2. Советы пьющим читателям
Содержание
- В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками
- Советы пьющим читателям
- Дружеский разговор с алкоголиком
- Метод самоизбавления от алкоголизма
- Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным изделиям
- Права и обязанности читателей сборника, страдающих алкоголизмом
- Основная трезвенная терминология
- План написания анкеты алкоголика
- Итак: основные выводы. Как читать и изучать мои заметки
Многие алкоголики и их близкие обращаются ко мне за помощью, причем в некоторые дни бывает до 10 просьб. Разумеется, всех принять я не в состоянии, тем более, что у меня нет элементарных условий для избавления людей от алкоголизма и курения, нет постоянного помещения.
Мне очень трудно и горько отклонять просьбы об оказании помощи алкоголикам. Чтобы не испытывать моральных терзаний и не оставлять без внимания обращения просителей, я подготовил беседы «В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками». Они предназначаются для алкоголиков, обращающихся ко мне за помощью, однако принесут пользу всем читателям.
Пьющие считают себя знатоками алкогольной проблемы, в действительности же никто из них не знает ее как следует. Вы не согласны? Пожалуйста, письменно ответьте на следующие вопросы.
Почему люди начинают употреблять противные и вызывающие отравление напитки? Почему вы принимаете их? В каких странах господствует трезвость? На каком месте по пьянству стояла Россия в 1913 г.? Сколько было в нашей стране трезвенных движений и когда они происходили? Какое из них завершилось введением «сухого закона»? Когда его заменили советской водочной монополией? Какие степени опьянения вы знаете? Не возражаю, это трудные вопросы, возьмите задание попроще. Пожалуйста, дайте определения следующим понятиям: «пьющий», «непьющий», «трезвенник», «естественный трезвенник», «воздержанник», «алкоголепийца», «алкоголик», «пьяница», «умеренно пьющий».
Теперь вы согласитесь со мной, что ваше знание алкогольной проблемы оставляет желать много лучшего? Поверьте мне, что сведения, которыми вы располагаете по этой проблеме, неточны, ошибочны, а некоторые — абсурдны.
Немного доказательств. С детства вбивают нам в голову утверждение: «Спиртное согревает тело». Оно охлаждает, поскольку под его влиянием расширяются периферические сосуды и увеличивается теплоотдача. Кто не слышал об обморожениях и замерзаниях пьяных?
Многие твердят, что алкогольные напитки вызывают радость, веселье. Кстати, в Библии имеется такое утверждение: «Вино веселит жизнь». Л. Н. Толстой подверг критике эти слова. Он писал: «Только стоит зайти в трактир да посидеть, посмотреть на драку, крики, слезы, чтобы понять то, что не веселит вино человека». Не веселость, а дурашливость — первая степень опьянения; именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного; если же пьющий добавит, наступит буйность, для которой характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, склонность к драке. Третья степень опьянения — параличность, при которой наступает паралич скелетных мышц, когда плохо или совсем не держат ноги, становятся непослушными руки, заплетается язык. Последними степенями опьянения являются безумность, сонливость и наркотичность, которые завершаются соответственно помрачениями сознания, алкогольным сном и алкогольным наркозом. Если человек выпьет порцию, несколько большую наркотической, он погибает, как говорят, от опоя.
Какая из перечисленных степеней опьянения способна вас развеселить?
Многие говорят, что спиртное позволяет забыться. Да, но при условии, что будет принята снотворная или наркотизирующая доза.
Как вы думаете, в какой степени опьянения находились герои стихотворения Расула Гамзатова «Баш на баш»? Его краткое содержание. Жили три друга — Гимбат, Магомет и Селим. «Дружбу надо всегда крепить», средством скрепления они избрали спиртное. Селим пригласил приятелей в гости, во время попойки увидел, что муха села на лоб Магомета. «Селим разозлился... В доме его обижен кунак», он решил расправиться с многоногой нахалкой, выстрелил в нее, чокнулся с Гимбатом и они запили вдвоем. Для поддержания дружбы через некоторое время позвал его в гости оставшийся в живых приятель, они стали пить. Гимбат увидел муху на лбу Селима, рассердился, что в его доме обижен кунак и, чтобы удружить ему, выстрелил. «Мухи нет, но и гостя нет». Гимбат один запил, вспоминал друзей, а когда по его лбу поползла «наглая муха», он передумал расстреливать ее, предложил заключить мир.
