Сухой закон. Истоки винно-водочной монополии в России. Причины и следствия
Научный руководитель: Буталий С.В.
Авторы: Карамзина Е.О., Александров М.А., Руденко П.В.
Место выполнения работы: ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Эл. почта: liza.karamzina@bk.ru
Телефоны: 8-918-690-77-88, 8-918-354-64-20
Когда начинаешь говорить о том, что значительная часть населения России приучили активно употребляла алкоголь все последние 300 лет (в чем у нас нет абсолютно никакого сомнения), то попадаешь под шквал критиков – антиалкогольщиков, которые приводят разные статистические данные из старых антиалкогольных же изданий, а также слова лидеров своего движения в качестве статистических догматов. Они не понимают одного, что признание длительности процесса не означает смирение по отношению к проблеме. Наоборот, признание длительной историчности процесса лишь позволит верно, и точно оценить масштабы проблемы. Ну, не снизит потребление алкоголя население, даже если его постоянно убеждать, что деды и прадеды пили меньше, чем они! Внешние условия жизни и внутренний психологический дисбаланс – вот причины потребления. У нас любят в последнее время рассуждать на темы государственных алкогольных монополий в России и пользы от них. Мы же хотим просто рассказать про историю введения госмонополии на алкоголь.
Введение госмонополии на алкоголь в России всегда было связано только с единственной целью – фискальной и если вспомнить историю российских государственных монополий(пусть этот наш личный взгляд не будет профессиональным, но взгляды так часто меняются, что он тоже имеет право на жизнь), то в этом можно вполне убедиться:
1) Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном ||| — и действовала до 1533 года. Шли постоянные и ожесточенные войны за присоединение все новых и новых земель, чем и занимались главы государства последние 500 лет. А на войну нужны деньги.
2) В 1652 году была введена вторая по счету госмонополия. Она просуществовала 29 лет. До 1681 года. Опять же, необходимы были средства на ведение войн (особенно русско-польской войны 1654 – 1667 гг.). Реально война окончилась миром лишь в 1681 году, что странным образом совпало с отменой госмонополии.
3) В 1696 году Петр | учредил третью по счету государственную монополию (всего через 15 лет после отмены предыдущей). Сам любитель выпить и поощряющий на это своё окружение, он уж точно меньше всего думал о народной трезвости, вводя её. И снова целью был захват все новых и новых территорий для экономического «развития» России за счет выхода к морям и так далее.
Алкоголизации населения реально не мешали все последующие российские государи. И войны продолжались без перерыва, но Россия к тому времени уже превратилась в мощное милитаристское государство. Теперь денег хватало на военную политику. Поэтому четвертую ГМП в России ввели лишь в 1895 году. Но до этого много чего произошло. Пьянство в России процветало. Пили и дворяне от безделья, и народ. Но в России в этот период – крепостное право. До 40% населения находилось в крепостной зависимости в разные периоды истории (это сельские жители). Вот эта группа населения нас очень интересует. Будучи реально рабами, они могли вести достаточно трезвый образ жизни под контролем своих рабовладельцев – помещиков, которые были заинтересованы в трезвости своих рабов – по крайней мере, в период земледельческих работ.
Но когда крестьян отпустили на волю, оставив земли у помещиков, было просто закономерно наблюдать резкий рост пьянства и алкоголизма. Это – аксиома психологического поведения.
4) Четвертая монополия была введена (по инициативе Сергея Витте) в 1895 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 года, в период правления последнего императора – неудачника Николая ||. И также к народной трезвости не имеет никакого отношения. Только трезвый расчет и понимание необходимости пополнить бюджет от массовой алкоголизации населения, которая охватывала в тот момент уже и отпущенных на волю крестьян. Пьянство при этом достигает более чем серьезных размеров (достаточно только поднять для этого статистические данные разных губерний того времени, а не отчеты антиалкогольщиков той поры, на которые ссылаются нынешние борцы). В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26% доходов бюджета России. С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками была запрещена. На потребление алкоголя населением реформа Витте никак не повлияла (иначе бы в 1914 году не ввели сухой закон), но она не имела цели противостоять алкоголизации, даже если бы эта цель декларировалась реформаторами для оправдания реформы. Но они этого не делали. Частным лицам разрешалось содержать только оптовые склады пива, меда, вина, а так же пивные лавки, винные погреба и трактиры. Торговля вином, спиртом, водкой допускалась исключительно в трактирах и погребах и облагалась налогом. Продажа спиртных напитков в разлив была строго запрещена. Государство прибрало к рукам значительную часть оптовой и розничной продажи спирта, вина, водочных изделий. Это вредило бизнесу водочных и винных заводов. Но при этом, якобы, уменьшилось пьянство.
