Корни советского трезвенничества

4 сентября 2015 года

ТРЕЗВЕННИКИ — религиозная секта в России. См. Чуриковцы.

«ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ» — массовый протест в 1858—59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. С 1819 по 1859 доля питейных сборов в общей сумме податей возросла в 3 раза и составила 46% всей суммы. Откупщики еще более увеличивали его тяжесть. Гл. участниками «Т. д.» были гос. крестьяне, наиболее страдавшие от откупов. К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и др. «Т. д.» началось с возникновения в авг. 1858 об-в трезвости в Виленской и Ко-венской губ., к-рые к лету 1859 распространились в V 32 губ. России, преим. в сев. -зап., центр, и поволжских. Крестьяне на сходках принимали условия о неупотреблении вина, нарушителей подвергали ден. штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губ. Ср. и Ниж. Поволжья, Приуралья и центра России. «Т. д.» было усмирено крупными воинскими силами. За участие в «Т. д.» 780 «зачинщиков» бы-ли преданы воен. суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь. «Т. д.» вылилось в стихийный протест не только против откупщиков и тесно связанных с ними органов власти, но и против всей системы крепостного права. «Т. д.» совпало с заметным ростом крест, волнений накануне реформы 1861 и в силу этого приобрело особую опасность для пр-ва. Под непосредств. влиянием «Т. д.» откупная система указом 26 окт. 1860 была отменена с 1863. «Т. д.» широко освещалось А. И. Герценом в «Колоколе» и приложении к нему «Под суд!».
Лит.: Сведения о питейных сборах в России, ч. 1—4, СПБ, 1860; Добролюбов Н. А., Народное дело, Собр. соч., т. 5, М,— Л., 1962; Лурье Г., Питейные бунты 1859 и П. П. Линьков-Кочкин, «Звенья», 1934, кн. 3 — 4; Федоров В. А., Крест, трезвенное движение 1858—1859 гг., в кн.: Революц. ситуация в России в 1859 —1861 гг., М., 1962.
В. А. Федоров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. Москва, 1973 г., том 14, стр. 381.


ЧУРИКОВЦЫ — религиозная секта в России, основная в религиозно-этическом движении трезвенников, в котором существовали и другие секты (анисимовцы, григорьевцы, колосковцы, мироновцы, смирновцы). Основатель — бывший самарский купец И. А. Чуриков (1862 — после 1930). Он проповедовал нравственные религиозные спасения путём отказа от алкогольных напитков и курения. Его приверженцы создали легенду о Чурикове, будто бы обладавшем божественной силой исцеления от пьянства. Чуриковцы пользовались некоторым влиянием среди городских низов Петербурга и Москвы. Отдельные их группы сохранились в Ленинградской области.

Литература:
Элиашевич И. Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Ленинград, 1928 г.
Юдин Н. И. Чуриковщина. 1963, г. Москва.
Аптекман Д. М. К характеристике современного состояния религиозного трезвенничества в кн: Конкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967.

Источник: Советская историческая энциклопедия. Главный редактор Е. М. Жуков. Москва, 1976 г., том 16, стр. 99.


ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО — религиозное, течение в рус. сектантстве, возникшее в кон. 19 — нач. 20 вв. в мелко-бурж. слоях гор. населения. Т. призывало к религ. -нравств. самосовершенствованию класса» и «спасению души» путём воздержания от употребления спиртных напитков, курения и т. п. Оно соединялось с признанием особой «благодатной силы» пророков руководителей групп и сект трезвенников. Для Т. характерны различные суеверия, шарлатанство, инсценировки «чудесных исцелений». Известен ряд сект (чуриковцы, колосковцы, анисимовцы, мироновцы и др.), названных по именам и её ни их руководителей. После Окт. революции 1917 в связи с резким уменьшением числа верующих среди населения СССР значительно сократилось и число религ. трезвенников. В отд. р-нах РСФСР остались немногочисл. последователи религ. Т.

Источник: Большая советская энциклопедия. 1977 г., том 26, стр. 178.