Сухой закон как благо для России
«Сухой закон» — закон о запрещении производства и продажи спиртных напитков. Применительно к императорскому указу 22 августа 1914 года мы можем говорить о частичном воспрещении, в случае с постановлениями Петроградской и Московской городских дум речь идет о полном запрете на производство, продажу и потребление всех спиртных напитков на подведомственной им территории. «Сухой закон» появился не на пустом месте. Его прообразом был законопроект «О мерах по борьбе с пьянством» (1913), который выдвинула правая фракция Государственной думы. Он предусматривал ограничение продаж спиртного и допустимых мест для торговли им, увеличение объема минимальной тар, уравнение с крепкими спиртными напитками пива, медов, браги, ограничение времени продажи спиртного (в городе — с 9.00. до 19.00, на селе — с 9.00 до 17.00), полный запрет на продажу водки в дни православных праздников, строгие посты, воскресные дни и дни им предшествующие. За появление в общественных местах в нетрезвом виде предлагалось ввести крупные штрафы, алкоголиков подвергать принудительному лечению, а торговцев спиртным, нарушающих закон, строго карать. Кроме того, рекомендовалось ввести обязательную пропаганду трезвого образа жизни в учебных заведениях. В книге А. Мендельсона «Итоги принудительной трезвости» читаем: «Произведен небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. В одно мгновение мы стали одной из самых трезвых стран мира и сохраняли эти позиции вплоть до конца 50-х годов прошлого века. Действие царского указа о запрете торговли алкоголем было приостановлено в 20-х годах и на тот момент наша страна потребляла лишь 0,8 литра абсолютного спирта на душу населения. Для сравнения — в наши дни мы выпиваем по разным оценкам от 18 до 25 литров.
Влияние трезвой жизни очень быстро сказалось на производстве уже через год производительность труда повысилась в среднем, на 9%, а в металлургической промышленности — на 13%. Количество прогулов снизилось в среднем на 27%, а в металлургической, то есть в самой «пьяной» сфере производства, — на 43%. Число арестованных в пьяном виде в Петербурге во втором полугодии 1914 года сократилось на 70%. Число доставленных в места вытрезвления сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные же результаты были получены еще по девяти губерниям России. Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд руб. против 0,8 млрд руб. в прежние годы до запрета. Огромное большинство населения легко и свободно прекратило потреблять алкоголь. Только 2,8%, то есть самые заядлые алкоголики, с трудом отвыкали от вина. А 84% опрошенных требовали, чтобы «сухой закон» был сохранен не только на время военных действий, а на вечные времена. Следует сказать, что сухой закон существовал и в Норвегии (1912–1926), и в Финляндии (1912–1931), и в Исландии (1914–1923), и в США (1920–1932), и в ряде других государств. И везде он приводил к положительным результатам.
Купцов Владимир Сергеевич, Ульяновская область, г.Барыш,
email: kvs73rus@mail.ru
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.