Как я стал сознательным трезвенником.Часть 3
«Клубы трезвости в СССР возникли как оппозиция той двурушнической политике в вопросе трезвости, которую проводила продажная верхушка КПСС в 70-80 годы». А. П. Бужс. Латвия. Сознательный трезвенник СССР.
СОВЕТСКИЙ ЭТАП ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ СССР (1981—1991 годы)
Как активный участник пятого трезвеннического движения нашей страны принял в нем участие с 1984—1985 годов.(начало перестройки). Эта волна отрезвления по воспоминаниям старейших трезвенников СССР началась еще в 50-е годы. В СМИ стали появляться редкие статьи по трезвости Ф.Г. Углова(Ленинград), П.П. Дудочкина(Тверь), И.А. Красноносова(Орел), А.Н. Маюрова(Горький), Э.Д. Брокана(Рига), Г.А. Шичко(Ленинград), В.Г. Кочарашвили(Днепропетровск), А. Ф. Миролюбова(Киев), Л.А. Ушакова(Нижний Тагил) и другие. В 70-80 годы в СССР стали появляться клубы трезвости. На Урале первый клуб трезвости появился в 1978 году в Нижнем Тагиле. Историю этого клуба «Исток» поведали мне ветераны трезвости Л.А. Ушакова , начальник медвытрезвителя А.И. Брусницин и рабочий Уралвагонзавода Николай Калоша. В 1984 году клуб трезвости «Кристалл» появляется в Первоуральске. Организовала его рабочая Первоуральского новотрубного завода В.С. Стольникова. В Первоуральск наша семья приехала жить в 1984 году. Через полгода в больнице был объявлен месячник по борьбе с алкоголизмом. Меня попросили написать статью на алкогольную тему в местную городскую газету. Статья вышла в газете «Под знаменем Ленина». После ее публикации ко мне в кабинет пришли терапевт Г. Елькина и фельдшер Л. Горшанова и сказали: "Вы настоящий трезвенник и мы вас приглашаем в городской клуб трезвости «Кристалл». Непросто было тогда и в самом клубе, так как опыта в трезвеннической деятельности еще не было. Два месяца я изучал книги, статьи в газетах, сотни писем от трезвенников страны в домашней библиотеке Стольниковой Виктории Степановны, составив маленький конспект. В конце весны 1985 года страна жила в ожидании перемен. Апрельский пленум ЦК КПСС, где был поставлен на обсуждение вопрос трезвости, майские встречи Горбачева в Ленинграде, слова «ускорение, перестройка» входили в наше сознание с трудом. 7 мая 1985 года вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». На тот период в СССР насчитывалось до полусотни активно действующих клубов трезвости, велась интенсивная переписка по кругу. Особый тон в переписке задавали ученые — трезвенники из Новосибирского Академгородка. Хорошо помню как в мае 1985 года в Первоуральск прибыл десант трезвости 13 ученых-трезвенников из Новосибирска: Поляков Д.Д., Рузанкин С, Гаврилко Б., Ковалев, Кардаш К. и другие. Удивительно, но факт. 3 января 2024 года, когда мы в Первоуральске проводили свои традиционные новогодние посиделки трезвости общественной организации Союз здоровых сил Урала, раздался звонок! ( почти 40 лет спустя), нас поздравляли с новым годом Сергей Рузанкин и Дмитрий Поляков.
Вот откуда наши корни трезвости! Тогда мы несколько суток обменивались опытом трезвости. Трезвенники Сибири предложили объединить наши усилия в отрезвлении здоровых и оздоровлении трезвых сил Урала и Сибири.
Имея научно обоснованные исторические материалы по трезвости мне удавалось выступать как лектору Всесоюзного общества «Знание» по 5-7 раз в день на предприятиях города Первоуральска. За 1985 год мною было прочитано 300 лекций по трезвости в разных аудиториях от 10-15 человек на производстве, до 800 человек в кинотеатрах города. Росло наше мастерство как агитаторов за трезвость, мы постигали основы трезвого и здорового образа жизни. Мы активно всем сердцем восприняли перестройку через трезвость.
