Н. Брянцев – просветитель и основатель Рождественского Аргамаченского общества трезвости в г. Ельце
В г. Ельце Орловской губернии (современной Липецкой области) в 1898 году священником аргамаченской церкви Рождества Пресвятой Богородицы Николаем Брянцевым «с целью противодействия чрезмерному употреблению спиртных напитков» было создано Рождественское Аргамаченское общество трезвости, которое занималось большой просветительской и социальной работой.
Из предыдущих глав мы знаем, что пьянство не является нашей национальной традицией, и трезвости в нашей истории было намного больше, чем пьянства. Согласно статистике, в начале XXI века на душу населения в России приходилось 3,5-4,7 литра абсолютного алкоголя, что в 3-4 раза меньше уровня употребления алкоголя в 2012 году (15 литров). Но и тот уровень современникам казался таким чрезвычайным, что развернулось поистине всенародное трезвенническое движение, что заставило царя Николая II предоставить «право местного запрета» на алкоголь (известного как «сухой закон»), который продержался полностью или частично до 1925 года.
Большую роль в отрезвлении общества сыграли общества трезвости.
Чтобы отвлечь народ от пьянства, Аргамаченское общество трезвости предпринимает следующие действия:
1. Устраивает чайную, где предлагают дешевый чай.
2. Для привлечения в чайные посетителей приобретаются газеты и журналы, организуется читальня.
3.Для распространения сведений о вреде пьянства проводятся беседы и чтения, раздаются специальные издания, листки, брошюры и книги, создается библиотека с книгами против пьянства.
4.Формируется библиотека, укомплектованная книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения.
5. Создается Воскресная школа для членов общества трезвости их детей.
6. Проводятся беседы в храме.
7. Организуется обучение церковному и народному пению.
8. В летнее время предпринимается паломничество для поклонения особо чтимым святыням.
9. Ставятся спектакли, устраиваются концерты, проводятся вечера.
В качестве других мер Аргамаченского общества трезвости предлагались следующие: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР трезвости самого о. Николая и членов общества, лекции «О вреде пьянства как для души и тела самого пьяницы, так и для его семьи и потомков», «Ознакомление детей с идеями о вреде пьянства в школе».
В 1899 году у Общества трезвости появилось свое большое здание. Члены Общества трезвости вели многочисленные кружки: пения, вышивания и кружевоплетения. Устраивались вечера и утренники для детей. Перед Новым годом Общество бесплатно раздавало рождественские елки. Большое внимание уделял о.Николай церковноприходской школе. В 1899 году школу посетил преосвященнейший Михаил – высшее духовное лицо Орловской губернии. 1 мая 1902 года по благословению преосвященнейшего Иренея в Елея прибыл Иоанн Кронштадтский для закладки полкового храма драгунского Нежинского полка. В Троицкой церкви он совершил литургию. Иоанн Кронштацкий встречался с Николаем Брянцевым и своим давним знакомым Замаруевым В.В.
На протяжении всех лет своей деятельности общество проводило регулярные трезвенные чтения с чаепитиями и художественной самодеятельностью. Однако общество занималось и разнообразной социальной работой. Здесь была своя Богадельня с бесплатными обедами и мастерские, в которых обучали ремёслам, тоже бесплатно, была открыта Похоронная касса (1911), которая помогала решать проблемы с материальными средствами на погребение умерших, было создано Руководство Рождественского Аргамаченского общества трезвости.
Фото из семейного архива Мешковых: О.Николай Брянцев второй справа. Председатель общества В.В. Замаруев третий слева (стоит). Фото 1910 г.
Аргамаченское кредитное товарищество (1910), которое оказывало содействие членам общества в приобретении собственного жилья, была создана Потребительская кооперация (1911), которая закупала для нужд своих членов по дешевой цене: дрова, уголь, резиновые калоши, крупы, зерновые, пытаясь облегчить людям тяготы дороговизны и инфляции перед Первой мировой войной [3].
Вышеописанное свидетельствует о том, какое серьезное значение придавал о. Николай просветительскому и социальному аспектам профилактики пьянства.
Есть свидетельства очевидцев об образе жизни аргамаченцев в начале ХХ столетия. Из воспоминаний Анастасии Васильевны Поваляевой (Замаруевой) (1895—1978 гг.):
«На Аргамаче жили добропорядочные жители. Они работали, растили детей, служили в армии, воевали и жили трезво. Центром культуры на Аргамаче были храм Рождества пресвятой Богородицы, школа и клуб-чайная. Напротив храма с восточной стороны была и гостиница для священников и известных людей. В клубе и расположилось «Общество трезвости», организованное о. Николаем Брянцевым. Жители Аргамачи поддерживали о. Николая в деле трезвости.
Василий Васильевич Замаруев (1861—1955), председатель Аргамаченского общества трезвости, как и многие другие дети на Аргамаче, закончил церковно-приходскую школу (ЦПШ) при храме.
При храме Рождества пресвятой Богородицы был детский хор, в котором пели не только учащиеся ЦПШ, но и взрослые. По праздникам и в выходные народ шел в храм, а в клубе-чайной проходили утренники, детям дарили подарки. В клубе стоял красивый рояль. Здесь же была богатая библиотека Жаворонковых. Подростки работали на абонементе, подклеивали книги, подшивали газеты, получая за это определенную плату.
После окончания ЦПШ мальчики в основном продолжали учебу в Железнодорожном училище. А девочки ходили в Знаменский монастырь учиться вышивать, плести кружева и шить в школу белошвеек. Во многих семьях были маленькие рояли, многие девочки занимались музыкой, балетом, фигурным катанием. После окончания ЦПШ продолжали учебу в женской гимназии.