Уважаемый читатель, имели ли вы какое-либо представление о классификации степеней опьянения, с которой только что ознакомились? Нет! Поверьте, многое неведомо вам. Именно из-за отсутствия научных знаний об алкогольной проблеме с одной стороны, усвоения ложных проалкогольных сведений — с другой, вы начали пить и продолжаете это противоестественное занятие. Не верите? Дайте старшеклассникам, еще не успевшим осквернить себя алкогольной отравой, лучше из числа родственников, эти заметки и попросите вдумчиво прочесть их. Если прочтут, то не только сами не станут употреблять спиртное, но будут добровольно удерживать от этого других.
Кто бы вы ни были, внимательно прочтите мои заметки, постарайтесь хорошо усвоить основные знания, и произойдет не библейское, а естественное чудо: прояснится ваш мозг, погаснут проалкогольные нелепости, загрязнявшие голову, чище, светлее и выше станет сознание, исчезнет потребность в спиртном, появится настроенность на трезвую, следовательно, полноценную и радостную жизнь. Время, потраченное на усвоение основных трезвенных материалов, сторицей окупится. На сегодня для нас нет более полезных и необходимых научных знаний, чем знания основ алкогольной проблемы.
Важнейший вопрос этой проблемы — классификация людей в зависимости от их отношения к спиртному. Она позволяет желающим поставить себе диагноз. Это легко можно сделать, если обратиться к таблице, представленной здесь. Основными критериями классификации являются питейная запрограммированность и потребление спиртного. По этим признакам все человечество делится на четыре группы: трезвенников (не имеют питейной запрограммированности и совершенно не пьют), воздержанников (обладают питейной запрограммированностью, но не пьют), принужденников (не имеют питейной запрограммированности, но пьют) и алкоголепийц (имеют питейную запрограммированность и пьют).
Пожалуйста, поставьте себе диагноз.
Об алкоголиках распространяются самые нелепые представления. Некоторые считают, что они валяются на улице, пропивают последнюю рубашку, не работают. В наши дни такие экземпляры исключение, нынешние алкоголики нередко занимают высокие посты, имеют дачи, автомобили, пишут книги и статьи, в том числе на противоалкогольные темы, лечат, причем иногда от алкоголизма, воспитывают молодежь, обучают студентов, «грызут гранит науки» и т. д. Для алкоголиков характерны следующие четыре правила: питейная запрограммированность, привычка к спиртному, потребность в нем и поглощение его. Если человек добровольно пьет, он питейно запрограммирован, если регулярно прибегает к спиртному, хотя бы только в праздники, — у него имеется привычка. Если периодически появляется сильное влечение к отраве и после ее принятия вспыхивает алкогольная жажда — налицо потребность. В случае отказа алкоголика от приема спиртного он становится не трезвенником, а только воздержанником. Потребность и привычка быстро и легко угасают. Они угаснут у всех в процессе вдумчивого чтения моих заметок, а у некоторых — после знакомства с этими первыми страницами. Привычка и потребность исчезают и сами по себе, без каких-либо специальных воздействий и самовоздействий, достаточно немного перетерпеть, некоторое время совершенно не пить. Ничего подобного нельзя сказать об алкогольной запрограммированности, она сама по себе не пропадет, ее не вытравить ни лекарствами, ни физиотерапией, ни иглоукалываниями, ни даже гипнотическими внушениями отвращения к спиртному. Выросшая на проалкогольной лжи, она рассеивается только под влиянием знаний, правды.
