Г.В. Кляровская. Первый в России Музей пива

21 января 2017 года

В 1995 году старейший пивоваренный завод в России, ныне ОАО «Комбинат имени Степана Разина», отметил свою 200-летнюю годовщину. В период подготовки к празднованию руководство завода (генеральный ди​ректор Г.М. Гвичия) приняло решение о создании заводского музея. Был издан приказ собирать и передавать в музей все, что относится к истории предприятия. Заместитель генерального директора И.А. Степанкин и за​ведующая библиотекой В.С. Фирсова собрали первые экспонаты, подготовили экспозицию, и 30 октября был открыт Музей пива.

Пиво — древний напиток, он хорошо утоляет жажду и поставляет организму человека редкие микроэлементы, витамины В1, В2, В6, РР, спо​собствует его хорошему тонусу. Пиво было распространено еще в Древнем Египте и Вавилоне: жбан этого напитка выдавался рабу, строителю пирамид. В Британском музее сохранилось серебряное ситечко, через которое Нефертити процеживала пиво. В Эрмитаже демонстрируется макет древнеегипетской пивоварни. Его копия, изготовленная эрмитаж​ными мастерами, представлена в экспозиции Музея пива.

Покровителем пивоваров Европы считается Гамбринус — так трансформировалось имя брабантского герцога Яна Примуса. Он жил в XIII веке и был любителем пенного напитка. На портрете, представ​ленном в экспозиции, герцог изображен в короне, сидящим на бочке с бокалом пива в руке.

На Руси пиво известно издавна. Большое место в музее уделено кре​стьянскому пивоварению, ибо на его основе выросло современное рос​сийское производство, в том числе и первый в России пивоваренный завод. В древности и в Средние века пиво на Руси варили в марте и нояб​ре, потом бочонками «засекали» в лед и употребляли летом и зимой. Праздник российских пивоваров отмечался обычно 6 декабря (19 декаб​ря по н. ст.), в день Николая Чудотворца, и продолжался три дня. Рус​ская пословица гласит: «Красна Никольщина пивом да пирогами». Эт​нографические предметы ХVШ-ХIХ веков для варения и употребления пива являются украшением экспозиции. Это — медный, весь в заклёпках, котел весом в 60 кг, называемый «общинник», найденный в 2000 году в глухой вологодской деревне в подвале старинною дома, где некогда находилась пивоварня. «Общинник» аналогичен рисунку котла, изображенного в Лицевом летописном своде XVI века, хранящемся в ГИМе. Кроме того, в Музее пива показаны глиняная корчага — сосуд в виде горшка (с нижним спусковым отверстием), в котором варили солод; длинное деревянное корыто для быстрого охлаждения сусла; жернова и ступа для измельчения солода; пивные бочонки, жбаны, трехлитровые деревянные кружки и ковши-черпаки; «плужки» — лопатки для ворошения солода; медные ковши и ковши-скопкари; глиняные кувшины и кружки. В разных областях России эти предметы отличались друг от друга формой. Корчаги в большинстве областей имели форму обычного печного котла с отверстием внизу, новгородские же были больше похожи на амфоры с носиком и без спускового отверстия. В Новгороде пиво варили и деревянных бочках, бросая специальными щипцами в воду с солодом раскаленные камни. К сожалению, тема крестьянского пивоварения в России почти не отображена в музеях, за исключением Музея пива ОАО «Букет Чувашии» в городе Чебоксары и на некоторых выставках.

Развитие российского пивоварения получило новый толчок во время правления Петра I. Царь, заложив Санкт-Петербург, издал указы (копии представлены в экспозиции) о строительстве в городе пивоварен на «голландский манер»: «Зделать пивоварню на Выборгской стороне каменную для варения пив на флот а также погребов деревянных на шесть тысяч бочек». Пиво поставлялось не только на флот, но и в госпитали. Петр I знал о целебных свойствах напитка и понимал, что он будет отличным лекарством от цинги.

