Отрезвление России — общее дело

23 апреля 2014 года

Этот доклад был подготовлен автором для трезвеннической секции Рождественских чтений.
Однако из-за недостатка времени доклад представлен не был.
Предлагаем его нашим читателям.

В соответствии с поруче­нием Президента была разработана «Концеп­ция     государственной политики по снижениюмасштабов злоупотребления алко­голем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Фе­дерации на период до 2020 года» (далее — Концепция), которая одо­брена распоряжением Правитель­ства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р.

Концепция направлена на сни­жение объемов потребления насе­лением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напит­ков, пива и напитков, изготавливае­мых на его основе, то есть — любой алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стра­не, увеличение продолжительно­сти жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жиз­ни.

Все здравомыслящие люди с одобрением восприняли этот доку­мент и расценили его как поворот власти к государственной полити­ке, ориентированной на трезвость, на оздоровление нации, на восста­новление в стране порядка и госу­дарственности.

Одной из главных целей Концеп­ции является значительное сни­жение уровня потребления алко­гольной продукции.А именно:

— на   первом   этапе   (2010—2012 годы) снижение уровня потребле­ния алкогольной продукции надушу населения на 15 процентов;

— на втором этапе (2013—2020 годы) снижение уровня потребле­ния алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребле­ния алкогольной продукции.

На государственном уровне за эти годы в рамках выполнения Концепции сделаны определенные шаги: принят ряд поправок в Феде­ральные законы, внесены измене­ния в Кодекс об административной ответственности и др.

Среди приоритетных задач в ре­ализации поставленных целей на­званы и такие:

— переориентирование населения на ведение трезвого и здорово­го образа жизни;

— формирование нетерпимости общества к   употреблению алкогольной продукции.

Именно в решении этих за­дач Концепция рассчитывает на помощь государству со стороны общественных и религиозных ор­ганизаций. Мерами по реализации государственной антиалкогольной политики предусмотрена поддерж­ка общественных и религиозных организаций в пропаганде трезво­го образа жизни и осуществлении инициатив, направленных на про­тиводействие употреблению алко­гольной продукции. В социальной сфере на основе инициатив обще­ственных и религиозных организа­ций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных об­щественных фондов.

И такие инициативы имеются. Наряду с ранее действовавшими трезвенническими организация­ми, такими как СБНТ, объединение «Оптималист», Православное брат­ство «Трезвение», Международная академия трезвости в последние годы возникли и развиваются новые трезвеннические движения: «Молодежь за трезвую Россию», «Здо­ровое поколение», «Русские про­бежки», «Гражданский контроль», «Общее дело», а также множество региональных и межрегиональ­ных трезвеннических организаций. Даже ЕР создала свой молодеж­ный проект под названием «Трезвая Россия». Кроме того в социальных сетях есть множество групп, пропа­гандирующих трезвость.

Некоторые из названных органи­заций входят в Российское обще­ственное движение «За трезвую Россию». Но мало входить в общее движение, важно осуществлять в нем скоординированные действия. Этого, к сожалению, пока в ТД нет в полной мере.

Главный ежегодный общий фо­рум ТД — это школа-слет на Урале, которая пройдет в этом году уже в 25-й раз. Именно на этом слете проходит не только обмен опытом и обучение, но и согласовываются планы действий различных трез­веннических организаций.

К сожалению и в ТД, видимо, благодаря и с помощью врагов трезвости, происходят конфликты и разобщение. Так, по вине лиде­ра «Трезвой Тюмени» уже около 10 лет параллельно и в одни сроки с основным там же, на Урале, про­водится раскольнический слет, от­коловший от общего ТД 2-3 сотни активных борцов за трезвость. Три года назад один из амбициозных московских лидеров так же организовал сначала в близкие к основно­му слету сроки, а в прошлом году — в одни и те же сроки Подмосков­ный слет. Этим еще 100-150 бойцов трезвости было оторвано от общего ТД.

И уж совсем непонятно и необъ­яснимо — кто и с какой целью при­нял решение проводить в одни и те же сроки с основным слетом слет православных трезвенников? Мало того, что этим был совершен ис­кусственный отрыв православных трезвенников от общего ТД, но и тем самым на основном слете был предоставлен простор для дея­тельности различных сектантских и даже антихристианских направле­ний внутри ТД. Такое решение было особенно непонятно на том фоне, когда православные трезвенники на протяжении нескольких лет до­бивались смещения сроков про­ведения слета на послепостовой период. И, вдруг, православные, отделившись, проводят свой слет в те же сроки во время поста. Ни­чем, кроме желания разобщить, а значит, ослабить ТД, я лично, объ­яснить это не могу.