5) Пятая российская алкогольная монополия была введена в январе 1924 года. Государство прекрасно осознает, что пить советский человек, отягощенный «пережитками царского прошлого», не бросит. Потому и вводит ГМП на алкоголь. Доходы от алкоголя давали в некоторые годы до 15% в бюджет. С пьянством боролись методами общественного воздействия. Общественно – политические организации тогда значили немного. Именно советское государство впервые перестало ставить фискальные алкогольные цели во главу управления алкогольной отрасли. Именно в тот предвоенный период вырисовывается портрет советского государственного регулирования алкогольной отрасли на следующих принципах:
— госмонополия на все, связанное с алкоголем, как часть общегосударственной монополии на все в государстве;
— социальная, а не фискальная направленность алкогольной госполитики; фискальная уходит на второй план;
— воздействие общественных организаций на потребителей алкоголя – воспитательные меры;
— государство начинает заниматься формированием структуры потребления алкоголя.
Особенно ярко это проявилось уже после войны 1941 – 1945 годов, что не могло не вызвать рост потребления алкоголя – тем более, что в нем возникла огромная потребность. Понимая однозначность и неизбежность роста потребления алкоголя, государство после войны наиболее активно начинает формировать новую структуру потребления. До этого Россия была все 500 лет типичным потребителем крепкого алкоголя. Сразу после войны государство бросает огромные силы и средства на создание винной культуры в России. Виноградарство и виноделие становятся основной государственной алкогольной политики на долгие годы – фактически до 1985 года. Именно поэтому в 1984 году потребление вина составило на душу населения в год более 21 литра , водки 13 литров, а сегодня соответственно – 7 литров и 16, 5 литров. Борьбу с пьянством вели много лет и в советский период. Даже мы ещё помним, как пьянство называли пережитками прошлого. Но, увы, все эти меры (как практически и все, что делается в мире по борьбе с ростом алкоголизации в течение многих лет) особого успеха не принесли. Борьба с пьянством велась и при предшественниках Горбачева (тем не менее, потребление алкоголя в СССР неуклонно росло). В 1958 году было принято специальное постановление ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась: продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха. Очень узнаваемо – правда? Но ничего эти меры не дали. Этого оказалось недостаточно. Через 14 лет после отсутствия успехов от решений, принятых в 1958 году, началась следующая антиалкогольная кампания. – уже в 1972 году. Было опубликовано постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось следующее – сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное, прекращено производство водки крепостью 50% и 56%, время торговли алкогольными напитками крепостью 30% и выше было ограничено промежутками с 11 до 19 часов. Увы, это тоже не помогло – и при сильной государственной власти, и при влиянии на индивидуума общественных организаций. Ещё 13 лет боролись с пьянством под влиянием решений 1972 года – а результат все тот же. При этом в бюджет алкогольный вклад в 1970 -1985 года не превышал 5 – 6%.
Как мы видим, в разные эпохи развития наблюдаются разные показатели значения роли вино – водочной монополии. Поэтому, хочется верить, что когда-нибудь все-таки будет достигнут компромисс между потреблением алкоголя и социально – экономическим развитием нашего по истине величайшего государства!
Список использованной литературы
- Ф. Углов. Избранное. М. 1987 г.
- Журнал «Трезвость и культура». № 1-12. 1991 г.
- Журнал «Социология и культура». № 4. 1987 г.
- Ф. Чижов. Очерки о русском пьянстве. М. 1897 г.
- В. Мединский. Мифы о русском пьянстве. М. 2010 г.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.