История трезвеннического движения: «Между прошлым и будущим…»
Известно, что первые слабо градусные алкогольные изделия начали изготавливать с переходом к позднепервобытной общине еще с VIII-II тыс. до н. э. жителями материка Евразия. Первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных целях, причем алкоголь не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить «допьяна» было не принято. Во всех древних культурах запрещалось пить вино детям, а во многих – и женщинам. Почти трезвой была и Древняя Русь, да и средние века в России мало пили: «Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мёд и употреблять цветы хмеля в чём бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни»* Если русские традиционно пили мало, то откуда тогда взялся миф об «извечном русском пьянстве»? По мнению доктора политических наук В. Мединского, этот миф был сочинен нашими европейскими соседями, которые пили куда больше, чем русские, но которых сильно беспокоила растущая мощь России.
Пятнадцатый век стал переломным в производстве алкоголя в России. Русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезённым из Крыма. При Иване III организуются первые кабаки, которые носили название Корчмы. Значительный вклад пьяных традиций в России внёс Пётр 1. Он создал «Всепьянейший собор», устав которого он лично подписал: «Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда». В первой половине XIX века появилось фабричное производство водки, которая продавалась днём и ночью. Тогда и появилось первое массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона» ( 1914—1925 гг.): торговля алкогольными изделиями была прекращена, а крепкие алкогольные напитки продавали только в ресторанах. Наконец, последняя волна спаивания началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е годы. И, тем не менее, когда в России в 1914 году алкогольную ситуацию считали чрезвычайной, что это вынудило царя Николая Второго ввести «право местного запрета», пили в 5 раз меньше, чем в наше время.
В наше время реклама алкоголя можно было наблюдать в любое время суток. Только начиная с 2012 года в силу вступили поправки, ужесточающие требования к рекламе алкогольной продукции. Как же бороться с алкоголем? Наша задача изучить опыт Зарубежных стран, осмыслить опыт России, выделить в них положительные стороны, чтобы эффективней бороться за искоренение алкоголизма в нашей стране.
Трезвенническое движение – самое гуманное и благородное движение. Рассмотрим Зарубежный опыт. Давала ли формула « запрет + отказ» положительные результаты? Американские общества впервые ввели запрет на продажу спиртного в 1843 году в штате Орегон. И уже к концу 1856 года сухой закон был введён в 16 штатах. Но некоторые общества трезвости в США получили религиозный уклон. Церковные шествия не давали ощутимого результата. В 1874 году тысячи детей вышли с плакатами и лозунгами, на которых было написано: «Отцы и матери! Обращаемся к вам, боритесь за воспрещение спиртных напитков: нас бьют наши пьяные отцы и матери!» В результате этого уменьшилось число винокуренных заводов. С 1883 года в школах страны началось обязательное преподавание антиалкогольного курса. После того как в 1932 году запрет на алкоголь во всех штатах был снят, в США отмечается большой рост преступности. Антиалкогольное движение в США, несмотря на усилия общественности, не принесло ощутимых положительных результатов. В настоящее время спиртное можно купить в магазинах государственной фирмы «Алко». Время их работы ограничено до 17 часов, в праздничные, предпраздничные и воскресные дни эти магазины вообще закрыты.
Серьезные проблемы, связанные с потреблением алкоголя, возникли и в Швеции сегодня. В связи с этим в стране принят ряд ограничительных мер. Запрещена продажа алкоголя в ресторанах. Установлен порядок, согласно которому магазины, торгующие спиртными напитками, не имеют права отпускать их лицам, страдающим алкоголизмом. В список таких лиц попадает каждый, кто часто заглядывает в питейные заведения или зарегистрирован полицией.
Что касается России, за все время было пять крупных трезвеннических движений. Последнее началось в 1981 году. Антиалкогольная кампания была плохо подготовлена. «Сверху» хотели решить всё быстро – сократить продажу алкоголя, особенно крепкого, уменьшить доступность по времени и месту реализации. «Снизу» — народ, привыкший пить, не готов был принять идеи трезвости. В результате антиалкогольная кампания была провалена по всем правилам информационно-психологической войны.
Исходя из опыта, можно сделать следующие выводы. Будущее, без сомнения, принадлежит тем народам, которые осознают абсурдность «умеренного» отравления наркотиком № 1 — алкоголем. Необходимо подробно пересмотреть мероприятия, направленные на «трезвость». По результатам опроса, проведённой среди молодёжи, были предложены следующие меры:
— Реклама на ТВ – не алкоголя, а против него (можно провести конкурс на лучшую идею для ролика, например, рассказывать о Великих трезвенниках начиная от Иоанна Крестителя, предшественника Иисуса Христа, до Дудочника Петра – русского писателя);
— В России алкоголь должен везде продаваться только в специализированных магазинах;
— Было получено предложение от велосипедистов: раз в месяц официально организовывать велопрогулку с плакатами и лозунгами о вреде алкоголя и призыва к здоровому образу жизни, также это относится и к самим автомобилистам;
— Возможно преподавание в школах, колледжах, вузах, урока о вреде алкоголя;
— Ограничить время продажи алкоголя, не продавать в праздничные дни.
— Развитие спорта, здорового образа жизни.
Это только часть предложенных мероприятий самим народом. Сегодня трезвенническое движение в России и других странах — это реальность. Начните с себя!
* слова Барбаро Иосафата, венецианского купеца и дипломата (был на Руси 1436—1452 гг.)
Пшеничникова Софья Николаевна, г. Заречный
Электронный адрес: 1Sonia@mail.ru
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.