Афанасьев А. Л. Трезвенное движение России + комментарий Валерия Мелехина

17 сентября 2015 года

Афанасьев А.Л., доцент кафедры истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, к.и.н., г. Томск

Трезвенное движение — это общественное (социальное) движение за добровольный отказ от потребления алкоголя, за принятие государством и органами местного самоуправления ограничительных, запретительных и просветительных мер против распространения, продажи, производства и употребления алкоголя. Используя классификацию социальных движений, принятую в современной социологии, мы относим трезвенное движение к «экологическим движениям». Последние, согласно Джери, направлены «на ограничение разрушений окружающей среды и общества в результате преобразования естественного мира социальной деятельностью» [1. Т. 2. С. 245-246]. В случае трезвенного движения речь идет о борьбе за ограничение тех разрушений «естественного», трезвого мира и человека, которые происходят в результате распространения, продажи, производства и употребления алкоголя.

В силу исторических и культурных особенностей России, где государство играло и играет ведущую роль в развитии общества, а самоуправление развито слабо, трезвенное движение неоднократно прерывалось. С конца 1850-х годов по начало XXI века имело место пять российских трезвенных движений [2. С. 102-107].

Первое — крестьянское, в 1858—1859 годах, в период кризиса феодально-крепостнического строя. Началось летом 1858 года под влиянием проповеди католического духовенства (епископ Жемайтийский Мотеюс Валанчюс) в литовских губерниях, затем перекинулось на белорусские и русские губернии Европейской России, где крестьян поддержало православное духовенство. Было подавлено правительством, вставшим на сторону капиталистов-откупщиков.

Второе — с конца 1880-х по 1917 год, в период развития капитализма, в т.ч. его высшей стадии — империализма. Участниками были крестьяне, священники, рабочие, учителя, врачи, предприниматели. Прекратилось в период слома старого общественного строя и становления нового: во время революции 1917 г. и начала гражданской войны.

Третье — в 1928—1930 гг., в начале ускоренной модернизации страны, в период «юности коммунизма». Участники — рабочие, служащие, учащиеся — юношество и подростки, комсомольцы и пионеры. Прекратилось под давлением коммунистического государства, взявшего курс на расширение продажи алкоголя в качестве одного из источников изыскания средств для проведения индустриализации.

Четвертое -1970—1980-е гг. (первая половина 1970-х- конец 1980-х гг.), в период «зрелого» коммунизма и его кризиса. Участники — интеллигенция и рабочие. В 1970-е гг. было малочисленным, «клубным» (клубы трезвости). Многочисленным стало с начала 1980-х гг. Как массовое движение прекратилось в конце 1980-х гг. в условиях разрушения коммунистического строя (советской цивилизации), советской государственности.

Пятое — с конца 1980-х — начала 1990-х гг. по настоящее время. Это период становления послесоветской («постсоветской»), «социал-коммунистической» России. Участники движения — интеллигенция, рабочие, священники, крестьяне.

Формы движения в зависимости от исторических условий были разными: разгромы питейных заведений (имели место в 1858—1859 гг.), бойкот, пикеты питейных заведений, демонстрации, крестные ходы, митинги, праздники, собрания, сборы средств, требования (петиции, прошения, жалобы), трезвенные организации и клубы, слеты, конференции, съезды, кампании по избранию трезвенников в органы государственной власти и местного самоуправления, организация депутатских запросов, лекции, беседы, проповеди, обеты (торжественные обещаний), организация обществами трезвости взаимопомощи и досуга (касс взаимопомощи, любительских хоров, вечеров, спортивных состязаний), издание и распространение печатной литературы (листовок, газет, журналов, брошюр, книг, плакатов) и информации в Интернет (последнее применяется с начала XXI в.).

Закономерности и перспективы движения:

  1. Трезвенные движения возникали в такие периоды жизни российского общества, которые, используя понятия синергетики, можно охарактеризовать как фазы «беспорядка», «хаоса» [3], что вызывало усиленные поиски выхода в обществе. «Беспорядок» усугублялся растущей продажей и потреблением алкогольных изделий. Часть граждан видела выход в трезвенном движении, полагая, что оно способно остановить разрушительные процессы и вызвать положительный рост.
  2. Власти в 1914, 1928 и 1985 годах, стремясь сохранить устойчивость положения в стране, пошли на попытки. использования трезвенного движения. Вследствие этого были предприняты антиалкогольные «кампании»: скоропалительные, плохо продуманные административные антиалкогольные меры, проводимые без достаточного привлечения сил общественности. Часть лиц, принимающих решение, были косными бюрократами, беспринципными карьеристами или членами антисистемных по отношению к существующему строю организаций. Эти люди нередко доводили антиалкогольные меры до нелепостей или выставляли их нелепыми в глазах общественного мнения.
  3. Нарастание общего кризиса в стране и запретительно-ограничительные меры привели к спаду трезвенного движения (1914—1916 годы; конец 1980-х годов) — не стало против чего бороться: власти сами, без должного совета с обществом и без его участия насильственно и неумело сворачивали производство и продажу алкоголя и т.п.
  4. В то же время не были предприняты системные меры по гармонизации общества, выводу его на стадию роста. Ввиду этого антиалкогольные мероприятия по истечении трех-четырех лет (к 1917 году; 1989 году) не привели к оздоровлению общества (все разладилось, шло вразнос, и результатов не было, или они были не те, на которые рассчитывали). Развивающийся общественно-политический и экономический хаос в совокупности с «внешней катастрофой» (первая мировая война в 1914—1918 гг.; «холодная» война в 1980-х гг.) повлекли за собой «внутреннюю катастрофу» — гибель системы. Разрушение страны в 1917 и 1991 гг. привело к прекращению трезвенного движения или его резкому свертыванию.
  5. В настоящее время (начало 2011 г.) наблюдается картина, близкая к той, которая была накануне I мировой войны и в начале «перестройки»: в стране «беспорядок», «выбор нового пути»; трезвенное движение оживилось, верховная власть начинает поворачиваться в сторону ограничительных антиалкогольных мер (допуск трезвенников на передачи Центрального телевидения, запрет продажи алкоголя крепостью свыше 15 градусов в ночное время, антиалкогольные высказывания руководителей государства). Однако не следует обольщаться. Исторический опыт и наука показывают, что успехов в деле отрезвления можно достигнуть только тогда, когда развито местное самоуправление, и общество построено как «многоклеточный», саморегулирующийся организм; когда при активном участии самого населения антиалкогольные меры проводятся комплексно, планомерно, полно и постепенно [см.: 4. С. 90; 2. С. 109-110]. Так, например, это происходило с конца ХIХ до начала XXI вв. в Швеции и Норвегии.

Следовательно, трезвенное движение — это необходимое, но не достаточное условие для оздоровления России. Наряду с ним нужно разрабатывать, распространять и проводить в жизнь программу переустройства общества на принципах теории «социогармоники» — «областных земельных республик», «вечевой», сословной демократии и др. [см.: 5].

Современное российское трезвенное движение разнородно.
В нем можно выделить следующие течения:

  1. Православные. — «Иоанно-Предтеченское Братство «Трезвение» Русской Православной Церкви» и др. Общественный идеал — трезвение, отрезвление как Преображение человека — православного христианина; Россия как «Святая Русь».
  2. «Почвенники», «политики». — Союз борьбы за народную трезвость (СБИТ) и др. Идеал почвенников — трезвый, здоровый, сознательный гражданин; Великая Россия. Руководители стремятся наладить связи с представителями власти и проводить с участием последних антиалкогольные меры. Широко проводятся платные мероприятия («курсы по улучшению зрения без очков», «десанты здравосозидания», семинары и др.). Часть деятелей являются православными, сотрудничают с мусульманами.
  3. «Оздоровители». — Общероссийское общественное объединение «Организация «Оптималист»» и др. Общественный идеал близок к СБИТ, но упор делается на помощь пьющим и общее оздоровление без медикаментов. Проводятся платные курсы по избавлению от зависимостей. Часть деятелей является «ивановцами» — последователями Порфирия Корнеевича Иванова (1898—1983). Те, кто продвинулся в организации ивановцев, обожествляют П.К. Иванова.
  4. «Западники». — «Международная независимая академия трезвости» и др. Идеал — здоровый человек — член «гражданского общества»; Россия, как «цивилизованная страна», устроенная по типу стран Евросоюза. Имеют широкие связи с иностранными и международными трезвенными организациями. Многие деятели стоят на позициях атеизма или неопределенной религиозности.
  5. «Чуриковцы». — Последователи неохристианского проповедника трезвости конца XIX — начала XX в. Иоанна (Ивана) Алексеевича Чурикова (1861 — после 1928). Их общественный идеал близок к «почвенникам», но, в отличие от последних, чуриковцы почитали И.А. Чурикова как воплощение Иисуса Христа. Действовали замкнутой и сплоченной общиной. В настоящее время идет процесс их активного воцерковления под окормлением протоиерея Александра Сорокина, настоятеля восстанавливающегося собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери к 300-летию Дома Романовых.

