История партийного строительства в России

13 декабря 2013 года

«История — это политика, повернутая в прошлое».

История партийного строительства в России берет свое начало с тайных обществ (декабристы) и террористических подпольных организаций (социалисты-революционеры, большевики и др.), которые были белее или менее оформлены организационно и идеологически, но не имели официально установленного юридического статуса. (Об этом будут отдельные статьи, в частности о первой партии Росссии — «Народной Воле», о русском народничестве, о П.Л. Лаврове и др.)

Да и сегодня есть в России неформальные объединения, которые называют себя партиями, но регистрации они не проходили. Например, объединения, возглавляемые В.И. Новодворской. Хотя отказ его лидера от регистрации формально не противоречит действующей Конституции России. Начало юридической истории партийного строительства в нашей стране было заложено Высочайшим Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», которым император Николай II декларативно даровал населению «свободы совести, слова, собраний и союзов» (Полное собрание законов Российской Империи. собр. 3-е XXV. № 26803)

4 марта 1906 г. император подписал Именной высочайший указ Правительствующему Сенату « О временных правилах об обществах и союзах», которые могли быть образуемы «без испрошения на то разрешения правительственной власти, с соблюдением правил, изложенных в нижеследующих статьях». Несмотря на то, что создаваемые общества были поставлены под контроль Министерства внутренних дел, для Российской Империи, относящейся к числу авторитарных деспотических государств, это был существенный прорыв к началам демократии. Самое главное, что эти правила впервые в нашей стране ввели легальное определение политической партии как объединения «не имеющего задачи на получение для себя прибыли», обязанного иметь устав и отличного от религиозного и учебного заведений. Все это создало условия для образования в царской России по меньшей мере 8 крупных легальных политических партий, сыгравших существенную роль в ее дальнейшей непродолжительной истории». (См. Политическая история России в партиях и лицах. М. Терра 1993 ВВ Шелохаев и др.)

Наибольшего рассвета свобода союзов достигла в короткий период нахождения у власти Временного правительства (28 февраля – 25 октября 1917 г) 12 апреля 1917 им было утверждено постановление «О собраниях и союзах», в соответствии с которым все без исключения российские граждане получили «право, без особого на то разрешения, образовывать общества и союзы в целях, не противным уголовным законам, а право закрытия общества или союза было дано исключительно суду. Не случайно В.И. Ленин в работе «Апрельские тезисы» назвал тогдашнюю Россию самой свободной страной в мире.

В то время в стране насчитывалось 317 политических партий.

Однако эта вольница вскоре закончилась – с победой Октябрьской социалистической революции 25 октября (7 ноября) 1917 г. Уже на другой день II Всероссийский Съезд Советов постановил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, призванным обеспечить подлинный революционный порядок. (Рабочий и солдат 26 октября (8 ноября) 1917 г № 9.) Уже первая Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. реализует классовый подход к осуществлению в стране свободы союзов.

В ст 16 ее гласит: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, РСФСР оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации». Интересно, что сама по себе свобода союзов продолжала признаваться и действовать, однако из юридического лексикона органов государственной власти термин «политическая партия» или «политическое объединение» исчез напрочь. Термин «политическая партия» был восстановлен в Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. и только по отношению к одной партии – ВКП(б).

Так, ст. 126 Основного закона объявляла ее «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Данная формулировка не только действовала в течение длительного времени, но и воспроизводилась в конституциях союзных республик и иных нормативных правовых актах. Незначительная модификация политического режима привела только к перемещению данной статьи в Конституцию СССР от 7 октября 1977 г. в главу «Политическая система», и переименовыванию партии в КПСС. Однако ст. 6 по-прежнему именовала ее «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Не имея официально юридического статуса, оформленного в виде закона, КПСС активно вмешивалась во все сферы жизни советского общества, принимая различного рода решения, не имевшие официального юридического статуса. Для придания им такового, даже была введена практика издания совместных постановлений ЦК КПСС, ВЦСПС и Совета Министров СССР.

Поистине революционное решение было принято значительно позже, уже после провозглашения государственного суверенитета РСФСР, когда 16 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение, в литературе получившее неточное наименование «Об отмене ст. 6 Конституции». На самом деле он изменил ее редакцию, юридически восстановив в стране многопартийность после более чем 70-летнего перерыва.

С некоторым запозданием аналогичные правовые акты принимались и в СССР. Новой редакцией союзной Конституции и Законом СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях» и на этом уровне была восстановлена многопартийность. Любопытно, что нормы этого Закона, касающиеся статуса политических партий, продолжали действовать на территории России еще в течение 10 лет после распада СССР и были отменены только № 95 ФЗ от 11.07.2001 г. «О политических партиях». Следует также отметить, что новая государственная власть демократической России еще в составе СССР начала процесс юридического оформления многопартийности актами текущего законодательства. В ряду таких нормативных актов: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 г «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР», подписанное Б.Н. Ельциным, последовательным оппонентом КПСС. Сразу после избрания Президентом России Ельцин подписывает Указ от 20 июля 1991 г «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». И уже после подавления  попытки государственного переворота, вошедшего в историю как «путч ГКЧП», довершает разгром КПСС еще двумя Указами, от 23 августа 1991 г. № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР». В последствие эти Указы были обжалованы в Конституционный Суд РФ и получили не только юридическую защиту, но и развернутую правовую аргументацию в защиту введения принципа многопартийности в нашей стране. (Собр. Законодат. РФ 1993 №11 ст. 400).

