Отрезвление России — общее дело
Этот доклад был подготовлен автором для трезвеннической секции Рождественских чтений.
Однако из-за недостатка времени доклад представлен не был.
Предлагаем его нашим читателям.
В соответствии с поручением Президента была разработана «Концепция государственной политики по снижениюмасштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция), которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р.
Концепция направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, то есть — любой алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.
Все здравомыслящие люди с одобрением восприняли этот документ и расценили его как поворот власти к государственной политике, ориентированной на трезвость, на оздоровление нации, на восстановление в стране порядка и государственности.
Одной из главных целей Концепции является значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции.А именно:
— на первом этапе (2010—2012 годы) снижение уровня потребления алкогольной продукции надушу населения на 15 процентов;
— на втором этапе (2013—2020 годы) снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции.
На государственном уровне за эти годы в рамках выполнения Концепции сделаны определенные шаги: принят ряд поправок в Федеральные законы, внесены изменения в Кодекс об административной ответственности и др.
Среди приоритетных задач в реализации поставленных целей названы и такие:
— переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;
— формирование нетерпимости общества к употреблению алкогольной продукции.
Именно в решении этих задач Концепция рассчитывает на помощь государству со стороны общественных и религиозных организаций. Мерами по реализации государственной антиалкогольной политики предусмотрена поддержка общественных и религиозных организаций в пропаганде трезвого образа жизни и осуществлении инициатив, направленных на противодействие употреблению алкогольной продукции. В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов.
И такие инициативы имеются. Наряду с ранее действовавшими трезвенническими организациями, такими как СБНТ, объединение «Оптималист», Православное братство «Трезвение», Международная академия трезвости в последние годы возникли и развиваются новые трезвеннические движения: «Молодежь за трезвую Россию», «Здоровое поколение», «Русские пробежки», «Гражданский контроль», «Общее дело», а также множество региональных и межрегиональных трезвеннических организаций. Даже ЕР создала свой молодежный проект под названием «Трезвая Россия». Кроме того в социальных сетях есть множество групп, пропагандирующих трезвость.
Некоторые из названных организаций входят в Российское общественное движение «За трезвую Россию». Но мало входить в общее движение, важно осуществлять в нем скоординированные действия. Этого, к сожалению, пока в ТД нет в полной мере.
Главный ежегодный общий форум ТД — это школа-слет на Урале, которая пройдет в этом году уже в 25-й раз. Именно на этом слете проходит не только обмен опытом и обучение, но и согласовываются планы действий различных трезвеннических организаций.
К сожалению и в ТД, видимо, благодаря и с помощью врагов трезвости, происходят конфликты и разобщение. Так, по вине лидера «Трезвой Тюмени» уже около 10 лет параллельно и в одни сроки с основным там же, на Урале, проводится раскольнический слет, отколовший от общего ТД 2-3 сотни активных борцов за трезвость. Три года назад один из амбициозных московских лидеров так же организовал сначала в близкие к основному слету сроки, а в прошлом году — в одни и те же сроки Подмосковный слет. Этим еще 100-150 бойцов трезвости было оторвано от общего ТД.
И уж совсем непонятно и необъяснимо — кто и с какой целью принял решение проводить в одни и те же сроки с основным слетом слет православных трезвенников? Мало того, что этим был совершен искусственный отрыв православных трезвенников от общего ТД, но и тем самым на основном слете был предоставлен простор для деятельности различных сектантских и даже антихристианских направлений внутри ТД. Такое решение было особенно непонятно на том фоне, когда православные трезвенники на протяжении нескольких лет добивались смещения сроков проведения слета на послепостовой период. И, вдруг, православные, отделившись, проводят свой слет в те же сроки во время поста. Ничем, кроме желания разобщить, а значит, ослабить ТД, я лично, объяснить это не могу.
Поэтому, считаю, это надо исправлять. И если признать обоснованным и необходимым проводить слет православных трезвенников отдельно от общего слета, то сдвинуть его надо минимально по срокам (так оно и было, когда руководителем братства «Трезвение» был В.А. Михайлов), с тем, чтобы православные могли побывать, хотя бы частично, на общем слете, а потом участвовать в православном. Учитывая, что оба слета проводятся в одном регионе, это вполне возможно. Я, например, в начале двухтысячных годов так и делал, только на основном слете был весь срок, а на православном — частично.
Но, к сожалению, нас разделяют и не только сроки проведения слета. Есть некоторые различия и в направленности трезвеннической деятельности. Если СБНТ главными своими направлениями считает просветительскую, профилактическую деятельность, а также совместную с государственными органами законотворческую работу и участие в контроле за соблюдением существующих антиалкогольных и противокурительных законов, то православное братство, как мне кажется, по крайней мере, часть его, упор делает на реабилитационную работу, включая в нее и избавление людей от пороков пьянства, табакокурения и наркомании. И причина такого разного подхода к трезвеннической деятельности, думаю, кроется в мировоззренческом аспекте. Многие православные люди, священнослужители, в том числе и участники православного братства «Трезвение» считают, что вера есть залог отрезвления. Но, к сожалению, это не так, и мы знаем множество примеров, когда верующие люди, священники и даже архиереи не могли избавиться от порока пьянства и попросту спивались или погибали по вине алкоголя.
Мы же, скажем так, представители светского или научного крыла трезвеннического движения, в том числе и православные верующие, считаем, что трезвость является основой духовного возрождения, как общества, так и каждого человека. Могу подтвердить это на основе своего личного опыта и опыта многих моих друзей, знакомых. До своего протрезвления я не знал дорогу в храм и даже не задумывался о какой-то там вере. Трезвость же, пусть не прямым путем, но привела меня к Православию.