В. Г. Кочарашвили из Днепропетровска прислала нам письмо к ней от Г. А. Шичко 24.12.1983 года. «Можно без лечения, только с помощью слов научной истины преображать людей, по сути переворачивать их сознание. Я давно пришел к заключению, что алкогольная проблема при научном подходе к ней легко поддается решению. Конечно, если заниматься резонерством, жонглировать фактами и фактиками, кланяться умеренщикам, постоянно думать, как бы чего не вышло — проблему не решить. Нам нужно стать истинными сознательными трезвенниками и безукоризненно честными людьми, тогда сможем решительно, умело и бесстрашно распространять трезвость, оказывать благотворное влияние на собеседников, слушателей и читателей. Невежество в области алкогольной проблемы не только населения, но и руководящих кадров очень велико... С помощью широкого и настойчивого распространения научных знаний по алкогольной проблеме, переубеждения людей мы сможем разорвать „заколдованное кольцо“ запрограммированности и быстро отрезветь».
Андрей Павлович Бужс из г. Резекне(Латвия) писал мне: "Клуб трезвости может успешно устоять и работать, если: 1.Он правильно ориентирован на резолюции ВОЗ 1975 г., что потребление алкоголя является не вредной привычкой, а наркоманией, что алкоголь является наркотиком и другими научными установками.
2. В клубе трезвости есть несгибаемые лидеры-борцы, которые думают о высших идеях, будущем народа, своих детей.
3. В клубе трезвости дать членам клуба научные ответы на все алкогольные мифы.
4. Членам клуба трезвости надо более-менее регулярно встречаться семьями, организовывать различные мероприятия(отдых).
5. Нужен свой угол(помещение).
Начавшийся советский этап трезвеннического движения в 50-е годы постепенно набирал силы, но этот этап пришелся на годы застоя. В июне 1985 года трезвенники страны провели Всесоюзную конференцию в Москве.
Проходила она в Центральном доме Советской Армии, куда съехались около 200 делегатов почти всех клубов страны. От Урала нас было 5 человек. ( ядро: Стольникова, Ушакова, Мелехин.). Нами были разработаны Устав и Программа Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, сформирован его руководящий состав, избраны активные трезвенники -журналисты в трезвеннический журнал «Трезвость и культура». На этой конференции я впервые лично познакомился со многими видными трезвенниками СССР: Ф.Г. Угловым, Б.И. Искаковым, В.Г. Кочарашвили. А.Ф. Миролюбовой, И. Берзинж, А. Туриком, Е.А. Киселевым, Зарько М.Г.) Мне запомнился москвич Евгений Александрович Киселев. Он дал мне тезисы по трезвости. Вот они тезисы1985:
1.ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС. Максимум полномочий. Работать не на жековском уровне. Юридическое лицо, членские билеты, собственный счет в банке или казна. Представительство в органах законодательной власти. Постановка проблемы перед руководством страны.
2. ОСНОВНОЙ ЛОЗУНГ АГИТАЦИИ. Требование "Сухого закона " полностью, никакой умеренной и культурной пьянки. Полумеры — только вред. Бороться не только со злоупотреблениями, сколько с употреблением спиртного. Или Россия уничтожит пьянку, или пьянка уничтожит Россию. Если не отрезвеем, никакие программы не будут реализованы. Воевать не столько с пьющими, сколько с опаивающими.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС. Методический совет или семинар для обмена опытом, материалами и сведениями(подумать, как его организовать).
4. НАШИ ПЕРСПЕКТИВЫ. Недруги наши ищут замену «змию» — панки, фашисты, кришнаиты. Их ринут в бой против нас. Надо подумать, что мы будем делать по этой линии.
