1. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками

25 ноября 2013 года

Содержание

  1. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками
  2. Советы пьющим читателям
  3. Дружеский разговор с алкоголиком
  4. Метод самоизбавления от алкоголизма
  5. Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным изделиям
  6. Права и обязанности читателей сборника, страдающих алкоголизмом
  7. Основная трезвенная терминология
  8. План написания анкеты алкоголика
  9. Итак: основные выводы. Как читать и изучать мои заметки

Заметки «В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками» предназначены для алкоголиков, однако они принесут пользу случайно пьющим, пьяницам и воздержанникам, т. е. людям, отказавшимся от спиртного в результате лечения, под влиянием угроз администрации или семьи. Не сомневаюсь, что с немалой пользой для себя его прочтут и трезвенники. Материалы подобраны с таким расчетом, чтобы усвоение их позволяло сделать сознательный выбор между существованием со спиртным и трезвой жизнью. Если читатель не механически прочтет материалы, хорошо усвоит их и на основе обретенных достоверных знаний откажется от спиртного, он станет сознательным трезвенником. Для сознательных трезвенников характерны: полное исключение из своей жизни спиртного, отказ от преподнесения его другим, добровольная пропаганда трезвости, принципиальная борьба с распространителями ложных сведений об алкогольной проблеме, сочувственное и благожелательное отношение к пьющим, в том числе к алкоголикам, стремление оказывать им помощь в избавлении от противоестественного и многосторонне вредного занятия.

Конечно, лучше было бы вместо этих заметок подготовить специальные пособия по избавлению от а) случайного питья, б) пьянства, в) алкоголизма. Это давно запланировано мной, однако мольбы о помощи алкоголиков, курильщиков и их близких, а также многочисленные другие текущие дела мешают мне сосредоточится на написании пособий. Считаю, что предлагаемые заметки позволят моим многочисленным просителям из числа алкоголиков обходиться целиком или почти полностью без моего прямого участия, в связи с чем будет выиграно время для выполнения давно задуманного плана.

В 1980 году был опубликован проект материалов ЦК КПСС к XXVI съезду партии под названием «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 г». Мое участие в обсуждении проекта выразилось в подготовке и отправке в ЦК КПСС докладной записки «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения». Работа большая, времени было мало, поэтому она получилась хуже, чем я задумал. Тогда же небольшая группа трезвенников, в том числе ветераны партии и войны писатель П. П. Дудочкин, социолог И. А. Красноносов и я (научный сотрудник) обратилась к президиуму XXVI съезда КПСС с письмом «Дальше отступать некуда!», в котором предложили ввести в «Основные направления...» пункт, предусматривающий свертывание в течение XI пятилетки торговли спиртными напитками и введение трезвости в СССР. В качестве приложения к письму мы отправили замечательный противоалкогольный документ П. П. Дудочкина «голос народа: сухой закон» и мою докладную записку. Я опасался, что из-за запоздалой отправки наши материалы не успеют рассмотреть, поэтому обратился с письмом к делегату XXVI съезда, знаменитому хлеборобу, дважды Герою Социалистического Труда Т. С. Мальцеву.

В конце 1981 года мне сообщили, что Госплан СССР усердно занимается поиском решения алкогольной проблемы и заинтересован в получении предложений от специалистов, причем подчеркнули, что необходимо срочно готовить материал. Если написание первой докладной записки можно сравнить с ездой на лошади рысью, то вторую — с ездой галопом. Сначала планировал ограничиться 20 страницами, но скоро попал в положение писателя, который не знает, как поведут себя герои и когда он с ними расстанется. В голове постоянно сидела мысль: «Успеть бы к сроку», она заставила каждые вновь написанные 2 — 3 страницы отдавать машинистке для перепечатки начисто. Это позволяло в случае необходимости закруглиться в течение нескольких часов. Писал без заранее составленного плана, поэтому во второй записке нет деления на главы. Основным адресатом был Госплан СССР, который не имел первой докладной, поэтому приходилось кое-что повторять. В то же время ЦК КПСС располагал ею, поэтому повторения были нежелательны.

