Д.Халтурина: «Незнание самых простых вещей существенно укорачивает жизнь»
Попытки задобрить население алкоголем уже привели к колоссальному росту смертности населения.
Как сообщили СМИ, Совет Федерации одобрил законопроект, разрешающий рекламу отечественного пива и вина на радио и телевидении.
О последствиях этого решения порталу KM.RU рассказывает известный демограф и социолог Дарья Халтурина.
Началась резкая атака на антиалкогольное законодательство
— Легализация рекламы вина на телевидения, безо всякого сомнения, внесет вклад в пропаганду потребления алкоголя. Производители вина проведут маркетинговые исследования, фокус-группы, и поймут, что не стоит рассчитывать на мужчин трудоспособного возраста. Те вряд ли быстро сменят свои предпочтения и откажутся от водки и пива в пользу вина.
Нет сомнений, что реклама вина будет ориентирована прежде всего подростков, молодежь и женщин. Наши женщины — сравнительно мало пьющие в сравнении с западноевропейскими, однако это может измениться в результате таких вот рекламных кампаний. В этом случае следует ожидать роста заболеваемости женщин раком груди, циррозом печени, а также рост числа новорожденных с фетальным алкогольным синдромом. Франция – передовой производитель вина, запретила рекламу вина не только на телевидении, но и вообще. Видимо, там заботятся о демографии на деле, а не на словах.
Легализация рекламы вина тревожна не только как сама по себе, но как крайне тревожный звонок. В последние месяцы началась резкая атака на антиалкогольное законодательство со стороны разномастных алкогольных лоббистов.
Складывается впечатление, что правительство решило залить кризис алкоголем, как это делал Гайдар в девяностые годы. Почему-то они считают что люди, опившись дурманом, не смогут выйти на митинги. Это иллюзия, как раз пьяные гораздо более склонны к общественным беспорядкам.
Самой неприятной законодательной инновацией последних месяцев стало замораживание акцизов на водку и другие алкогольные напитки. Дело в том, что повышение цен и акцизов на алкоголь — это самый эффективный способ снижения потребления алкоголя, связанных с ним смертности и инвалидности, насилия, преступности и сиротства.
Есть все риски повторить демографическую катастрофу еще раз
Водочные лоббисты используют тезис, что при повышении цен и акцизов на водку, растет доля нелегального алкоголя. Однако это не так. Последние три года в России были повышены акцизы на алкогольную продукцию. При этом количество как смертельных, так и не смертельных алкогольных отравлений снижалось. Это значит, что общее потребление крепкого алкоголя падало, значит заметного роста потребления нелегального алкоголя не было. Доходы в бюджет государства от акцизов на водку выросли на несколько десятков миллиардов рублей.
Количество нелегального алкоголя зависит не от цены на алкоголь, а от качества администрирования налогов, от качества государственного контроля за производителями и оптовиками. Проблема нелегального алкоголя в России стояла остро и при дешевой водке. Для ее решения нужно не снижать цену на водку, а ввести для начала действующее уголовное наказание за неуплату акцизов и торговлю спиртом. Ведь в России уголовная ответственность за нелегальный алкоголь, за неуплату акцизов фактически не действует из-за плохого качества законодательных норм, отсюда и проблема.
Но это не единственная попытка разрушения алкогольного законодательства. В настоящий момент рассматривается множество законопроектов, ослабляющих ограничения по продаже алкоголя. Например, правительство пытается легализовать дистанционную продажу алкоголя, несмотря на то, что при интернет-доставке невозможно контролировать ни запрет продажи несовершеннолетним, ни наличие акцизной марки, ни время продажи алкоголя. А ограничение территориальной доступности просто обессмысливается.
Такие инициативы противоречат Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. То есть Правительство идет против своих же ранее принятых решений, направленных на охрану здоровья граждан.
Мы хорошо знаем, чем кончались попытки задобрить население алкоголем. И в начале 90-х годов, и после 98-го года это привело к колоссальному росту смертности населения. Из-за таких популистских решений Россия уже потеряла миллионы человек за постперестроечный период. Есть все риски повторить демографическую катастрофу еще раз.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.