Заметки «В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками», в отличие от многих проалкогольных публикаций, содержат правду и только правду, именно это и делает их эффективным средством отрезвления читателей. Я многие годы избавляю людей от алкоголизма и курения только с помощью научных знаний, без каких-либо медицинских, религиозных, экстрасенсорных и прочих воздействий. Жизненно важные истины, в том числе противоалкогольные и противокурительные, доставляют усвоившим их наиценнейшую радость, радость познания, очищают думы и поведение, улучшают мозговую деятельность, содействуют оздоровлению и омоложению организма. Знания нельзя купить ни за какие деньги и сокровища, их обретают личным усердием. Немного усердия, прилежания и напряжения — и вы обретете наиценнейшие для вас понятия, а вместе с ними полноценную, уверенную и радостную жизнь.
Освобождение от алкоголизма достигается не только изучением алкогольной проблемы, но и серьезными, глубокими размышлениями над противоалкогольными вопросами. Наилучшие результаты дает комбинация познания и размышления. Хорошим поводом для углубленных размышлений являются: подготовка аутоанамнеза, ведение дневника и писание сочинений на противоалкогольные темы. Ознакомьтесь с приведенным здесь «Планом написания аутоанамнеза алкоголика» и в соответствии с ним осветите свою жизнь. Желательно аутоанамнез дополнить сочинением на тему: «Мое отношение к «культурному» питью, пьянству и алкоголизму».
В заметках вы найдете раздел: «Права и обязанности читателей, страдающих алкоголизмом». Нужно внимательно ознакомиться с ними и в тот же день приступить к ведению дневника. Следует начать с обзора своей пьяной жизни за последний месяц или хотя бы за неделю.
Написание сочинений на противоалкогольные темы — важный и эффективный прием очищения сознания от проалкогольных нелепостей. Темы можно брать разные, в том числе такие: 1) «Вредное влияние алкоголя на мое здоровье и мозговую деятельность»; 2) «Мои ежемесячные и ежегодные денежные траты на спиртные напитки»; 3) «Разрушительное влияние моего пьянства на здоровье и жизнь близких людей»; 4) «Мои приобретения и потери в связи с пьянством» и 5) «Будущее мое и семьи в случае а) продолжения пьяной жизни, б) перехода к трезвости».
Поэт пишет стихи, прозаик — рассказы, повести, романы. Создавая свои произведения, они не только влияют на образ мышления читателей, на их чувства, эмоции, убеждения, но и закрепляют свои собственные понятия, формируют себя как личность. То же будет происходить и с вами в процессе написания дневников. Дневник — ваша исповедь, а исповедь очищает от всего дурного и укрепляет в вере. В данном случае вам нужна вера в себя, в свою волю, в свою способность покончить с пьянством и стать трезвым человеком. Пишите дневник с охотой, с удовольствием предавайтесь этому своему творчеству. И не думайте, что вы писать не умеете, что вам никогда не удавалось писать сочинений, — в данном случае пишите произвольно и как бы для себя, легко и свободно повествуя обо всем, что связано с вашим пьянством, — ваш мозг, ваша мысль поведет вас верной дорогой, и первые же исписанные страницы явятся очистительным ветром, выдувающим из вашего организма пьяную одурь. Процесс писания дневника явится процессом очищения и выправления вашего сознания. Все плохое люди совершают в результате искаженности их сознания. Они пьют, курят, принимают наркотики, поклоняются несуществующему богу, хулиганят, воруют и т. д. потому, что у них изуродовано соответственным образом сознание. Не было, нет и никогда не появятся лекарства-нормализаторы поведения, да они и не нужны, поскольку существует простой и эффективный способ оказания помощи «заблудшему» — очищение его сознания от ложных представлений и прояснение правильными.
На основе фальшивых сведений об алкоголе и последствиях его употребления происходит проалкогольное или питейное программирование человека. Роль программистов играют, как правило, пьющие люди: родители, родственники, знакомые, деятели средств массовой информации, авторы проалкогольных публикаций и др. Питейную запрограммированность образуют: настроенность на употребление спиртного, программа отношения к нему и питейное убеждение. Настроенность — решение употреблять алкогольные напитки, она нередко формируется в детстве. Программа отношения к спиртному — процедура потребления спиртного (что пить? сколько? где? с кем? как? и т. п.). С течением времени программа изменяется: многие поначалу планируют пить только хорошие сухие вина, а затем не брезгуют самогоном, политурой и подобными гадостями.