Рукопись «О возможности утверждения трезвости в XI пятилетке» с препроводительными письмами отправил первому заместителю Госплана СССР В. Я. Исаеву (бывший председатель Ленинградского горисполкома) и сотруднику ЦК КПСС А. Г. Вехову, который беседовал со мной о первой записке.

Сначала первую, а потом и вторую докладные записки я давал некоторым алкоголикам для ознакомления в порядке подготовки к проведению дезалкоголизмии. Позже мне стало известно, что эти документы размножают, переписывают и конспектируют, поскольку оказалось, что они отрезвляюще действуют на читателей и даже в отдельных случаях избавляют от алкоголизма. Докладные записки не предназначались для этой цели, передо мной стояла задача: помочь сотрудникам ЦК КПСС и Госплана СССР глубже понять алкогольную проблему и найти более близкое к оптимальному ее решение.

Добрые вести о благотворительном влиянии моих материалов на алкоголиков привели к мысли объединить докладные записки, подготовить к ним введение и рекомендовать более широкому кругу читателей.

В нашей стране, к сожалению, широко распространено так называемое целительство, суть которого состоит в том, что невежественные в медицине и психологии люди берутся обнаруживать разнообразные заболевания с помощью биополя, по фотографии, скульптуре и т. п. и избавлять от них. Целители приносят некоторую пользу, но не своим чудодействием, а эксплуатацией высокой вникаемости, присущей некоторой части пациентов. Вред, причиняемый ими, велик, жертвами нередко являются алкоголики и их близкие. Некоторые из названных, в том числе алкоголики с высшим образованием, отправляются за тридевять земель искать спасение у колдунов и бабок. Имеются целители, которые в качестве универсального лечебного средства используют алкоголь. Например, один такой полуграмотный «чудотворец» за минуту по пульсу «обнаруживает» набор заболеваний и все их лечит разбавленным спиртовым настоем женьшеня. По его данным, на один курс расходуется 3 литра чистого спирта и 50 г этого редкого корня. В день положено выпить три стакана, т. е. 600 мл тридцатипроцентной спиртовой настойки. Первые порции такого снадобья у малопьющих, по утверждению очевидца, вызывают тяжелые реакции: рвоту, головную боль, понос, буйство и т. п. Некоторым ослабленным людям и уже имеющим опыт поглощения алкогольных напитков достаточно трех литров этанола, выпитых в короткое время, чтобы приобрести алкоголизм и основательно расстроить здоровье. Давным-давно, еще в дореволюционное время, прогрессивные ученые признали недопустимым применение в медицинской практике спиртного для приема внутрь. Пока никто не смог привести ни единого серьезного аргумента против такого заключения. В настоящее время получены данные, которые показывают, что даже однократная выпивка вызывает необратимые изменения в головном мозге. Так и должно быть, никакие воздействия не проходят бесследно: положительные оставляют полезные, отрицательные (алкоголепитие, курение и т. п.) — вредные следы.

Я часто наблюдал людей, в том числе алкоголиков, отличающихся большим легковерием, и все же недавно был неприятно удивлен, когда в группах интеллигентных людей, в том числе представителей идеологического фронта, раздавались дружные голоса в защиту всевозможных нелепостей. Эти факты привели меня к решению включить в сборник большой раздел «Гортоновика и ее возможности», содержащийся в моем научном отчете за 1980 — 1981 гг. В этом разделе много важного противоалкогольного материала, он будет содействовать очищению сознания не только от проалкогольной, но и иной загрязненности.

Гортоновика — новая, находящаяся в стадии становления наука, занимающаяся усовершенствованием известных, разработкой новых методов благотворного воздействия на человека целенаправленной речи с лечебной, воспитательной, обучающей, трудовой, спортивной и другими целями. Это самая ценная, самая гуманная и самая нужная людям наука.

Обращение к читателям «Сделаем Ленинград городом трезвенников и некурильщиков» и «Превратим ленинский субботник в день трезвости!», а также статья «Вооруженные силы и трезвость» имеют не только познавательное, но и агитационное значение. Читатели могут использовать их для призыва родственников, сотрудников, друзей не употреблять спиртное вообще или, по крайней мере, по случаю ленинского субботника и праздников, посвященных вооруженным силам.