Соглашусь, что не только у меня бывают такие непрямые пути, а часть трезвых людей вообще уходит в другие религии, а то и вовсе — в секты. Но и в этом, кроме других причин, есть и вопрос отношения Православной Церкви к трезвости. Здесь мы натыкаемся еще на один камень преткновения: насколько трезвая Православная религия и трезвая ли она вообще.
За многие годы я привык безоговорочно доверять нашему лидеру В.Г. Жданову. Но когда, кажется, лет восемь назад, после посещения Афонского монастыря, Владимир Георгиевич стал активнейшим образом убеждать всех, что Православие — трезвая религия, я усомнился: уж не отсебятину ли он несет. А когда несколько лет спустя из открытого нам И.П. Клименко доклада митрополита Владимира (Богоявленского), сделанного им, теперь уже больше века назад, мы узнали то же самое: Православие - трезвая религия, — все сомнения отпали. Это не просто сказал, а доказал на основе глубочайших знаний Библии, не лидер трезвеннического движения, не ученый и даже не простой архиерей, а чтимый святой Православной церкви – какое еще тут недоверие или сомнение может быть? Очень советую всем участникам братства «Трезвение», да вообще, всем клирикам и мирянам Православной Церкви внимательнейшим образом прочитать этот доклад митрополита Владимира (Богоявленского) «Против ли нас (абстинентов) Библия?» — тогда все в вопросе отношения Церкви к трезвости станет на свои места.
И в этом вопросе меня очень обнадеживает опубликованный еще в октябре проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» (проект Концепции). Я не знаю судьбу 'этого документа, в каком состоянии находится его обсуждение, когда он будет принят, но уже само его название и записанное в его преамбуле: «...долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни», — вселяют надежду, что официальное отношение Церкви к трезвости будет изменено. А это, как мне кажется, должно существенно повлиять и на священнослужителей, остающихся пока на позициях так называемого «культуропитейства». Надеюсь, тогда и понятия греха и добродетели обретут свое правильное определение: пьянство — большой грех, «культуропитейство» — малый грех (хотя с нашей точки зрения это еще больший грех), а добродетель все же — трезвость. И православное братство «Трезвение» получит, наконец, спустя десять лет после своего создания, благословение Святейшего Патриарха.
В проекте Концепции определено: «Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Профилактика алкоголизма как способ утверждения трезвости ведется по трем направлениям.
Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных отношений и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории трезвости» — как и в общем ТД на первый план выведена профилактика и утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в обществе.
«...В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении трезвости и в профилактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.
Соработничество Церкви и государства может осуществляться в следующих видах деятельности:
— в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через творчество и средства массовой информации;
— в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
— в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
— в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя», — написано в проекте Концепции. Ну, чем не задачи общего трезвеннического движения?
И далее в проекте Концепции говорится:
«Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе путем создания церковных общественных организаций...»;
«В целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма полезным является сотрудничество церковных структур со средствами массовой информации...», — все это говорит, что подходы Церкви к трезвеннической деятельности становятся идентичными подходам трезвеннического движения. И если документ этот будет принят, то сотрудничество общего ТД не только с православным братством «Трезвение», но и с Православной Церковью в целом будет не просто тесным, но и неразрывным.
А пример такого тесного сотрудничества в нашем недалеком прошлом был, яркий пример. Все вы знаете, что в начале 2009 года на Первом канале ЦТ вышел проект «Общее дело». А вдохновителями и создателями этого проекта были архимандрит Тихон (Шевкунов) и В.Г Жданов. И результат краткосрочного действия этого проекта, всего 2-3 месяца демонстрировались рекламные ролики, фильмы и передачи проекта на Первом канале и, частично, на некоторых других, результат был ошеломительный — потребление алкоголя снизилось в тот период на 28%. Алкогольная мафия поняла причину, включила все свои рычаги, и проект был снят с ЦТ. Благо, энтузиасты трезвости, прежде всего участники ОО «В поддержку инициатив президента по здоровьесбережению населения «Общее дело» распространяют материалы этого проекта по всей стране своими силами.
Теперь я хочу озвучить некоторые первоочередные задачи ТД, которые, надеюсь, станут и нашими общими задачами:
1. Добиваться возврата на ЦТ проекта «Общее дело» и его дальнейшего развития;
2. Добиваться включения в образовательные программы всех уровней предметов (уроков, элементов в существующие предметы), формирующих у учащихся трезвеннические взгляды, убеждения, трезвенническое мировоззрение;
3. Добиваться исключения из СМИ и всех видов искусства не только рекламы, но пропаганды алкоголепотребления и курения;
4. Добиваться исполнения целей, определенных «Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», в том числе и путем создания при Правительстве РФ специального координирующего и контролирующего органа;
5. Добиваться законодательного решения на вынесение торговли специфическими товарами, наносящими вред здоровью людей, алкоголем и табаком, в специализированные магазины, исключающие как доступ в них молодых людей, продажа которым по возрастному ограничению запрещена, так и скрытую рекламу при нахождении этих товаров в продовольственных магазинах;
6. Добиваться законодательного увеличения возраста молодых людей, продажа которым алкоголя и табака запрещена, — с 18 до 21 года.
Отрезвление России — наше общее дело и, надеюсь, мы будем действовать сообща при полном взаимопонимании, вплоть до достижения этой благородной цели.
Григорий Иванович Тарханов,
первый заместитель председателя СБНТ
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.