Питейное убеждение — твердая уверенность в том, что питье спиртного нормальное, оправданное, неизбежное, важное и даже необходимое в нашей жизни занятие. Человек поступает в соответствии со своими убеждениями, он может под нажимом со стороны вступить в противоречие с ними, но обычно лишь временно. Например, алкоголику пригрозили увольнением, он перестал пить, однако прошла гроза, и он возобновляет пьянство. Только полное освобождение сознания от тяжелого и грязного бремени проалкогольной запрограммированности, особенно от питейного убеждения, способно сделать алкоголика пожизненным трезвенником.
Мои заметки помогут читателям избавиться от питейной запрограммированности и влиться в ряды наиболее ценной части нашего общества — трезвенников. Для этого следует не просто читать материалы, а стараться прочно усвоить их. Ваше усердие вознаградится: почувствуете себя полноценной личностью, повысится здоровье, помолодеете, продлится жизнь, наступят мир и благополучие в семье, поднимется работоспособность и продуктивность труда.
Советую после прочтения заметок повторно написать аутоанамнез и сравнить его с первым.
Читатели, хорошо усвоившие мои заметки и превратившиеся в трезвенников, могут приступить к отрешению от спиртного своих близких и знакомых. Горячо рекомендую создавать клубы взаимоотрезвления, они не только будут отвращать от спиртного своих членов, но и повысят трезвенную убежденность их организаторов, принесут им радость и самоудовлетворение, помогут искупить вину перед обществом за былое пьянство. Организация и работа клуба просты: подбирается один-два или несколько пьющих, согласовываются с ними дни периодических встреч, которые могут происходить где угодно, но лучше в домашней обстановке за чашкой чая. Целесообразно собираться поочередно на квартирах членов клуба.
Основными пунктами повестки заседаний должно быть чтение противоалкогольных материалов, анализ несчастных случаев, произошедших по вине пьяных, критическое рассмотрение публикаций, телепередач, фильмов и театральных постановок, пропагандирующих алкоголепотребление, подготовка и отправка их авторам запросов, протестов и требований прекратить проалкогольное программирование населения. Необходимо выявить членов клуба, нуждающихся в помощи, и оказывать ее им. Допустим, кто-то сорвался, начал пить; нужно организовать дежурство около него и помочь протрезветь. Почти все алкоголики, которых приводили ко мне в запое, после первой беседы прекращали пьянство.
Во время собраний в клубе рекомендую вслух читать книги: Джек Лондон «Джон-Ячменное зерно», Ф. Г. Углов, И. Дроздов «Живем ли мы свой век», Л. Семин и Г. Шичко «Горбатый стакан» (ж. «Аврора», 1971, № 7 и 8), И. Дроздов «Тайны трезвого человека» (ж. «Наш современник», 1986, № 2).
Возможны такие разновидности клубов: а) взаимоотрезвления алкоголиков, б) взаимоотрезвления пьяниц, в) взаимоотрезвления случайников, г) взаимоотрезвления воздержанников и д) смешанные. При успешной деятельности все эти клубы со временем превратятся в организации трезвенников.
Клубы должны советовать активным членам, превратившимся в стойких трезвенников, создавать новые объединения по взаимоотрезвлению.
Вполне допускаю, что многие читатели усомнятся в способности таких клубов оказывать эффективную помощь алкоголикам. Надеюсь, что следующие факты рассеят эти сомнения.
- В Ленинграде мною были организованы три клуба — благоразумия, клуб Оптималистов и Противоалкогольная народная дружина. Эти добровольные объединения собственными силами, без участия не только наркологов, но вообще врачей, отрезвляли алкоголиков.
