К. Г. Лотенков. Метод Шичко. Настоящее, прошлое, будущее
Что такое метод Шичко? Почему сегодня открытие советского ученого, спасшее тысячи жизней, находится в забвении и отвергается современной наркологией? Что объединяет нынешних сторонников трезвости? Что мешает им признать это объединяющее начало? Что может стать общей платформой для деятельности всех трезвеннических организаций без потери их уникальности? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти Лотенков Кирилл Геннадьевич — преподаватель курсов по освобождению от зависимостей по методу Шичко, фонд «Трезвое поколение Урала», г. Екатеринбург.
Что такое метод Шичко? Его настоящее прошлое и будущее. Что думают о методе профессионалы, специалисты, обыватели? Вот о чём хотелось бы мне поразмышлять. Мне, человеку, которому метод спас жизнь в прямом смысле этого слова. Мне, человеку, который на протяжении более 15 лет старается донести этот метод до людей. Поводом для написания этой статьи послужило выступление одного человека, вернее, его выступление стало катализатором, а мысли о методе давно уже не давали мне покоя. Это выступление О. В. Владимирцева, координатора Православного Правозащитного Аналитического Центра Москвы, «Экспансия и опасность трезвеннических псевдоправославных движений», состоявшееся в рамках ХХV Международных Рождественских образовательных чтений. В своем выступлении докладчик осуждает священников и прихожан, организующих на приходах общества трезвости, мотивируя это тем, что они несут враждебные церкви учения, используя НЛП, методы гипноза, обмана, запугивания, превращая приходы в подобие тоталитарных сект. В том числе упоминает имя Геннадия Андреевича Шичко. Все это в общих словах, кто захочет, может найти этот доклад в интернете. Не хочется говорить о личности самого докладчика, о его отношении к алкоголю, в каких количествах он пьёт, с какой периодичностью. Мы, трезвенники, уже давно привыкли к тому, что нас считают экстремистами, не важно где, в среде православных или просто в гражданской среде или в каких-то других сообществах. Мы знаем, кто являются нашими основными оппонентами — это всё те же борцы за бокал хорошего красного вина по праздникам и т.д. Но речь сейчас не об этом, а о самом методе Шичко и его основателе Геннадии Андреевиче и о том, знал ли что-то докладчик, изучил ли он тему прежде, чем давать такие серьёзные оценки? Судя по докладу – ничего он не знал! Почему же этот человек позволяет себе клеветать на одного из наших советских учёных, определяя ему роль предводителя какой-то зверской секты? Геннадий Андреевич был учёным, настоящим, в то время не покупались научные степени, кандидатом биологических наук, одним из учеников школы Павлова. Фронтовик, гуманист, патриот и ещё много чего можно сказать об этом уникальном человеке и нашем соотечественнике. Всё, чем он занимался – это научная деятельность. И тут такое – секта, НЛП и т.д. Как бы, наверное, удивился сам ученый, узнав, что его приписывают к какому-то религиозному течению или направлению! Тогда и сект то в СССР никаких не было, все подобные деятели находились в психушках. Шичко умер в 1986 году, ну, какой он предводитель секты, откуда? Так и хочется сказать: «Вы, что там все с ума посходили?!» То, что Шичко определил, что такое социально-психологическая запрограммированность не значит, что он занимался нейро-лингвистическим программированием. Или Владимирцев узрел однокоренные слова и сделал на основании этого свой вывод? Но, это же смешно! Сразу виден «высокий» уровень осведомлённости докладчика в этом вопросе, а ведь он должен был разобраться, прежде чем «лепить» такие ярлыки на человека и его труды! И это враньё, откровенное враньё про то, что на занятиях по методу Шичко всё скрывается, информация даётся частично и людей вводят в какой-то обман и используют какие-то психотехники и даже гипноз! Ну, откуда он всё это взял?