Поэтому, считаю, это надо ис­правлять. И если признать обосно­ванным и необходимым проводить слет православных трезвенников отдельно от общего слета, то сдви­нуть его надо минимально по сро­кам (так оно и было, когда руково­дителем братства «Трезвение» был В.А. Михайлов), с тем, чтобы право­славные могли побывать, хотя бы частично, на общем слете, а потом участвовать в православном. Учи­тывая, что оба слета проводятся в одном регионе, это вполне возмож­но. Я, например, в начале двухты­сячных годов так и делал, только на основном слете был весь срок, а на православном — частично.

Но, к сожалению, нас разделя­ют и не только сроки проведения слета. Есть некоторые различия и в направленности трезвеннической деятельности. Если СБНТ главны­ми своими направлениями считает просветительскую, профилакти­ческую деятельность, а также совместную с государственными ор­ганами законотворческую работу и участие в контроле за соблюде­нием существующих антиалко­гольных и противокурительных за­конов, то православное братство, как мне кажется, по крайней мере, часть его, упор делает на реабили­тационную работу, включая в нее и избавление людей от пороков пьянства, табакокурения и нарко­мании. И причина такого разного подхода к трезвеннической дея­тельности, думаю, кроется в ми­ровоззренческом аспекте. Многие православные люди, священнос­лужители, в том числе и участники православного братства «Трезвение» считают, что вера есть залог отрезвления. Но, к сожалению, это не так, и мы знаем множество при­меров, когда верующие люди, свя­щенники и даже архиереи не могли избавиться от порока пьянства и попросту спивались или погибали по вине алкоголя.

Мы же, скажем так, представи­тели светского или научного крыла трезвеннического движения, в том числе и православные верующие, считаем, что трезвость является основой духовного возрождения, как общества, так и каждого чело­века. Могу подтвердить это на ос­нове своего личного опыта и опыта многих моих друзей, знакомых. До своего протрезвления я не знал до­рогу в храм и даже не задумывался о какой-то там вере. Трезвость же, пусть не прямым путем, но привела меня к Православию.

Соглашусь, что не только у меня бывают такие непрямые пути, а часть трезвых людей вообще уходит в другие религии, а то и вовсе — в секты. Но и в этом, кроме других причин, есть и вопрос отношения Православной Церкви к трезвости. Здесь мы натыкаемся еще на один камень   преткновения:   насколько трезвая Православная религия и трезвая ли она вообще.

За многие годы я привык безого­ворочно доверять нашему лидеру В.Г. Жданову. Но когда, кажется, лет восемь назад, после посеще­ния Афонского монастыря, Вла­димир Георгиевич стал активней­шим образом убеждать всех, что Православие — трезвая религия, я усомнился: уж не отсебятину ли он несет. А когда несколько лет спустя из открытого нам И.П. Клименко доклада митрополита Владимира (Богоявленского), сделанного им, теперь уже больше века назад, мы узнали то же самое: Православие -            трезвая религия, — все сомнения отпали. Это не просто сказал, а до­казал на основе глубочайших зна­ний Библии, не лидер трезвенниче­ского движения, не ученый и даже не простой архиерей, а чтимый свя­той Православной церкви – какое еще тут недоверие или сомнение может быть? Очень советую всем участникам братства «Трезвение», да вообще, всем клирикам и мирянам Православной Церкви внимательнейшим образом прочитать этот доклад митрополита Влади­мира (Богоявленского) «Против ли нас (абстинентов) Библия?» — тогда все в вопросе отношения Церкви к трезвости станет на свои места.

И в этом вопросе меня очень обнадеживает опубликованный еще в октябре проект документа «Концепция Русской Православ­ной Церкви по утверждению трез­вости и профилактике алкоголиз­ма» (проект Концепции). Я не знаю судьбу 'этого документа, в каком состоянии находится его обсужде­ние, когда он будет принят, но уже само его название и записанное в его преамбуле: «...долг Церкви — возрождать в общественном со­знании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть при­мером трезвой жизни», — вселяют надежду, что официальное отно­шение Церкви к трезвости будет изменено. А это, как мне кажется, должно существенно повлиять и на священнослужителей, остающихся пока на позициях так называемого «культуропитейства». Надеюсь, тог­да и понятия греха и добродетели обретут свое правильное опреде­ление: пьянство — большой грех, «культуропитейство» — малый грех (хотя с нашей точки зрения это еще больший грех), а добродетель все же — трезвость. И православное братство «Трезвение» получит, на­конец, спустя десять лет после сво­его создания, благословение Свя­тейшего Патриарха.