- Некоторые бывшие алкоголики, избавившиеся с нашей помощью от своей беды, собственными силами помогли отрезвиться отдельным родственникам и бывшим собутыльникам.
- Полвека назад на Западе стали появляться общества взаимопомощи алкоголиков, которые в настоящее время выросли в широкую сеть неофициальных отрезвляющих организаций. Добровольцы собираются в определенных местах, беседуют, оказывают поддержку друг другу, фамилии свои скрывают (отсюда и название организации — «Анонимные алкоголики»). Общества «АА» спасают многих забулдыг. Об «Анонимных алкоголиках» неоднократно сообщала наша и иностранная печать, одна из последних публикаций помещена в одиннадцатом номере журнала ФРГ «Гутен Таг» за 1984 г. (издается на русском языке). «Рассказ участника общества «Анонимные алкоголики» — так названа публикация. Ее краткое содержание. Рикмер занимал ответственный пост в фирме, однако любовь к пиву, а затем и к более крепким напиткам привела к алкоголизму. Вскоре об этом все узнали. Начальник предупредил, пришлось лечиться в больнице, однако Рикмер продолжал пьянствовать. Все пропил, залез в долги, распадалась семья, нависла угроза увольнения. Пришел в общество «АА», в нем было 10 человек, рассказывали о себе, и Рикмер как-то неожиданно откровенно заговорил. С этого дня рассказчик перестал пить, прошло 8 лет, он продолжает раз в неделю ходить в группу, чувствует себя хорошо, наладилась нормальная жизнь.
- В дореволюционное время в нашей стране было много обществ трезвости, которые избавляли на определенный срок алкоголиков от пьянства. Подобную работу проводили и попы. Например, под Москвой в с. Нахабино десяткам тысяч алкоголиков помогал отец Сергий Пермский. 25 сентября 1981 года он торжественно открыл при своей церкви общество трезвости. Процедура «исцеления» проста, описание ее беру из книги И. С. Орлова «В Нахабино!» (М., 1899). Алкоголики собираются в церкви, входит священник и объявляет: «Кто хочет вступить в число членов нашего общества трезвости, пусть подойдет к иконе преп. Сергия». Толпа подходит, Пермский осматривает ее и удаляет пьяных, после чего произносит краткую противоалкогольную речь, говорит о значении обета воздержания от алкоголя, о карах небесных за нарушение клятвы. Привел несколько случаев, когда бог покарал клятвонарушителей. Он призывал слушателей серьезно подумать, смогут ли они исполнить обет, при этом подчеркнул: «Кто не может исполнить клятвы, не чувствует для этого силы, — вернись обратно, пока можно». Затем священник преклонил голову перед иконой Сергия Радонежского, сделал молитвенную паузу и торжественно произнес: «Бог поможет и укрепит вас!» — и с этими словами осенил всех крестным знамением. Наступила мертвая тишина, Сергий произнес: «Повторяйте за мною: обещаюсь перед Господом Богом и иконою преп. Сергия в том, что в продолжение избранного мною срока не буду пить вина и других спиртных напитков, и на том целую икону преп. Сергия. Алкоголики целовали икону и произносили клятву, а священник, благословляя их, поздравлял с добрым делом, а затем отслужил молебствие и торжественно произнес: «Пре-по-доб-ие от-че наш Се-р-ги-е мо-ли Б-о-о-га за н-а-ас», при этом все молящиеся встали на колени. Толпа из церкви отправилась к домику священника, где его хозяин записывал имена новых членов в специальную книгу, выдавал устав общества трезвости, членский билет, образок Сергия Радонежского и брошюры о вреде пьянства. Я намеренно так подробно осветил процедуру религиозного «исцеления» алкоголиков, чтобы показать, как просто и быстро удавалось верующим расставаться с пьянством. По данным о. Сергия Пермского, ¾ вступивших в члены общества воздерживались от спиртного.
