Семья и трезвость — ровесницы
Жизнь постоянно восхищает меня своевременностью и правильностью многих событий, происходящих в ней. Я сравниваю её с мудрым лекарем, назначающим лекарство для больного человека и точно знающим время приёма. Таким своевременным «лекарством» явилось и приобщение нашей семьи к сознательно трезвому образу жизни. На тот момент, когда к нам в руки попали диски с лекциями Жданова, семья состояла всего из двух человек: меня и мужа. А на сегодняшний день постоянная благодарность Богу присутствует в нас за то, что именно в этот период мы отказались от употребления отравы, так как через четыре месяца с радостью узнали о зарождении новой жизни в нашей семье.
Цифры, которые привёл В.Г.Жданов в своих лекциях, настолько поразили моего мужа, что отказ от алкоголя стал для него логичными естественным решением. Сначала мне не очень верилось, что мы действительно навсегда откажемся от употребления спиртного. Мозгу, зревшему на традициях культурного употребления, было невдомёк — как это можно совсем ничего и никогда из алкоголя не употреблять?
«Что, и даже на новый год ни капли шампанского не выпьешь?»—всё допытывалась я у мужа.
«Конечно, нет» — спокойно отвечал он. — «Что здесь такого?»
Действительно, подумала я, кто сказал, что это обязательный ритуал? Почему мы решили, что глотание алкоголя по поводу и без него является залогом счастья, успешности, нормальности? Ведь всё должно быть точно наоборот! Поэтому, вслед за мужем, и я с лёгкостью шагнула в ряды трезвой гвардии. На тот момент мы жили в Одессе, с моими родителями. Расширяя свои познания в области трезвого образа жизни, мы всё больше убеждались в правильности сделанного нами выбора.
С нашей стороны не было никаких официальных заявлений, агитаций, мы не предлагали всем подряд посмотреть лекции Жданова и старались вступать в дискуссии на эту тему лишь тогда, когда человек явно был заинтересован. Однако стали замечать, что постепенно вокруг нашей семьи формируется трезвое общество. Нам тогда даже не пришлось «оправдываться» перед людьми, как это приходилось делать на первых порах многим из тех, кто пришёл к сознательной трезвости. Как и в большинстве семей, у нас до этого тоже существовали традиции людей употребляющих спиртное «только по праздникам», но на многих праздниках с Нашим присутствием как-то сам собой исчез алкоголь. Более того, со временем мы узнали, что некоторые близкие нам люди тоже стали отказываться от употребления спиртного. Так что наше вхождение в трезвую жизнь можно назвать довольно мягким.
Нельзя сказать, конечно, что всё было идеально. Так, например, было очень горько и обидно наблюдать за тем, как на дне рождения нашего сына дедушка прятал бутылку под столом, чтобы можно было выпить с кумом за здоровье любимого внука. Тогда мы уже знали, что переезжаем жить в Киев; очевидно, что алкоголь здесь сыграл не последнюю роль. Просто не хотелось, чтобы подрастающий малыш видел дедушку в таком странном изменённом состоянии. Впервые нам пришлось искать правильные слова для своего «вызывающе нестандартного поведения» при предложении налить, в солнечной Молдавии, где
гостили у наших хороших знакомых. Мне было намного проще, чем мужу, отказаться от предложений выпить, поскольку я находилась в положении и со мной, естественно, никто не спорил. Ване же пришлось объясняться, терпеть выпады, лёгкие насмешки, остроты и вопросы вдухе:«Вы что, сектанты?», «Аможет, чем-то болеете?» Но характер — кремень, и Иван с присущим ему спокойствием терпеливо отвечал на все вопросы. Именно тогда стало понятно, что каждый раз в подобной ситуации по дробно объяснять каждому «почему не пьёшь» сложно и незачем, поэтому со временем у Вани сложилась своя краткая формулировка-ответ для особо любопытствующих. Чаще всего он отвечает так: «Я узнал об алкоголе такие вещи, после которых мне расхотелось его употреблять». Несколько сложнее обстояли дела с Ваниными родителями. Возможно, мы сами были виноваты, потому что, чувствуя, что нас не поддержат в полномо тказе от спиртного, мы слишком рьяно принялись отстаивать свою позицию. Разгорались дискуссии, споры, в ход пошла теория, с аргументами и доказательствами.
Естественной реакцией людей на попытки учить их жизни является сопротивление. Кому понравится, когда твои же дети учат жить и своими выкладками обесценивают весь предыдущий накопленный опыт?
«Вырастил двух сыновей — всё возмущался Ванин отец — а выпить не с кем в итоге!» (Младший Ванин брат с женой тоже совсем не употребляют спиртного).
Самого отца увидеть в состоянии опьянения можно крайне редко, но в один из таких редких случаев он вдруг признался, что в целом рад нашему решению придерживаться трезвого образа жизни. Не перестаю удивляться: неужели лишь только будучи нетрезвым, как под наркозом, можно признать правоту своих детей и порадоваться этому? Опять же стало горько и обидно. . .
Какое-то время у меня складывалось впечатление, что все ждали, надолго ли нас хватит. Мол, со всеми бывает, в крайность ударились — перерастут. Может, это только впечатление, не знаю. И неприятно иногда бывает слышать иронию в наш адрес; а ведь если вдуматься — это какая-то изуродованная модель отношений, когда детям приходится оправдываться перед родителями за свою трезвость! Аномалия.
Все слышали, знают и могут рассказать не одну историю о том, как пьянка погубила кого-то из родных и близких людей, но, тем не менее, полный отказ от спиртного не приходит в голову «культурно» выпивающего, а если и пришёл, то, пропущенный через ум, объявляется чуть ли не болезнью.
Со временем страсти поулеглись, разговоров стало меньше. Всем пришлось принять этот наш принцип жизни как факт. А когда, вдобавок ко всему, мы стали ежегодно посещать трезвеннические слёты, то и вовсе махнули на нас рукой. Хотя, честно говоря, я уверена, что в душе наши родители радуются за нас. Когда мы собирались ехать на слёт в первый раз, и я рассказала об этом маме, она воскликнула: «Бедные трезвенники!
Вынуждены собираться отдельно от всех, обособляться!».
А как мне передать, какой отдушиной стали для нас ежегодные слёты активистов трезвенного движения? Это и понимание того, что ты не одинок в этом мире со своими взглядами и убеждениями. И возможность свободного общения, когда ты точно знаешь, что тебя не станут обкуривать табачным дымом и вести ни к чему не ведущие пьяные беседы. Уверенность, что твои дети не увидят здесь взрослых людей в обезображенном состоянии и с вонючими «сосками» во рту.
Жаль только, что так бывает лишь одну неделю в году. Хотелось бы больше. Хотелось бы, чтобы трезвость стала нормой и тем естественным состоянием общества, о котором даже и говорить не нужно. Мы с мужем очень надеемся на то, что наши дети, вращаясь в кругу трезвых людей, впитают это состояние и понесут его с собой в своё будущее.
Анна Гриниченко
Трезвая Украина №4 (9)
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.