Еженедельный опрос «ФОМнибус»: Вы обычно пьёте один или в компании?

28 мая 2014 года

Питие и сознание. Примерно так можно обозначить тему очередного опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Не пытаясь оспорить звание Рос​сии как страны «стойкого перега​ра», социологи постарались все же выяснить — что, сколько, как часто и в какой компании пьют россияне. И так ли мы склонны к пьянству, как о нас думают.

Выяснилось, что треть взрос​лого населения страны (31%) — трезвенники и спиртного не пьют никогда, 68% алкоголь иногда употребляют. В партию «Пьющая Россия» имели шанс вступить три четверти мужчин (75%) и 62% женщин, в движе​ние «За трезвость!» — каждый четвертый мужчина (23%) и бо​лее трети дам (37%). Остальные респонденты ответа не дали. Пьющих ощутимо больше среди людей с доходом от 9 до 20 тысяч в месяц (74—79%). В самых бед​ных слоях меньше пьют, потому что не на что, в богатых—потому что «незачем».

Каждый десятый россиянин признался, что когда-то вполне мог опрокинуть рюмку-другую, но теперь все — бросил. А каждый пятый (21%) как трезвенником был изначально, так своими при​нципами не поступился. Главная российская причина бросить пить — не сознательность, а пло​хое здоровье (об этом сказали 4%). Одни приходят к такому ре​шению с возрастом, а другим «просто надоело» (по 2%).

2

Драматическим образом не совпадают наши желания и возможности. Нравятся нам в об​щем-то хорошие, качественные спиртные напитки. Но на деле получается как у Высоцкого: «А гадость пьем из экономии, хоть поутру, да на свои!». Что пьем? Да ее, родимую. Водка в России остается «алкоголем номер один». Назвали ее своим люби​мым напитком 27% россиян (мужчины говорили так более чем в три раза чаще женщин — 44% и 13% соответственно, люди средних лет — чаще молодежи). Коньяк любят 12% (17%мужчин и 8% женщин). Но на самом деле пьет коньяк лишь каждый двад​цатый респондент (5%). Виски любят 5% населения, употребляют — впятеро меньше. Что неудивительно, учитывая его стои​мость, Так же понятно, что в лю​бители подобных напитков чаще записываются люди с высшим образованием и высокими дохо​дами. Ликер — это вкусно, счита​ют двое из ста россиян, но пробу​ют его крайне редко. К счастью, и самогон вдвое чаще у нас «лю​бят», чем пьют (4% и 2% в сред​нем по стране). Столовое вино нравится 15 % россиян — в дан​ном случае его ценителями вы​ступают скорее женщины (23%), чем мужчины (15%). А шампанс​кое и подавно напиток явно «дамский»: его любит примерно треть (31 %) женщин и лишь 9% суровых мачо. Примерно чет​верть россиян (23%) предпочи​тают пиво — каждый третий муж​чина (34%) и каждая седьмая женщина (14%). Правда, пьют его намного реже — только 16% россиян делают это более-менее регулярно.

«Ведь я же, Зин, не пью один!» — клялся герой Высоцкого. Его пример другим наука. 57% рос​сиян употребляют алкоголь толь​ко в компании, а готов «чокаться с зеркалом» лишь каждый деся​тый опрошенный. 30% граждан пьют дома, 32% — в гостях. Лишь один из сотни готов выпивать на работе, лишь 3%делают это в ба​рах или ресторанах.

В России не так много «запой​ных» граждан. Хотя и немало. Каждый двадцатый пьет спиртное 2 — 3 раза в неделю (среди мужчин цифра вдвое выше — 10%). 2-3 раза в месяц это позволяют себе 18%, столько же употребляют ал​коголь примерно раз в месяц. Чет​верть граждан поднимает бокал всего несколько раз за год (23 %). Мужчины в этом «командном за​чете» намного опережают слабый пол и пьют намного больше. Поч​ти половина дам (49 %), по их признанию, позволяет себе «расслабиться» только по праздникам. Треть мужчин (34%) особого повода для этого не ждёт. Что можно считать уважительной причиной для очередной рюмки? 7% россиян таким образом «лечатся» (часто или не очень), 16% снимают физическое напряжение, 18% поднимают себе настроение, 17% облегчают себе общение с друзьями.

68% имеют при этом знакомых – убежденных трезвенников (никогда таких людей не встречали 28%). Относятся к ним обычно с уважением и восхищением. Но двое из сотни считают таких людей «белыми воронами», а некоторые подозревают, что такие граждане «что-то замышляют» или серьезно больны. В целом же, с грустью заключают опрошенные, по всему видно: пить в России стали больше. Даже по сравнению с 70-80 гг. прошлого века такие перемены отмечают 45%. «Зато не тащат из семьи» — слабое утешение и тогда, и сейчас.