Помимо ряда технических поправок в комментируемый Закон внесены кардинальные изменения, якобы призванные упростить порядок регистрации политических партий и сделать его более демократичным (См. там же 2012. № 16 ст 1721). Однако за внешней либерализацией порядка создания и регистрации политических партий на самом деле скрывается серьезный подвох. Уже через несколько месяцев после вступления в силу изменений в ФЗ «О политических партиях» в Министерстве Юстиции РФ были зарегистрированы 32 федеральные политические партии, что в 8 раз больше, чем при прежней его редакции. Очевидно, что все это оппозиционные партии. Причем перспектив для них попасть в так называемую системную оппозицию, иными словами стать парламентскими партиями не больше чем прежде. Поскольку им необходимо «собрать» свой электорат и преодолеть с его помощью пусть и пониженный, но 5%-ный барьер. Дело в том, что особенность современной российской партийной системы состоит в том, что для большинства партий, за исключением, пожалуй, КПРФ, приход к власти – не средство, а цель политической деятельности, поскольку у них отсутствуют сколько-нибудь определенная идеология и программа действий, которые могут быть предложены избирателям в качестве предвыборных.

К этому следует добавить, абсолютное нежелание оппозиции с кем-либо объединяться, тем более что и действующее законодательство запрещает создание предвыборных блоков. Таким образом, вновь создаваемые партии «оттянут» на себя голоса избирателей из числа своих немногочисленных сторонников, но в Государственную Думу не пройдут.

Возможно, действующая власть предпримет попытки предоставить таким партиям полупроходной барьер, как это было при прежнем пороге в 7 %: партия набравшая 5% голосов, получала в Думе 1 мандат, а 6% — 2. Однако, как справедливо отмечал профессор В.Е. Чиркин, это было грубым нарушением самих принципов пропорциональной избирательной системы, поскольку партия, набравшая 7% голосов избирателей, получала как минимум 30 депутатских мандатов.

Вывод: изменение Закона о партиях не приведет к существенному росту числа парламентских партий в стране.

Обсуждаемый сейчас в Гос. Думе президентский проект Закона о выборах депутатов Государственной Думы, предполагающий возврат к смешанной системе формирования нижней палаты Парламента образца 2001 г. поставит крест на формирующейся новой многопартийной системе и еще более укрепит позиции партии власти в Думе.

К сказанному следует добавить, что с точки зрения реализации принципа многопартийности, статья 13 действующей Конституции России устанавливает практически идеальную модель. Любое развитое общество сильно разномыслием, т.е. различием в отношениях людей к себе, окружающему миру, обществу в целом. На основании соединения рациональных зерен в этих различных позициях формируется мировоззрение: мораль, нравственность, общественное мнение, даже наука и иное объективное знание. Что же касается политической сферы, регламентируемый нормами ФЗ «О политических партиях» т.е. сферы управления, то здесь формируются воззрения, называемые идеологией (См. Конституция РФ. Доктринский комментарий под ред. Ю.А. Дмитриева, М. Деловой Двор 2009 с. 59-62). Однако при всем повышенном значении, которое традиционно придается идеологии в нашем обществе, она включает лишь набор идей и социальных программ. Не случайно сам термин «идеология» не упоминается в статьях ФЗ ,Ополитических партиях», хотя, очевидно, что главным носителем идеологии в обществе являются именно политические партии. Для реализации той или иной идеологии, воплощения в жизнь объединенных в ней идей они должны обрести каких-то носителей в виде физических лиц – сторонников этой идеологии. Такие сторонники объединяются в политические партии. Как известно партия (lat pars – часть) часть общества. Ключевые признаки политической партии: добровольность, самоуправляемость, некоммерческий характер, общность целей, устав и программа. После успеха на выборах политические партии становятся частью публичной власти.

В чем состоит смысл принципа многопартийности? Разумное число политических партий в демократическом обществе определяется в идеале тем, что каждый гражданин должен иметь возможность быть сторонником наиболее близкой ему по убеждениям политической партии. А каждая партия должна опять же в идеале, иметь свой электорат, т.е. избирателей, поддерживающих на выборах выдвинутых ею кандидатов на Выборные должности.

Однако, конституционный статус и роль политических партий в обществе вообще не получали отражения в этом нормативном правовом акте, что и позволяет достаточно «вольно» их толковать в текущем законодательстве, в частности в ФЗ «О политических партиях».