Первое обращение было написано мною в 1977 году, одобрено нашей Противоалкогольной секцией Штаба ДНД Петроградского района, подписано многими ее членами, в том числе кандидатом биологических наук Е. Д. Быстровым, рабочим А. И. Кротовым, пенсионеркой Е. М. Куприяновой. Я собирался отправить его в «Ленинградскую правду» с просьбой опубликовать, но «знаток»-журналист на основе нашего обращения написал свой вариант и сагитировал меня совместно с ним обратиться за советом в Петроградский РК КПСС. Пришли, показали инструктору оба варианта, он бросил взор на наши бумаги, испуганно схватил их и стремительно исчез. Мы долго и терпеливо ждали, но напрасно, решили, что позже пригласят нас на беседу. Ошиблись, наши обращения бесследно пропали.

Второе обращение я подготовил в 1983 году, согласовал с известным ученым и автором замечательных книг («Сердце хирурга» и др.) Ф. Г. Угловым и писателем П. П. Дудочкиным и от имени трех послал некоторым иногородним трезвенникам для проведения противоалкогольной работы. Кроме того, с препроводительным письмом за подписью Ф. Г. Углова и своей послал редактору «Ленинградской правды» А. К. Варсобину с просьбой опубликовать. Через некоторое время по его поручению позвонил мне сотрудник редакции и сказал, что обращение не могут напечатать, поскольку ленинский субботник — праздник, а праздники положено отмечать спиртными напитками. Я опроверг это заявление и немного рассказал об алкогольной проблеме. Он согласился со мной, пообещал передать наш разговор Варсобину. Обращение не опубликовали.

Статья «Вооруженные силы и трезвость» была написана по просьбе моих товарищей по Совету по пропаганде трезвости при редакции «Ленинградского рабочего» для стенгазет, уголка трезвенников и агитационной работы. Участь статьи оказалась лучше, чем обращений.

Хочу подчеркнуть: в моих заметках нет никакой нелегальщины, они состоят из официальных материалов, ни один из которых не был осужден. Отсюда доброе пожелание читателям: свободно, без каких-либо опасений прорабатывайте их, они никакого отношения не имеют к подпольной литературе, значительная часть которой, кстати, затуманивает сознание, поскольку пропагандирует различные нелепости, прямо или косвенно относящиеся к сверхъестественному. Заметки предназначаются для очищения сознания от проалкогольной загрязненности и для дальнейшего развития его. Они несут пользу.

В сборник заметок включены материалы, написанные в разное время и с разными целями, поэтому имеются повторения, а в отдельных случаях не полностью совпадающие высказывания. Старая поговорка гласит: «Повторение — мать учения», они особенно необходимы алкоголикам, память которых ослаблена.

Прежде я по скромности говорил о концепции психологического программирования, в последние годы говорю о теории психологического программирования. И это правильно. Эта теория — ключ к научному пониманию многих отрицательных социальных явлений: алкоголепития, курения, воровства и т. п.

В ранних работах по алкоголизму я к питейной запрограммированности относил настроенность или установку на употребление спиртного и питейное убеждение. Настроенность считалась состоящей из решения употреблять спиртное и программы алкоголепития (что пить? сколько? и т. п.). В последний период я счел целесообразным отказаться от такого смешения. Теперь к проалкогольной запрограммированности относятся: настроенность, программа и убеждение.

У читателей может возникнуть вопрос: почему в сборник включены рукописи, а не опубликованные работы? Так сделано по двум причинам: 1) публикации можно найти в библиотеках, по крайней мере в таких крупных, как Публичная и Академии наук, 2) все мои рукописи, увидевшие свет, искажены издателями и редакторами, причем некоторые настолько, что мне стыдно признавать себя их автором. Даже редакция «Ленинградского рабочего», при которой действует наш Общественный совет по пропаганде трезвости, так исказила мою статью о противоалкогольных клубах, что я потребовал или выбросить ее из набора, или убрать мое имя. Статья вышла под вымышленной фамилией. Примечательно, что с редакциями я договаривался о том, чтобы в случае «творческой обработки» моей рукописи ее обязательно показывали мне до опубликования. Это условие, как правило, нарушалось. Исключение составила редактор многотиражной газеты «Высокогорский горняк» Л. А. Ушакова, которая точно соблюдала мои условия и не навязывалась в анонимные соавторы. Между тем, она имела больше других редакторов оснований вносить изменения, поскольку обладает перед ними большим преимуществом — является сознательной трезвенницей и знает проблему по опыту работы и по литературе.