Промышленное пивоварение в России началось в эпоху Екатерины II и связано с именем Абрахама Фридриха Крона (1766—1827), который считается основателем завода — ныне ОАО «Комбинат имени Степана Разина». Крон приехал из Германии с далекого острова Рюген и сначала служил пекарем у императрицы. Его усердие, как сообщает «Семейная хроника» Кронов1, было замечено. Под покровительством Екатерины II, предоставившей ему участок земли в районе Александро-Невской лавры и 30 тысяч рублей, он заложил пивоварню. В это же время существовала пивоварня Ноя Казалета, располагавшаяся за Калинкиным мостом. Фотография этой пивоварни с рисунка Карла Кнаппе (1799), портрет Крона и его жены, урожденной Э. Бальзер (1770—1837), листы «Семейной хроники» также показаны в экспозиции.

Знаменитое по всей Российской империи «Кроновское» пиво продавалось бочками, ведрами и бутылками. Фрагменты таких бутылок, так называемых «шампанок» — толстостенных с сильно вогнутыми внутрь яйцеобразными днищами, были найдены летом 1999 года при земляных работах у заводского цеха розлива. В экспозиции представ​лена копия брошюры «Описание пивоваренного завода, находящегося в Санкт-Петербурге, и способов приготовления на оном пива и Порте​ра по Английской методе, сочиненное содержателями сего завода Кро​ном и Даниельсоном2», изданной в 1818 году. При сыне А. Крона Федо​ре в 1848 году произошло объединение его пивоварни с заводом Петра Казалета, и образовалась фирма «Казалет, Крон и К°».

После отмены в 1861 году в России крепостного права на базе за​вода «Казалет, Крон и К°» было образовано «Калинкинское пиво-ме​доваренное товарищество» со «складочным капиталом» в два милли​она рублей. Копия его Устава, подписанного в 1862 году императором Александром II, находится в экспозиции, так же как и материалы о реконструкции завода, которые проводились под руководством дирек​тора Ю. Шотлендера. В 1876 году было построено специальное здание солодовни в «кирпичном стиле» на углу Курляндской и Эстляндской улиц по проекту архитектора Э. Г. Юргенса3. На действующем предприятии постоянно велась реконструкция и модернизация оборудования, поэто​му многое из старого оснащения завода утрачено. Однако при снятии огромных старинных «замочных чанов» удалось вырезать фрагменты их бортов, снять маховые колеса оригинальной формы, зубчатые механизмы и приводы. Эти экспонаты можно отнести к предметам индуст- риальной археологии».

Калинкинский пивоваренный завод был крупнейшим и Российской империи и производил в 1909 году 4 088 638 ведер пива, которое поставлялось по всей России. Склады товарищества располагались в 14 городах: Баку, Вильно, Киеве, Москве, Нижнем Новгороде, Новой Ладоге, Пензе, Ревеле, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Самаре, Саратове, Симферополе, Харькове. Об этом в музее рассказывают документы. Кроме этого в экспозиции представлена старинная реклама в стиле модерн и «а ля рюс», отпечатанная в литографии «Веферс и К°» в Петербурге. Реклама насыщена информацией, на ней представлены схемы, указывающие, в какие города и страны поставляется пиво, изображены бутылки с названиями выпускаемых сортов напитка, товарный знак предприятия в виде глобуса, а также непременные атрибуты пивоварения — ячменные колосья и хмель. С 1818 года завод являлся «Поставщиком Двора его Императорского Величества», поэтому на бутылках с пивом над надписью «Калинкинъ» имелся рельефный малый государственный герб России. В музее можно увидеть 17 видов оригинальных бутылок рейнской и бордоской формы. В 2000 году, когда завод отмечал 205-ю годовщину, знаменитый сорт пива «Калинкинъ» был разлит в бутылку, повторившую по форме дореволюционную заводскую бутылку, только объем ее составил обычный стандарт — 0,5 литра, а старинные емкости были объемом в 1/20 или 1/40 ведра (ведро 12 литров). Сохранились и старинные пивные этикетки («этикетъ», как их называли в конце XIX — начале XX века). Разноцветные, отпечатанные в технике хромолитографии, они содержат интересную информацию. На них обозначены названия сортов пива, которое варили на заводе: «Баварское», «Мюнхенское», «Столовое», «Богемское», «Пильзенское», «Черное», «Мартовское», «Пель-эль», «Белое легкое», портер «Staut», «Глобус». Завод также выпускал три вида меда (лимонный, грушевый, розовый) — слабоалкогольный, легкогазированный напиток. Большая часть пива транспортировалась в бочках, у завода было 20 своих вагонов-ледников для дальних перевозок. Сохранилась их фотография. В экспозиции стоят бочки и бочата, выставлены латунные пивные краны. В прейскуранте 1911 года указаны цены за бочку или ящик напитка. Стоимость зависела от сорта пива.