Но О. В. Владимирцев не одинок в таких суждениях. Однажды, лет 10 назад я читал одну увлекательную книгу профессора А.Л.Дворкина «Сектоведение», в ней автор описывает разные секты, их учения и пагубность влияния их на человека, на его здоровье, психику и т.д. И там, я увидел, среди прочих, знакомое название «Оптималист». Это трезвеннические клубы и мы, трезвенники, знаем историю их появления и то, кто придумал название клубам: это жена Г.А. Шичко, Люция Павловна. Дворкин же, в своей книге приписывает клубы «Оптималист» одному из направлений секты Порфирия Иванова, знаете, наверное, о его системе «Детка» и обливании холодной водой. Не буду спорить о том, что такое секта Ивановцев, как в ней оказывают влияние на психику людей и, что входит в их учение. Вопрос в другом: а при чём здесь Геннадий Шичко и его метод? Не хочу осуждать Дворкина, но лично я поставил под сомнение правдивость и достоверность всей его книги, увидев эту информацию о клубах «Оптималист». Но есть и небольшое оправдание у этих двух авторов, слова которых я позволил себе покритиковать в этой статье. Оправдать мы их сможем, отвечая на вопрос: «А где же брали информацию эти исследователи и обличители метода Шичко?» Мы можем оправдать их, если попытаемся ответить на вопрос: «Где взять правдивую информацию о методе Шичко? Кто уверит нас в том, что это и есть Шичко и его метод?»
Вот здесь-то можно и поспорить и написать много чего, но я хочу максимально кратко описать ситуацию, как она видится лично мне. Где брать информацию о Шичко и его методе освобождения от зависимостей? Первое, что приходит на ум, это обратиться к наркологам, к профессионалам. Казалось бы, то, чем занимался Шичко и по сей день занимаются его последователи, это всё в одном ключе с деятельностью наркологов. Если мы начнём спрашивать у них, то большинство врачей не знают, что такое метод Шичко. Есть и те, кто знает, но отношение здесь отрицательное. В лучшем случае, они просто посмеиваются, а в худшем говорят примерно то же, что Дворкин и Владимирцев. Вот про Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов (далее Анонимные) и их программу вы найдёте у наркологов больше информации! Почему так?
Во-первых, это то, что у врачей есть медицинское образование, а у наших активистов трезвенников такого образования нет! Вот и получаем: «Что вы лезете не в своё дело?». Революционность метода Шичко состоит в том, что он проблему зависимости перенёс из медицинской области, какой она всегда являлась, в область педагогическую! Шичко доказал, что в основе любой зависимости лежат убеждения человека, а убеждения не вытравить никакими таблетками и уколами, да и другая терапия тут не поможет. Но не будем сейчас вдаваться в тонкости метода Шичко. Смысл в том, что отрезвлением могут и должны заниматься в большей мере не врачи, а педагоги! Или, по крайне мере, делать это совместно. Но принять такого наркологи никак не могут — это новое! И тащат к старому, к медицинскому аспекту: уколы, таблетки, процедуры.
Во-вторых, по мнению наркологов, наркомания — неизлечимая болезнь! А после открытия Шичко мы, его последователи, говорим, что есть полное освобождение и это не просто слова, а реальность! Это следует из самого подхода, точнее, из-за разности подходов. Наркологи считают это неизлечимой болезнью (кстати, здесь с ними солидарны анонимщики), а Шичко назвал наркоманию психологическим страданием, от которого можно полностью освободиться! Но это тема для другой статьи, не буду углубляться. Факт, о котором я хочу сказать, заключается в том, что наркологи ничего не знают о методе Шичко и от любого сотрудничества с нашими трезвенниками открещиваются, за небольшим исключением. А вот Анонимные есть уже во многих наркологиях! Схожесть подхода при работе с зависимыми, это первое, но есть и ещё одна причина, почему Анонимная методика вошла в сотрудничество с наркологией, но об этом чуть позже.
Пойдём дальше, если наркологи не знают о методе Шичко, тогда давайте спросим у самих трезвенников, участников трезвого движения, которое до недавнего времени возглавлял академик Углов Ф.Г., а сейчас профессор Жданов В.Г. Не приводя всю историю трезвеннических движений, возьмём события 1981 года, г. Дзержинск, где Углов и Шичко, на научной конференции, осуждают культурное употребление алкоголя и говорят о необходимости введения «сухого закона» в СССР. Эта информация доходит до новосибирского Академгородка, где молодые учёные, вдохновлённые выступлениями своих коллег, организуют ДОТ – добровольное общество трезвости, которое позднее переросло в СБНТ, возглавляемое Ждановым.
