Достижение или ошибка. Публикация Юрия Кашина, газета «Родник трезвости»

30 мая 2015 года

В мае 1985 года вышли два постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Начался интересный период в питейной истории России, получивший бытовое название горбачевский сухой закон. Как гласит одна из аксиом академика Углова: «Всё хорошее в человеке алкоголь разрушает, все плохое — усиливает». Благодаря снижению потребления алкоголя на 30-50% в жизни людей произошли мощные улучшения. Отцы стали приходить домой трезвыми, повысилась производительность труда, резко снизилась преступность, меньше стало больных и калек, люди не боялись отпускать вечером детей на улицу, магазины стали наполняться товарами, возросло число свадеб и снизилось число разводов... Самый большой эффект был получен в области демографии.

Как во всяком крупном деле в проведении горбачевской компании были просчеты, ошибки, перегибы и просто дурости. Но было и мощное противодействие, и сознательная деятельность на провал этой компании. Так, производство водки снизилось на сорок процентов, а количество торговых точек сократилось в некоторых городах в десять и более раз. Результат легко просчитывался и есть основания считать, что это было сделано с расчётом вызвать недовольство в народе. Люди, не представляющие себе жизни без алкоголя, выстроились в огромные позорные очереди за спиртным. Особенно старались опорочить трезвость наши пьющие литераторы, кинорежиссеры, журналисты и прочие любимцы страны. Наиболее эффективной является ложь с примесями правды. Такая ложь распространялась по всем информационным каналам и сейчас её поток не иссяк.

Весь умеренно выпивающий мир обрадовался и взволновался. Накануне тридцатилетия «полусухого закона» Горбачев признал антиалкогольную компанию ошибочной. Это же как бальзам на жаждущие души:

– Да мы всегда знали и говорили, что от запретов на алкоголь только хуже бывает. Ни один сухой закон ничего хорошего не дал!

Действительно, есть вещи, о которых соотечественники, стоящие на трезвых позициях и на позициях проалкогольных никогда не договорятся. Первые порой в запальчивости перегибают палку. В словах вторых полно заблуждений, очевидной лжи и преднамеренного вранья. Сходятся непримиримые эти стороны лишь в том, что очереди – это нехорошо, да в том, что рожали тогда на полмиллиона младенцев в год больше, а хоронили в те полутрезвые годы на 200 тысяч человек в год меньше. В основном это были мужчины действующие, трудоспособного возраста. Михаил Горбачев говорит о сохранении жизни за время компании 1,6 миллионов человек. Трезвенники считают эти факты огромным достижением и доказательством эффективности ограничений на алкоголь. Защитники употребления алкоголя говорят об этом вскользь, как о неочень существенном.

Популярный защитник алкоголя Дробиз говорит, что люди поверили в улучшение жизни и по этой причине женщины принялись рожать и рожали на полмиллиона младенцев больше ежегодно. По другому оценивают этот факт люди трезвые. Они считают, что мужчины, протрезвев, жили в семьях так, как должно жить. Молодые люди – нормальные парни и девушки, а таких – большинство, самогон не пьют, суррогаты не употребляют, в огромных очередях за выпивкой не стояли – поэтому свадеб играли больше, а разводов стало меньше. Из-за алкоголя меньше мужчин погибало по разным причинам, калечило себя и попадало в тюрьмы. Дети, по причине трезвости родителей, рождались прекрасно здоровыми. Тоже фактор – намучившись с больным ребёнком, мало кто захочет повторить это ещё пару раз.

Разные взгляды у сторон существуют на алкогольные отравления, суррогаты и самогон, дыры в бюджете, виноградники и прочее, вплоть до развала СССР.

Вот идёт волна: «Люди стали пить суррогаты, одеколон, клей БФ, очистительные жидкости, нюхать клей и ацетон…. Из-за этого стали массово погибать нормальные мужики». И приводят свидетельства очевидцев и себя кулаком в грудь колотят. Только при массовом возрастании алкогольных отравлений, с чего бы возросла средняя продолжительность жизни и на 200 тысяч в год уменьшилась смертность? А когда закончился этот полутрезвый период, тогда-то и пошли суррогаты, массовые алкогольные отравления, снижение рождаемости и вымирание народа по миллиону и более в год.
Не говорили ли тогда защитники употребления: «Никто их пить не заставлял. Туда им, пьяницам, дорога!»?