- В наше время действуют трезвенные секты, которые помогают пьянствующим. Я бывал на заседаниях одной — чуриковцев — слушал рассказы бывших алкоголиков о том, что «дорогой братец», т. е. давно умерший основатель секты Иван Чуриков, спас их. Один инженер лет 35 сознался мне, что прежде был алкоголиком, курильщиком, вором и хулиганом. Вступив в секту, «полностью избавился от этих грехов». Выучился, стал инженером.
Анонимные алкоголики, священники и сектанты, применяя ненаучные методы избавления от алкоголизма, достигали хороших результатов. Если же использовать научно-материалистические методы, то эффект окажется более значительным. Два таких метода я рекомендую читателям: один из них — создание клуба взаимоотрезвления, второй — самостоятельное усвоение настоящих записок и некоторых других антиалкогольных материалов.
Да, конечно: второй метод труден, не каждому он по зубам. Это вроде самоучителя, когда, скажем, человек решил научиться играть на баяне, но не имеет возможности посещать музыкальную школу, нанять учителя-баяниста. Он покупает книгу — «Самоучитель игры на баяне», и сам, без посторонней помощи постигает искусство игры на баяне. И если человек упорен, въедлив, если он не щадит своих сил — он добьется таких высот мастерства, каких не достигнет и тот, кто учится в школе. Я встречал немало таких музыкантов. Моя квартира в Ленинграде окнами выходит на парк имени Челюскинцев, или, как его еще называют, Удельный парк. Весной, летом и осенью здесь происходят народные игры, гуляния, танцы и коллективное пение. Тут и там звучат гармони, баяны, аккордеоны. Музыканты, как правило, нигде не учились, но как же виртуозно и красиво играют иные из них! А сколько тут самодеятельных и великолепных певцов, какие голоса! Никакой театр не дает нам столько наслаждения, сколько мы получаем у себя в Удельном парке! Но если люди самостоятельно добиваются такого мастерства в игре на инструментах, в танцах, пении, то почему же так же, в порядке самостоятельного чтения, не постигнуть сравнительно небольшую сумму антиалкогольных знаний и понятий, которая предлагается в нескольких печатных или рукописных материалах? Для этого нужно одно: собраться, сосредоточиться, и со вниманием прочесть эти материалы.
Мне иногда говорят: на кого ты надеешься? На алкоголиков! Да они пропили весь свой ум. У них нет воли, ослаблена память. Все они хотят лишь одного: выпить!
Но это неверно! Я многие годы работаю с алкоголиками. Да, многие качества они растеряли. Но я заметил: даже и самый запойный пьяница сохраняет способность к умственной деятельности — подчас к очень серьезной. Наш мозг имеет большие резервы. Ученые утверждают: человек и в нормальном положении включает в работу лишь небольшую часть мозговых клеток. И бросивший пить вновь ясно мыслит и многого может достичь. Занимаясь с алкоголиками, я наблюдал их в те счастливые для них минуты, когда в их сознании выстраивается стройная система антиалкогольных понятий, когда они решают для себя — не пить! На их лицах тогда я вижу мощный прилив жизненных сил, их глаза светятся радостью — они в такие минуты испытывают желание писать стихи.
Вот почему я верю и во второй метод отрезвления — то есть путем самостоятельного чтения.
За работу по избавлению от алкоголизма и курения, проводимую мною в личное время, не только не беру платы, но решительно отвергаю подарки и даже цветы. На первом занятии как с алкоголиками, так и с курильщиками особо подчеркиваю, что не следует терять время на поиск достойного вознаграждения моего труда, что всякую помощь нуждающимся я оказываю бескорыстно и безвозмездно; если кому-то захочется вызвать у меня негативное отношение к себе, может попытаться «отблагодарить» меня, награду я не возьму, но на его образе в моей памяти появится черное пятно. На деньги алкоголики и их родственники бывали щедры, некоторые пытались тайно от меня вручить деньги жене. Например, одна мать оставила 500 рублей, потом моей жене пришлось разыскивать ее, чтобы возвратить эту сумму. Частенько же алкоголики и их близкие весьма скупы, они, как правило, не выполняют мои элементарные просьбы: вести дневник, периодически информировать меня и своевременно возвращать мои материалы.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.