В 1985 году Шичко делает своё открытие, а в 1986 году он умирает! Но есть его последователи, есть уже клубы «Оптималист», есть и преподаватели курсов, такие, как Соколов Ю.А. и другие. О событиях того времени можно многое написать, но пусть это лучше сделают те, кто был непосредственно участником этих событий. Я лишь хочу проследить за тем, как использовался, как передавался метод Шичко, и о его, если можно так выразиться, чистоте. Сам основатель метода Геннадий Андреевич Шичко рано ушёл из жизни, не успев оформить подобающим образом своё открытие, не было написано книги или какой-то научной статьи. Всё, что мы имеем сейчас, это воспоминания его жены, небольшие статьи Шичко, которые выходили в книгах Дроздова И.В., но этого очень мало! Существуют и другие работы Шичко, увидевшие свет до открытия и после него. Так, некоторую информацию из этих работ использовала в своих курсах преподаватель Комарова Л.В., и есть эти работы у разных трезвенников как бы в частном хранении. Вот и все источники. Информация передавалась от преподавателя курсов к преподавателю, но единой книги или инструкции никогда не было! Все мы знаем детскую игру «глухие телефончики», примерно то же стало происходить с методом Шичко и его основными определениями. Да и не только с определениями, даже с самой концепцией, доходило до того, что отдельными преподавателями на курсах действительно использовались элементы аутотренинга и самовнушения. Я сам слышал, как одна трезвенница говорила, что нам надо стать не только сознательными, но и «подсознательными» трезвенниками. Добавьте ко всему этому то, что каждый преподаватель начинал привносить в свои клубы что-то своё. Так, в подмосковном клубе «Оптималист» прямо при входе висел портрет Порфирия Иванова! А ведь это был центральный клуб страны! Кто-то начинал торговать мёдом или ещё какими-нибудь товарами, превращая клуб в центр сетевой торговли. Так уходили от трезвости некоторые клубы. Менялись и те, кто оставался в деле отрезвления народа. Многие, оставляя всего несколько часов в своих занятиях для информации о трезвости, ушли в тему очистки организма, коррекции зрения. Я не осуждаю такой путь, это лишь констатация фактов. Хорошо это или плохо — судить не берусь, это тема для отдельной статьи.
Но что же метод Шичко? Некоторые преподаватели, отрезвев, обрели веру, стали православными, кто-то даже получил сан священника, и продолжили заниматься проблемой трезвости, но уже под руководством православной Церкви. Общество «Трезвение», отец Игорь Бачинин и ещё целое направление православных трезвенников. Их, кстати, и осуждал Владимирцев в своем докладе, хотя они не говорят открыто про Шичко, может, только так, вскользь, но видимо и этого хватило!
Трезвенники постоянно делятся, что-то создают, каждый добавляет своё и, думаю, что это хорошо. Но нет того, чтобы всех нас объединяло, я имею ввиду в методологическом смысле! Появились организации СУСТ во главе со Зверевым А.А., «Общее дело», «Трезвые дворы», есть СБНТ и даже какие-то остатки «Оптималистов». Я заявляю со всей ответственностью, что есть то, что всех нас могло бы объединить! Есть нечто общее, что отличает всех тех, кого я причисляю к последнему трезвенническому движению, от других не пьющих и не курящих людей! Ведь есть же что-то общее!? Подумайте над этим, трезвенники! В конце статьи скажу своё мнение, как я думаю, что это такое.
А теперь, вернёмся к вопросу о чистоте метода Шичко. О православных преподавателях нечего и говорить, понятно, что произошло некое слияние и симбиоз, то есть концепция и элементы сохранились, но вот имя Шичко и названия, конечно уже не те. Так произошло и с другими преподавателями, они, усвоили основную концепцию, давайте назовём её «концепцией сознательной трезвости». Они усвоили эту концепцию, но забыли о том, кто всё это обозначил, разработал и назвал, применив научный подход! Доходит до того, что некоторые преподаватели начинают как бы заново открывать метод! Придумывают свои определения, добавив что-то незначительное, забыв случайно или намеренно, что всё уже давно открыто и названия и определения даны, не понимая того, что это похоже на изобретение велосипеда, который уже давно изобрели.