Кружки и бокалы для пива составляют самостоятельный раздел экспозиции. В XVIII — начале XX века было большое количество разнообразных форм пивной посуды, преимущественно выпускавшейся в Германии. В музее выставлены изящная фаянсовая кружка с надписью «Калинкинъ» с мерной чертой 1/40 ведра и латунная посеребренная кружка типа кувшинчика с носиком, украшенная геометрическим рисунком «меандр», с российским гербом и надписью «Калинкинъ», изготовленная фирмой Фраже в Варшаве; легкие прозрачные хрустальные и стеклянные кружки с протравленной кислотой надписью «Калинкинъ» и гербом. Отдельно представлены оригинальные российские пивные кружки ХIХ-ХХ веков. Поскольку пиво — ароматный пенистый напиток, который содержит 0,3-0,4 % углекислого газа и часто дображивает в бутылках, вопрос укупорки продукта был важной технологической составляющей. Здесь показаны пивные пробки из натурального пробкового дерева, фарфора с резиновым кольцом-уплотнителем, жестяные и алюминиевые кронен-пробки.

В годы Первой мировой войны заводу, как и всей пивоваренной отрасли, выпали тяжелые испытания. Пиво было приравнено к алкогольным напиткам, и разрешалось варить только легкие сорта «Солодовка», «Пивцо» и т. д. Об этом напоминает прейскурант того времени.

После революции и Гражданской войны правительство приняло решение о восстановлении и расширении пивоваренной отрасли в Советском Союзе. На завод направили «красного директора» В. С. Максимова (1894—1963). Фотографии 1923 года, на которых запечатлены цеха и общежития завода, рассказывают о том непростом периоде. Одна из фотографий сделана на линии розлива: стоят огромные бочки с пивом, на них надпись «1923. Завод Стенька Разин, быв. «Калинкинъ»». Имя вольного донского атамана завод получил в 1922 году по инициативе Петросовета. На рекламных плакатах 1930-х годов продукция завода «Стенька Разин» представлена в виде бутылок старой формы, но с новой символикой — рельефом герба с серпом, молотом и шестеренкой, аббревиатурой ПЕПО и ЛЕПО (Петроградское, а позже Ленинградское единое потребительское общество). Эти экспонаты напоминают как о произошедших изменениях в стране и на заводе, так и о преемственности в отечественном пивоварении. Фотографии тех лет запечатлели работников завода разных цехов, заводоуправления, членов партячейки.

В годы Великой Отечественной войны пивоваренный завод не поил, а кормил людей тем, что возможно было приготовить в условиях блокады Ленинграда: хвойную витаминную муку, пищевую целлюлозу. Кроме того, на заводских станках подростки точили стаканы для артиллерийских снарядов.

После войны велось восстановление цехов и технологического оборудования. В 1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Награды и документы представлены в витринах музея.

В 1971 году было создано Ленинградское производственное объединение пивоваренной и безалкогольный промышленности, в 1986 году оно было преобразовано в Ленинградский комбинат им. Степана Разина. С началом перестройки в 1993 году на базе комбината возникло акционерное общество, а в 1995 началась деятельность по расширению про-изводства, реконструкции и модернизации под руководством директора по производству Л. Н. Кустановича. За последние годы создана мощная современная техническая база, реконструированы форфасное отделение лагерного цеха, варочный цех и введен компьютерный контроль за процессом брожения пива. Вошли в строй новые мощности ЦКТ (цилиндро-конические танки) и новая линия в цехе розлива на 60 тысяч бутылок в час, смонтирована и пущена в эксплуатацию линия розлива пива в кеги. Фотографии старого и нового оборудования, виды цехов хранятся в фототеке музея. Стратегическую политику завода, совместно с главными специалистами, формируют опытные руководители — президент ОАО «Комбинат имени Степана Разина» Г. М. Гвичия, награжденный орденом Дружбы и грузинским орденом Чести, вице-президент Г. 3. Щербаковский — доктор экономических наук, автор монографии «Конкуренция и стабильность фирмы». Книга находится в экспозиции. В музей поступают фотографии служащих и рабочих, награжденных правительственными наградами. Руководство предприятия способствует деятельности музея по сбору современного материала для будущих экспозиций, в которых найдет отражение жизнь завода, являющегося ныне высоко-автоматизированным, экологически чистым предприятием. Оно выпускает 12 сортов пива: «Калинкинъ», «Золотое», «Портер», «Адмиралтейское», «Петровское», «Мартовское», «Студенческое», «Зенит чемпион 1984 года», «Специальное», «Темное», «Светлое» и «Пшеничное, дрожжевое». Все эти сорта, с периодически меняющимся дизайном этикеток на бутылках, представлены в экспозиции вместе с наградами Международных выставок-конкурсов: 15 золотых, 4 серебряных, 2 бронзовые медали, Гран-при «Золотой Садко» Международной выставки в Москве «Пивоиндустрия-2000». Здесь же грамоты «Зеленой недели» в Берлине, полученные в 1997—1999 годах.

