Критический рационализм Карла Поппера

2 января 2020 года

«Вера в науку столь же иррациональна, как вера в первобытные магические обряды(слепое верование).»Поппер Карл Раймунд(1902—1994)

Поппер Карл-австро-английский философ, один из крупнейших представителей философии науки хх века. Он творчески осмысливал и развивал проблемы философии науки в первой и второй половине хх века. Карл Поппер выстроил свою концепцию науки на критике самого мощного течения философии науки хх века — логического позитивизма.

Критический рационализм — влиятельное направление западной (в основном англо-американской и западно-германской) философии, ядро которого составляют методологические социально-политические идеи Поппера и его последователи. Это постпозитивистская философия науки. Базовые идеи философии Карла Поппера:

  1. Интерпретация научного знания как особого мира идей («третьего мира»), развивающегося по своим собственным, внутренним законам. качественно отличающимся как от законов материального мира(«мира вещей»), так и от законов человеческого сознания(«психическая реальность»);
  2. Открытый характер мира научного знания, заложенная в нем возможность и необходимость изменения своего содержания под воздействием информации , идущей от мира вещей в ходе их чувственного или эмпирического познания;
  3. Рациональным знанием является то и только то, которое принципиально (потенциально) может быть опровергнуто опытом.
  4. Главная функция опыта в динамике рационального знания состоит не в доказательстве или подтверждении научных истин , а в выбраковке ложных гипотез и теорий;
  5. Прогресс в развитии рационального знания заключается в постоянном увеличении его неопровергнутого информационного объема;
  6. Все рациональные концепции и теории являются принципиально ошибочными (в силу своих логически необходимых претензий на универсальность по отношению не только к наличному , но и к возможному опыту), рано или поздно их ложность будет доказана;
  7. В своей реальной деятельности рациональный человек и рациональное общество могут и должны ориентироваться не на необходимо — истинные теории( таких просто не может существовать . кто бы и что бы об этом не говорил), а на неопровегнутые пока( при достаточно большом количестве серьезных попыток их опровержения) и при этом как можно более информативные ( и потому наиболее смелые) концепции;
  8. Рационально_ориентированному человеку, обществу и его идеологии успех гарантирован в большей степени, чем людям с противоположным (нерациональным) типом мышления , поскольку именно рациональный способ познания настроен на динамику , изменения адаптивности , а не на утверждение ее конкретного пусть даже временно и успешного состояния Эти идеи критического рационализма были приспособлены и"вмонтированы" в западную идеологию социал- демократии 60- 70-годов хх в. с целью обоснования конкретных проектов социального реформирования экономических, социально-политических и культурных институтов западного общества. Данный тип рационализма является критическим потому, что демаркирует себя от всякого рода догматического рационализма (фундаментализма) как в науке, так и в философии(кантианство, позитивизм, гегельянство, марксизм-ленинизм и т.д.) не говоря уже о религиозной и других формах иррационализма. В качестве альтернативы критическому рационализму во второй половине хх в. был выдвинут целый ряд концепций. Наиболее известными из них являются парадигмальная теория развития науки Т.Куна, антинормативная концепция философии науки П. Фейерабенда и др. Однако наиболее серьезный разрыв с критическим рационализмом и ослабление его влияния на философию науки были вызваны формированием такого нового течения , которое получило название «постнеклассическая философия науки».

Литература: 1."Предположения и опровержения": Рост научного знания/ пер с англ.А.Л. Никифорова, Г.А. Новичкова М :АСТ; Ермак, 2004, 638 с.