Не удивлюсь, если лет так через пятьдесят имя Геннадия Шичко будет совсем забыто и какой-нибудь трезвенник заново сделает открытие, применив свои названия к тем определениям, которые обозначил Шичко. Так некоторые из УСТовцев заявляют о какой-то «Новой Школе Собриологии», но когда их просят объяснить, что принципиально нового в этой школе, начинают говорить всё то, что уже давно обозначил Шичко! Искажения, надстройки, добавки и передёргивания, вот что я увидел в трезвом движении по отношению к методу Шичко! Скоро уже ни один трезвенник не сможет вразумительно объяснить, что это такое! А чего же мы ждём от людей посторонних, таких, как Дворкин и Владимирцев?
Искажения начались даже ещё при жизни Шичко, когда он вынужден был писать рукописи. Когда его спросили об этом, почему он так делает, он ответил, что редакторы настолько искажают его статьи, что он вынужден писать своей рукой и только этим записям можно доверять! Это в двадцатом-то веке! Доходило до абсурда, когда редакторы так увлекались, что в конце статьи писали о вреде пьянства и алкоголизма, всё, как и было тогда принято, и что нужно бороться с этим, «развивая культуру пития и любовь к хорошим качественным винам» и подписывали такие статьи: Г. А. Шичко! Об этом говорил сам Геннадий Андреевич. И скольких трудов ему стоило, чтобы убрать свою подпись из-под этих статей. Это было при его жизни, а что уж говорить о сегодняшнем дне, когда информация настолько исказилась, что даже те, кто называет себя преподавателем по методу Шичко, не знают основных определений! Впервые я столкнулся с этим на трезвенническом слёте на Истре, где выступал один такой преподаватель с пятнадцатилетним стажем, как он сам говорил, и ему был задан вопрос: «Скажите, а что такое «потребность» по определению Шичко?». И этот преподаватель не смог дать ответ! Это было в начале 2000-х, я тогда был совсем ещё молодым трезвенником, но отлично знал это определение. Я удивился и подумал, что это просто какой-то единичный случай. Но потом я понял, что это не так! И уже в 2012 году, когда я был на озере Песчаное на слёте трезвенников, я в этом убедился в очередной раз! Был организован круглый стол по вопросам метода Шичко, на который приглашали преподавателей по методу Шичко обсудить насущные проблемы в вопросах трезвости. Я пришёл, дождался своей очереди выступать и рассказал им историю про того преподавателя, не знающего определений, а потом сказал: «Я не буду сейчас задавать тот же самый вопрос вам, преподавателям по методу Шичко, потому что боюсь, что ни кто из вас на этот вопрос, что такое «потребность», мне не ответит!» На той встрече было около десяти преподавателей по методу Шичко, по крайне мере, они так себя называли, и мне никто, представляете, никто из них не возразил! Между прочим, на том слёте были курсы для тех, кто хочет стать преподавателем по методу Шичко, я на них не пошёл, чтобы не расстраиваться! В конце слёта молодым ребятам выдали десятки удостоверений, в них обозначалось, что владелец этого удостоверения теперь имеет право называться преподавателем по методу Шичко: «глухие телефончики» продолжаются!
Вот такая картина получается. Простые люди ничего не знают о методе Шичко, некоторые из них даже позволяют, обливать грязью метод и его основателя. Наркологи ухмыляются, не воспринимая всерьёз всё, что они слышат о методе. Сами трезвенники путаются, а многие даже и не знают, что это такое — метод Шичко, и даже сами преподаватели не знают основных определений!