Наиболее глубокие, положительные результаты достигаются православными трезвенниками. Возможно и необходимо сотрудничество первых четырех течений, не поступаясь мировоззренческими вопросами. Необоснованна и противозаконна хула атеистов, «ивановцев» и др. на христианство, Русскую Православную Церковь по вопросам Святого Причастия.

Литература

  1. Джери Дэвид, Джери Джулия. Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джери. М.: Вече; ACT, 1999. Т. 1-2.
  2. Афанасьев A.JI. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907—1914 годы: опыт оздоровления общества: монография / A.JI. Афанасьев. Томск: Томский гос. ун-т. систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
  3. Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем [Электронный ресурс] / Г.Ю. Ризниченко // Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика». Центр стратегии динамического развития. — Электрон, дан. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Rznk.htm (дата обращения: 30.11.1910).
  4. Первушин С.А. Опыт теории массового алкоголизма в связи с теорией потребностей: к вопросу о построении теории алкоголизма, как массового явления: докл. Комиссии по вопросу об алкоголизме 3 дек. 1911 г.: изд. Комиссии / С.А.Первушин. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1912. 102 с.
  5. Головко В.В. Социал: начала социогармоники. Томск, 2007. -Электрон, дан. — URL: w\vw://bali.ostu.ru/umc/zj2009_l.php (дата обращения: 10.01.1911).

Источник публикации: Редсовет: Бачинин И. В., Клименко И. П., Дуронкин В. К. Сборник материалов 1-2 сессий научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Екатеринбург, 2011.


Комментарий Валерия Мелехина

Мелехин

Прочёл с интересом статью Афанасьева А. Л. «Трезвенное движение в России», выскажу своё мнение. На 2011 год Афанасьев А. Л. даёт свою версию трезвенного движения России (5 этапов, течения). А где Международная академия трезвости (Маюров А. Н.), Союз утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Урал» (Зверев А. А.), Концепция общественной безопасности, Русские пробежки и др. Они ведь тогда уже были. Неужели не знал? В 2012 году появилась Всероссийская политическая партия Сухого закона России. 15 сентября 2015 года в пятый раз поданы документы на регистрацию партии. Интересна фраза сотрудницы Минюста, принимавшей документы от Германа Геннадьевича Климентенка в Москве: «А что, вашу партию ещё не зарегистрировали? Я думала вы уже зарегистрированы...» Через месяц будет получен очередной ответ от Минюста РФ. Откуда мы? Можно точно сказать — мы из трезвеннического движения России. В нём давно уже пробивалась политическая струя. Достаточно посмотреть наши статьи по истории создания партии трезвости на сайте партии.

Способно ли само трезвенническое движение России породить из своих недр полноценную партию? Да, я и мои друзья-соратники корнями из трезвеннического движения СССР середины 80-х годов. Лишь через 9 лет пребывания в трезвенническом движении России мне стало ясно, что всё упирается в политику. В том числе — и наше трезвенническое движение страны. Только через политику может быть решена проблема отрезвления. Только власть отрезвит народ! Но одного трезвеннического движения России для создания мощной избирательной машины, способной реально влиять на влась, недостаточно. Пожалуй, можно даже зарегистрировать партию трезвости (что мы и пытаемся три года уже как сделать). Будущее нашей партии зависит от нас — необходимо выходить на сотрудничество с патриотическим и демократическим движениями России, но через трезвость.

Мы не только трезвенники. Не случайно из нас сформировалось ядро партии Сухого закона России — более тысячи человек из 52 регионов страны за последние 3 года. Мы называем себя социал-патриотами, и корни наши выходят из русского революционного народничества. В нём выделялось 3 направления: анархисты (Бакунин, Крапоткин и др.), революционные демократы (Лавров, Михайловский и др.) и бланкисты (Ткачёв, Нечаев и др.). Мы — продолжатели Петра Лавровича Лаврова.

В перспективе название партии будет изменено, один из вариантов — Всероссийская политическая партия «Народная победа». У нашей партии есть все необходимые элементы:

  1. Cистемообразующая идея: «Мы социал-патриоты — союз всех истинных патриотических и демократических сил — видим Россию трезвой великой державой, свободной, процветающей и богатой. Где царит мир, порядок и социальная справедливость. Мы одолеем всех, кто предал интересы нашей родины в угоду компрадорскому капиталу, кто выступает за возврат к отжившему прошлому».
  2. Образ врага: трёхглавый дракон (мафия, бюрократия, буржуа-спекулянты).
  3. Момент силы: только все вместе мы сможем одолеть на пути к светлому будущему бюрократию, буржуа-спекулянтов и мафию.