на мельницу христианского духовенства. Ведь они распространяют церковную питейную идеологию. Христианское духовенство издавна освящает умеренное алкоголепитие и в тоже время борется с его закономерным следствием — пьянством. Так один священник писал: «... пастырь церкви должен преследовать лишь пьянство...», умеренное употребление он объявил трезвостью. («Руководство для сельских пастырей», 1860, т.I, № 12, с. 307 и 308). Интересно, что в № 7 того же журнала другой священник сообщил : «... во многих уже местах нашего православного отечества целыми селами и общинами перестали пить водку.» (с.163). Кстати, этот священник Крамаренков отказался благословить большую группу людей, которая решила по доброй воле отказаться пить водку. Крестьяне отличались большей сознательностью в сравнении со своими пастырями, шли впереди их.

В.И. Ленин учил : «По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.» (Соч., изд. 5, т. 35, с.?). Приведенное ленинское соображение в наши дни нарушается: массы почти ничего достоверного не знают об алкоголе и последствиях его употребления, поэтому не могут судить о том, как остро стоит сегодня алкогольная проблема в мире и нашей стране и не идут сознательно на отказ от употребления спиртных напитков. Это, как следует из приведенной цитаты, ослабляет наше государство. Основными виновниками являются люди, распространяющие ложные сведения об алкоголе и его влиянии на человека и общество, ратующие за «питье с умом», за обучение какому- то культурному алкоголепотреблению. Они используют средства массовой информации, сцену, экраны кино и телевизоров, трибуны для прямой и косвенной алкогольной пропаганды и так питейно программируют людей, что многие не представляют себе праздники и другие редкие события без выпивки. К программистам относится, например , врач Д.Сац, который в статье «Повод для раздумий» (г. «Советская Россия», 36 августа 1978 г. , с.3). так выразил себя, что мне как работнику системы здравоохранения, за него стыдно. Вот некоторые его высказывания.

Не зря говорят, что «пьянство — не употребление дрянной вещи, а злоупотребление хорошей вещью.» «... число даже вместе взятых пьяниц и алкоголиков ничтожно в сравнении с группой просто пьющих людей, составляющих чуть ли не половину взрослого населения земного шара». (Явный обман. По данным ВОЗ, численность только алкоголиков доходит в некоторых странах до 5 -10 % населения в возрасте старше 14 лет.). «Очень жаль поэтому, что запрещена реклама „Пейте советское шампанское!“ Плохо, что из поваренных книг изъяты главы, содержащие рецепты приготовления домашних наливок, крюшона, глинтвейна...»

Д. Сац считает, что нужно обучать людей культуре питья и что врачи должны располагать правом «учить пить».

Печатное слово обладает большой силой воздействия на широкие массы читателей, поэтому пользоваться им надо по поговорке: «Семь раз отмерь, один — отрежь». Имеют моральное право проводить печатную противоалкогольную агитацию и пропаганду лишь авторы, хорошо изучившие проблему. Думаю, что ответственность авторов повысится, если им придется перед фамилией указывать кем он является : алкоголиком, пьяницей, умеренно пьющим или трезвенником?

Проблему алкоголизма можно успешно решить только в союзе с правдой. Следует признать, что наша противоалкогольная стратегия, заимствованная у христианского духовенства, оказалась неспособной даже задержать рост пьянства, поэтому давно пришло время решительно отказаться от нее и воспользоваться собственной, материалистической, ленинской стратегией, которая пятьдесят лет назад успешно выдержала испытание.

Ленинское решение алкогольной проблемы предложило нам Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 сентября 1977 г. «О мерах по улучшению народного здравоохранения», обязавшее многие партийные, государственные и общественные органы повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, обратив особое внимание на «искоренение вредных для здоровья привычек — курения и употребления алкоголя». К привычке относится такое употребление алкоголя, которое совершается периодически, например , по праздникам. Отсюда видно, что указанный документ обязывает искоренять всякое периодическое, в том числе и «культурное», потребление спиртного. Эту великую патриотическую задачу можно успешно решить с помощью Всесоюзного общества трезвости. В настоящее время в стране имеется много противоалкогольных обществ, их нужно объединить и реальные успехи незамедлительно появятся.

Наша страна обладает особо благоприятными возможностями для быстрого и окончательного решения алкогольной проблемы, мы имеем большой и полезный опыт борьбы за трезвость, накопленный прошлыми поколениями. Опыт ОБСА и ВСПО показал, что при советской власти трезвость может очень быстро утвердится и стать ценнейшим компанентом советского образа жизни.

25 ноября 1978 г.

Трезвенник по убеждению кандидат биологических наук (подпись) Г.А. Шичко

194156, Ленинград,

пр. Энгельса, дом 28, кв. 159