Моих рукописей не коснулась «творческая рука» невежд от редакции, знающих алкогольную проблему преимущественно по собственному опыту поглощения спиртного, поэтому за недостатки сборника, если таковые окажутся, вся ответственность ляжет на меня и только на меня. Я всегда стремлюсь к точности и выше всего ценю истину, поэтому, надеюсь, в моих работах ошибки и искажения не обнаружатся. Они могут быть привнесены при переписке и перепечатке сборника, в этом я убедился при просмотре машинописных копий докладных записок, попавших мне в руки.

Некоторые слушатели моего курса по избавлению от алкоголизма в процессе занятий не только трезвели, но и по собственной инициативе прекращали курение. И это просто объяснимо: курение и алкоголизм родственные занятия, они являются наркоманиями, поэтому многое, о чем сообщается в сборнике, может быть по аналогии перенесено на курение и даже на фармаконаркомании. Можно перенести, например, причину алкоголепития, классификацию людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам, определение понятия «алкоголик». Привожу иллюстрацию переноса определения. Алкоголик — проалкогольно запрограммированный человек, обладающий привычкой к употреблению спиртного, потребностью в нем и поглощающий его. Сравните: курильщик — протабачно запрограммированный человек, обладающий привычкой к употреблению табачных изделий, потребностью в них и поглощающий табачный дым. Фармаконаркоман — пронаркотически запрограммированный человек, обладающий привычкой к употреблению фармаконаркотиков, потребностью в них и прибегающий к ним. Я применяю термин «фармаконаркоман» в связи с тем, что понятие «наркоман» имеет большой объем и включает в себя не только морфинистов, героинистов, гашишстов и им подобных, но и алкоголиков и курильщиков.

Не сомневаюсь в том, что мои заметки способны благотворно повлиять на фармаконаркоманов, причем думаю, что отдельные из них смогут избавиться от своего психологического страдания.

Читатель-курильщик, не упустите возможность одновременно избавиться от двух больших бед — алкоголизма и курения.

Горячо желаю успеха, он будет, непременно будет, если хорошо усвоите содержание сборника. Учтите, что никогда в прошлом вам не приходилось читать такие материалы, которые способны резко преобразить жизнь вашу и ваших близких. Как только вы станете под влиянием сборника в ряд трезвенников, тем паче и некурильщиков, сразу же начнет совершаться чудо, но не библейское, не религиозное, а естественное. Мы с каждым днем стареем, все больше теряем здоровье, укорачивается период нашей молодости, уменьшается продолжительность предстоящей жизни. Разве это не чудо, что с вами произойдет противоположное: с каждым днем будет хорошеть лицо, укрепляться здоровье, увеличиваться период молодости, продолжительность предстоящей жизни и, что особенно важно, будет оживать и все лучше работать мозг, который вы так безжалостно многие годы отравляли алкоголем, да и табачным дымом. Ваша трезвость благотворно повлияет на членов вашей семьи, они станут здоровее, спокойней, моложе, работоспособный, наладятся их отношения с вами. Помните: выпивками вы вредили не только себе, но и окружающим людям, особенно близким. Многие горести их жизни, в том числе некоторые заболевания, на вашей совести. Ваша трезвость частично искупит вину перед ними.

Перечисленные и многие другие блага, которые принесет трезвость, немыслимо приобрести ни на какие деньги, ни на какие сокровища, но их можно легко заслужить, для чего требуется элементарно мало — выполнить простые и весьма доступные советы, в том числе написать аутоанамнез, вести дневник.

Прошу глубоко задуматься над сказанным и настроить, решительно настроить себя на серьезное, вдумчивое и продуктивное изучение моих заметок. Если по каким-то причинам не удается с первого раза хорошо усвоить материал и окончательно расстаться со спиртным, возобновите работу. И не жалейте для этого ни сил, ни времени.