Статистика утверждает, что за первое же полугодие от внедрения ограничений на алкоголь смертность от алкогольных отравлений снизилась на 56%. Вдвое сократились самоубийства, большинство которых совершается по пьянке. Да еще смертность насильственная и от травматизма уменьшилась на 36%. Где же правда – на стороне трезвости или умеренной выпивки?

Но мы статистике не верим. Особенно, когда она противоречит нашим понятиям. Да и реальные основания тому имеются. Давайте обратимся к разуму, которым располагаем и которому мы доверяем побольше. Люди стали пить гадости. Но они пили их и раньше. В начале шестидесятых годов на машиностроительных заводах клей БФ считался валютой, за которую можно было достать или сделать для себя то, что нужно. И одеколон, и лосьон были в ходу. Некоторые даже хвастались выпитыми духами. Пили тогда метиловый спирт, антифриз и даже на сапожный крем находились «умельцы». Что только не вливали в себя люди с сознанием, искаженным ложными представлениями об алкоголе. Таких людей было немного, но они были.И здесь защитники алкоголя часто привирают, особенно когда говорят про нюханье клея и ацетона. В токсикоманию тогда ударились в основном подростки 11-13 лет. В этом возрасте ещё не испытывают страданий из-за отсутствия алкоголя. Токсикомания стала популярна по другой причине, в том числе, по информационной.

Больше стали употреблять гадостей в горбачевский сухой закон? Разумеется больше! Только травятся люди в большинстве случаев нормальным сертифицированным алкоголем и травятся всегда прямо пропорционально среднегодовому потреблению алкоголя на душу населения. Можно сколько угодно строить графики по официальным, неофициальным или приблизительным данным, всегда смертность, отравления будут прямо пропорциональны потреблению алкоголя, а рождаемость в стране будет обратно пропорциональна количеству выпиваемого всем народом.

Апеллирование к суррогатам защищает пьяниц, но подталкивает в болото пьянства тех, кто ходит по его краю. До суррогатов надо допиться. Пьяниц, за редким исключением, ограничения на алкоголь не спасут. А вот тем, кто пока ещё не допился до суррогатов, снижение доступности алкоголя может дать время остановиться, одуматься и далее жить нормально.

Дыру в бюджете из-за снижения продажи алкоголя называют в 12 миллиардов рублей, и в 20 миллиардов рублей, и даже в 45 миллиардов рублей. Велики ли это деньги для бюджета страны того времени и куда они делись? Может быть они валялись на комодах, а страна задыхалась от нехватки денег?

Семья – такое дело, где денег всегда не хватает. Деньги, не затраченные на алкоголь, пошли на продукты, одежду, отдых и на другие полезные и приятные расходы. А также эти деньги пополнили вклады в Сберегательную кассу на 35 миллиардов рублей и объём этих вкладов достиг в 1985 году 200 миллиардов рублей. Да, розница пострадала, но в другом кармане у государства прибыло. Кроме того, алкоголь не являлся основным наполнителем госбюджета СССР. В годовом бюджете страны пьяные деньги составляли не более пяти процентов (!), поэтому их частичная потеря никак не могла обрушить экономику. Дыры в бюджете появились в то время по совершенно иным причинам. Да, за счёт доходов с водки компенсировали цены на хлеб, мясо, молоко. Но за счёт алкоголя несли гигантские потери в людских ресурсах, рабочем времени, производительности труда. А ещё потери от прогулов, оплаты больничных, брака, аварий, преступлений, рождений уродов и появления калек…. Эти потери многократно превышали компенсации на хлеб и всё остальное.

Аналогично обстоит дело по всем нападкам на частичное отрезвление страны, включая пресловутые виноградники. Особенно это заметно при сравнении с виноградниками и их состоянием после развала страны или с «вырубкой» виноградников в Европе после 2005 года. Плюсы того времени многократно перевешивали минусы. Молодежь легко переносила отсутствие алкоголя, в пьяных очередях не стояла и самодельное вино в трехлитровых банках не ставила. Они создавали семьи и рожали поколение здоровых детей. То самое поколение, которое потом старательно спаивали пивом.

Родник трезвости №5 (61)


Подпишитесь на газету «Родник трезвости» —
отправьте заявку на samtrezv@yandex.ru
(Юрий Кашин)