Завод имеет два филиала, материалы о которых также отражены в экспозиции. Один из них — Выборгский пивоваренный завод, основанный в 1863 году русским купцом Ф. Сергеевым, ныне реконструируется и развивается. Он производит семь сортов пива, в том числе довольно редкие и оригинальные — «Копченое» (из подкопченного солода), «Черное», «Выборг», красное пиво «Рубин». Второй филиал находится в городе Череповце Вологодской области, он выпускает пиво «Степан Разин. Череповецкое».

Предприятие активно рекламирует свою продукцию, материалы об этом также сосредоточены в музее. Недавно завод получил золотую медаль «За комплексное решение дизайна пивной тары и упаковки» на выставке «Пивоиндустрия-2001» за оригинальную бутылку «Калинкинъ» и упаковочную коробку на шесть бутылок пива, украшенную графи-ческим рельефом Невского проспекта по рисункам В. С. Садовникова. Рекламными акциями являются и выставки «Пиво», которые открывает музей на разных площадках. Так, в начале 2001 года прошла выставка в Музее хлеба С. -Петербурга, а летом и осенью — в Государственном музее «Выборгский замок». Постоянно действует открытая в 2000 году экс-позиция «История пива» в первом в России пивном клубе — ресторане «Бирмудский треугольник» (название произведено от английского слова «Веег») и пивном баре «Король-Плющ».

Посетители музея узнают, что пиво по ГОСТу бывает светлое, полутемное и темное. Важную роль играет плотность пива, т. е. содержание сухих веществ в первоначальном сусле — от 10 % до 20 %. Дегустируют пиво начиная со светлых сортов по возрастанию плотности, также и по темным сортам. Температура пива должна быть 8-12°. Профессиональные дегустаторы определяют качество пива по следующим показателям: прозрачность, цвет, аромат, пенообразование, полнота вкуса, хмелевая горечь (для светлых сортов) и солодовый вкус (для темных сортов). Каждый сорт — это приготовленная особым образом оригинальная композиция. Пословица гласит: «Пиво — это солод, холод и вода», а настоящие пивовары добавляют «и горячее сердце пивовара!». Здесь мало только знания, умения и опыта, нужен еще отменный вкус, интуиция и талант, чем славятся «разинские» пивовары.

Петербуржцы предпочитают пиво «Комбината имени Степана Разина», и оно занимает первое место по объемам продаж в городе. Уже десять поколений россиян 206 лет пьют пиво предприятия, которое достойно несет свой девиз: «Мы сохранили для Вас вкус пива!»

Музей пива призван сберечь экспонаты по науке и технике развития пивоваренного производства в России, обозначить роль завода в истории и его место в ряду мировой пивоваренной промышленности.

  1. Familienchronik fur seine Kinder Frederik, Emily, Roland und Melita verfast von Nicolai Krohn. London, 1988.
  2. В дальнейшем Ф. Даниельсон стал владельцем пивоваренного завода в Москве, располагавшегося в 4-м Сыромятническом переулке, 1. Во второй половине XIX в. завод начал выпускать минеральные воды, сиропы, соки и морсы.
  3. Здание солодовни (ул. Курляндская, 49) взято под охрану государства н 1988 г. как памятник промышленной архитектуры XIX в.Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выпуск 2, 2002г., с. 95-106