Теперь вернёмся к тому, что нас всех объединяет. А объединяет нас именно концепция сознательной трезвости. Хотите, назовите её по-другому, но, я думаю, вы понимаете, о чём я говорю. Именно Шичко дал все определения и понятия, он всё обозначил! И мы все это понимаем и поддерживаем. Так зачем же нам снова изобретать велосипед?! Не лучше ли внимательно изучить то, что нам оставил Геннадий Андреевич? Я уверен, что в этих основных понятиях у нас не будет разногласий! Более того, эти основные понятия и есть то единственное, что всех нас объединяет, хотим мы этого или нет! Нам просто надо признать это! Ну, что стыдного признать себя последователем теории одного советского учёного? Или кого-то гордость мучает и он считает себя выше этого? Это могло бы быть платформой, которая объединила бы всех трезвенников нашего направления! И отталкиваясь от общей для всех платформы, мы могли бы дальше развивать и популяризировать эту методику, написать книги, инструкции и методички. Я имею ввиду сам процесс отрезвления человека, превращение его в сознательного трезвенника, только это. А там уж пусть кто хочет — борется за трезвость, кто хочет — утверждает и сохраняет её, кто хочет — занимается профилактикой, а кто реабилитацией: у кого что лучше получается. Эх, если бы у нас была такая методологическая база, одна для всех, то мы могли бы войти с ней в наркологические больницы в разных регионах страны, создать типовые реабилитационные центры и вести профилактику в школах и других учебных заведениях! И это всё есть у нас, но только в таком зачаточном виде, что никуда мы пробиться не можем! Кто в лес, кто по дрова, у каждого своё, каждый претендует на свою уникальность, не понимая того, что уникальность останется, никуда не денется, а наши возможности усилятся многократно! А пока это место будут и, вполне успешно, занимать Анонимные.
Помните, в начале этой статьи, я говорил о том, что есть ещё причина, по которой анонимщики входят во все структуры? Да потому, что у них есть одна на всех, общая программа! Есть у них программа и для созависимых, есть и для алкоголиков и наркоманов, есть и для клубов и для реабилитационных центров!
А у нас что? Лебедь, рак и щука? Что сегодня мы можем предложить официальной наркологии, чтобы она нас поддержала? Имею ввиду в глобальном масштабе. Между тем, сама концепция сознательной трезвости существует! И мы все её боле менее понимаем, но продолжаем говорить на разных языках, ссорясь и разжигая между собой ненужные конфликты! Метод Шичко – вот тот язык, который мог бы объединить всех трезвенников и помочь прийти к единому пониманию, создать единую платформу, развить её и применить на деле! Ведь сознательная трезвость на порядок выше, чем то, что предлагают нам различные методики освобождения от зависимостей, в том числе и Анонимщики со своим опытом воздержания! Но мы не можем продвинуть концепцию сознательной трезвости, потому что нет единого понимания, вернее оно есть, но только условно. Я призываю всех трезвенников подумать об этом! Есть то, что может нас объединить! Нужно только понять это и начать действовать! Велосипед уже придуман — он стоит и пылится на чердаке, пришла пора достать его! Или ничего не делать и продолжать мириться с тем, что нас называют сектантами, нигде не воспринимают всерьёз, и поносят наши идеи!
Вот такие мысли у меня, надеюсь, что я никого не обидел и никакие фамилии тут названные не опорочил. Не люблю тех, кто разжигает вражду между трезвенниками, говоря: «Вот, делайте только так, кто не согласен – тот не трезвенник и занимается ерундой!» Я за объединение, ну хоть в чём то! И никто из нас не занимается ерундой, мы всё равно, делаем что-то для отрезвления нашей Родины! Хотя я так нелестно описал наше трезвенническое движение, но всё же от всего сердца благодарен этому движению, ведь благодаря ему, лично я остался жив и пишу сейчас эти строки!
Всем добра, уважаемые соратники, спасибо, что прочли, буду ждать отзывов!
С уважением, Лотенков Кирилл, инструктор РОБО «Трезвое Поколение Урала», г. Екатеринбург.
Уважаемые читатели, Ваши отзывы просим оставлять в комментариях или направлять на электронный адрес trezvayarussia2016@mail.ru
Сайт фонда «Трезвое поколение Урала» http://trezvayarussia.ru
Статья так же опубликована
в группе фонда «Трезвое поколение Урала» https://vk.com/trezvayarussiareports
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.