В проекте Концепции опреде­лено: «Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику ал­коголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Про­филактика алкоголизма как способ утверждения трезвости ведется по трем направлениям.

Первое имеет целью утверж­дение идеала трезвости и трез­вого образа жизни в современ­ном обществе, особенно в семье, где происходит формирование лич­ности.

Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрож­дению традиционных семейных отношений и духовно-нравствен­ных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отноше­ние к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, ока­зывают воздействие личным при­мером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории трезвости» — как и в общем ТД на первый план выведена профилак­тика и утверждение идеала трез­вости и трезвого образа жизни в обществе.

«...В настоящее время сотруд­ничество государства и Церкви в утверждении трезвости и в профи­лактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.

Соработничество Церкви и го­сударства может осуществляться в следующих видах деятельности:

— в разработке и реализации об­разовательных,   просветительских и культурных программ, направлен­ных на утверждение трезвости, в том числе через творчество и сред­ства массовой информации;

— в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной за­висимостью;

— в законотворческой деятельности в области утверждения трез­вости;

— в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя», — написа­но в проекте Концепции. Ну, чем не задачи   общего трезвеннического движения?

И далее в проекте Концепции го­ворится:

«Церковь считает необходимым взаимодействие с общественны­ми объединениями и отдельными энтузиастами в области профилак­тики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе путем создания церковных общественных организаций...»;

«В целях утверждения трезво­сти и профилактики алкоголизма полезным является сотрудниче­ство церковных структур со сред­ствами массовой информации...», — все это говорит, что подходы Церкви к трезвеннической дея­тельности становятся идентичны­ми подходам трезвеннического движения. И если документ этот будет принят, то сотрудничество общего ТД не только с православ­ным братством «Трезвение», но и с Православной Церковью в целом будет не просто тесным, но и не­разрывным.

А пример такого тесного со­трудничества в нашем недалеком прошлом был, яркий пример. Все вы знаете, что в начале 2009 года на Первом канале ЦТ вышел про­ект «Общее дело». А вдохновите­лями и создателями этого проекта были архимандрит Тихон (Шевкунов) и В.Г Жданов. И результат краткосрочного действия этого проекта, всего 2-3 месяца демон­стрировались рекламные роли­ки, фильмы и передачи проекта на Первом канале и, частично, на некоторых других, результат был ошеломительный — потребление алкоголя снизилось в тот период на 28%. Алкогольная мафия по­няла причину, включила все свои рычаги, и проект был снят с ЦТ. Благо, энтузиасты трезвости, пре­жде всего участники ОО «В под­держку инициатив президента по здоровьесбережению населения «Общее дело» распространяют материалы этого проекта по всей стране своими силами.

Теперь я хочу озвучить некото­рые первоочередные задачи ТД, которые, надеюсь, станут и нашими общими задачами:

1. Добиваться возврата на ЦТ проекта «Общее дело» и его дальнейшего развития;

2. Добиваться включения в образовательные программы всех уровней предметов (уроков, элементов в существующие предметы), формирующих у учащихся трезвеннические взгляды, убеждения, трезвенническое мировоззрение;

3. Добиваться   исключения   из СМИ и всех видов искусства не только рекламы, но пропаганды алкоголепотребления и курения;

4. Добиваться   исполнения це­лей,     определенных     «Концепци­ей государственной политики по снижению   масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», в том числе и путем создания при Правительстве РФ специального координирующего и контролирующего органа;

5. Добиваться законодательно­го решения на вынесение торговли специфическими товарами, наносящими вред здоровью людей, ал­коголем и табаком, в специализи­рованные магазины, исключающие как доступ в них молодых людей, продажа   которым   по   возрастному ограничению запрещена, так и скрытую рекламу при нахождении этих товаров в продовольственных магазинах;

6. Добиваться законодательного увеличения возраста молодых людей, продажа которым алкоголя и табака запрещена, — с 18 до 21 года.

Отрезвление России — наше общее дело и, надеюсь, мы будем действовать сообща при полном взаимопонимании, вплоть до до­стижения этой благородной цели.

 

Григорий Иванович Тарханов,

первый заместитель председателя СБНТ