Но к сожалению в сентябре 1985 года чиновники от трезвости ЦК КПСС, Минздрав СССР, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ни одного участника нашей конференции не пригласили на учредительный съезд ВДОБТа. Таким образом, по существу, из трезвеннического движения страны была искусственно выброшена наиболее здоровая патриотически настроенная часть общества. (сегодня могу сказать, многие активисты трезвости тех лет так или иначе попали в немилость к власть предержащим). Мы сразу же поняли, что есть две трезвости: народная — представленная энтузиастами и официальная, представленная чиновниками-бюрократами. Эта вторая официальная трезвость не только не стремилась поддержать первую, но и активно подавляла ее, не брезгуя даже активными полицейскими методами. С одной стороны шла искренняя отчаянная борьба за реальное отрезвление народа, а с другой — пошлая и наглая профанация этой борьбы. Бюрократические лжетрезвенники не только всячески травили трезвенников подлинных, но и выражали открытое презрение к страдающему от спаивания народу. В людях, пораженных привитым сверху алкоголизмом, видели кретинов, негодяев, достойных лишь злобной насмешки записных юмористов типа Хазанова или места в полутюремном ЛТП, но никак не людей, которым надо помочь. Мы же, трезвенники-энтузиасты, были движимы желанием вызволить этих людей независимо от того, какова в каждом конкретном случае была доля вины государства-спаивателя, раскинувшего по всей стране свои алкогольные тенета, а какова — человека, в эти тенета угодившего. «Спасти всех, кто еще может спастись» — вот был наш главный девиз. Бюрократов же заботило создание имиджа горбачевскому режиму, а наиболее злостных из них занимала идеяоткрытой дискредитации трезвости, нарочито топорное ведение трезвенной кампании, сознательное игнорирование подлинных отрезвителей, а то и откровенное шельмование их. Эти две линии в трезвенном движении обозначились с самого начала с ошеломляющей четкостью. Многие честные люди не могли взять в толк, как это можно, вроде бы пропагандируя трезвость, на деле цинично губить ее. Помню ожесточенную полемику между сторонниками абсолютной трезвости(сухой закон), в ряды которых я решительно встал с первых же мгновений, с так называемыми культуропитейщиками, призывавшими аккуратно дозировать «зеленого змия». «Зло можно победить, лишь приручив его», наставляли они. С неимоверной яростью они обрушились на «сухой закон»1914 года. Эмоций с обеих сторон было в избытке, но в споре решают дело не эмоции, а факты. Они же свидетельствовали о колоссальном исцеляющем эффекте «сухого закона». Тысячи цифр, собранных медицинской статистикой России(одной из лучших в мире) неопровержимо свидетельствовали, что "зеленый змий "смертен, если только захотеть его убить, и бесконечно живуч, если захотеть поиграть с ним. Факты показывают, что за годы «горбачевской»(только за это народ его не до конца проклял) трезвости, при всей ее непоследовательности и мощнейшей пятой колонне внутри нее, демографическая ситуация начала в стране стремительно улучшаться. Можно лишь представить, каких воистину сказочных успехов достигла бы наша Родина, если бы борьба с алкоголем была доведена до конца. Но лукавые спаиватели и их союзники псевдотрезвенники — культуропитейщики вначале опошлили и дискредитировали трезвую кампанию, а затем и вовсе свернули ее. Демографические кривые пошли в обратную сторону. Началось массовое вымирание народа, не случайно совпавшее с эпохой рыночной либерализации и неограниченной торговлей алкоголем. Один из первых указов Президента РФ в 1991 году провозгласил отмену государственной монополии на изготовление и продажу алкогольных изделий. Пьяная "Ниагара " хлынула в Россию. Был пройден критический порог алкоголизации населения (25 литров абс. алкоголя на душу населения), за которым следует неизбежная физическая и умственная деградация населения, то есть геноцид. Начало этого зловещего процесса мы трезвенники -энтузиасты , уловили еще в середине 80-х годов
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.