Проходили Крестные ходы от Знаменского монастыря до храма Рождества пресвятой Богородицы.
Работали жители Аргамачи и в городе, и своей слободе.
Вечерами молодежь танцевала в клубе, а пожилые приходили попить чаю в клуб. Зимой ездили на санях смотреть в городском парке пальму за стеклом. Это было великолепное зрелище! Пальма не замерзала, т.к. на зиму ее закрывали парником со стеклами.
Ходили по Ельцу в длинных платьях, не пачкая подолы, потому что везде были мощенные дорожки.
На Аргамаченской улице проходили ярмарки с музыкой и представлениями. В палисадниках у жителей росли французские розы, из лепестков которых варили варенье. Нам улице Льняной выращивали цветы на продажу. У Царьковых можно было роскошные купить пионы, а корни раздавали просто так – только сажай.
Жили на Аргамаче весьма зажиточно. Здесь было 2-3 пекарни и около 20 магазинов, где можно было купить все от гвоздя до французского шелка, а зимой даже виноград. Поваляевы занимались сельским хозяйством(им принадлежали земли за Аргамачей (ныне совхоз Елецкий»). Они разводили скот и птицу, сеяли зерно. Работали они вместе со своими наемными работниками.
Почти во всех дворах были колодцы, беседки, обязательно ель, которую наряжали зимой. В садах и огородах у аргамаченцев росло все – яблоки, груши, вишни, ягоды и овощи и даже дыни!
Трезвость была нормой жизни для аргамаченцев. Мужчины выпивали только по праздникам, а курили в основном только те из них, кто прошел войну, женщины могли пригубить немного вина (шампанского из крыжовника от Заусайлова), но только женщины в возрасте. О том, чтобы женщина курила, не могло быть и речи.
Аргамаченцы отличались отменным здоровьем. Больным был всего один – юродивый звонарь при храме Рождества Пресвятой Богородицы. Проводились кулачные бои. Егор Поваляев давал подписку не участвовать в кулачных боях, т.к. отличался особой силой.
Людей пьющих было совсем немного. Они жили в Щемиловке (у Ельчика), и работали они плохо, и жили плохо.
Аргамаченцы дружили с жителями Черной слободы. Чернослободцы жили богаче аргамаченцев. Это был казачий край. В каждом дворе – красавец-конь. Казаки гордились своими лошадьми. Устраивали соревнования, скачки, катались верхом на Розовой поляне в Бахтином лесу. Выпивали казаки только по праздникам ( после 40 лет, Курили только мужчины, прошедшие войну — и то не все.
На Аргамаче и в Черной слободе рано утром проводились продуктовые ярмарки. Торговали свежей рыбой, молочными продуктами (сбитым сливочным маслом на свекольных листьях, сметаной, творогом, сыром) фруктами. Предлагали и промышленные товары. Приходили сюда и просто пообщаться.
Когда в Ельце резали скотину, ливер везли в «Обжорку»(ныне здание художественного музея напротив часов на ул. Советской). Там пекли пирожки с ливером, и раздавали неимущим ливер и бесплатные обеды.
Следили и за экологией. Жители Аргамачи и Черной Слободы углубляли русло Ельчика, чистили берега Быстрой сосны, убирали улицы.
Мир перевернулся после Октябрьского переворота. Сказочный сон сменился ужасом.
В 1918 году на ул. Торговой проходила демонстрация «За свободу нравов». По улице шли полуголые женщины-босячки с красными бантами на плечах и с трубками и папиросами в зубах и кричали: «За свободу и равенство женщин».
Автор вышеописанных воспоминаний Анастасия Васильевна Поваляева (Замаруева), случайно наблюдавшая эту картину с балкона дома (ныне школа искусств), упала в обморок от увиденного.
Как видно из описания Анастасии Васильевны, жители Аргамачи и Ельца в целом начала ХХ века были весьма зажиточными и культурными. И Аргамача была не заброшенной окраиной купеческого города, а одним из культурных и экономических центров, потому что жители Аргамачи жили в основном трезво. Не похоже, чтобы и до создания «Общества трезвости» ситуация здесь, по нашим современным меркам, конечно, была такой уж чрезвычайной, потому что в одночасье с нуля невозможно построить благополучную жизнь. Видимо, потенциал у Аргамачи был велик и до создания «Общества трезвости», и далеко не все были пьяницами. И о. Николай сполна его использовал!
В 1917 году все общества трезвости были разгромлены, в их числе и аргамаченское, и многие священники приняли мученическую кончину.О. Николаю с семьей жители Аргамачи помогли бежать от верной смерти. В мае 1918 года о. Николай был арестован и 8 июля расстрелян в Ельце. Место его захоронения не известно [4].
Хотя «Общество трезвости» было разгромлено, дело общества, его идеи ещё длительное время хранили аргамаченцев от порока пьянства. Все члены «Общества трезвости» были долгожителями, не терпели сквернословия, были культурными и образованными людьми. Аргамаченские рабочие были самыми востребованными в Ельце, потому что были трезвыми.
Были долгожителями слободы и члены их семей: Н. А. Черкашина, В. В. Замаруева, П. В. Урюпина, И. С. Кондратова, прожив, соответственно, 85, 93, 93 и 96 лет, сохранив ясную память и бодрость духа. До сих пор живёт и здравствует семья Мешковых. Все Мешковы не пьют, живут трезвой православной семьёй, воспитывают детей и внуков [5].
В 1989 году о. Николай был полностью реабилитирован и сегодня ставится вопрос о канонизации новомученников Русской Православной церкви – членов Всероссийского Поместного собора 1917—1918 гг. [6].
В начале третьего тысячелетия от здания бывшего Общества трезвости на Аргамаче остался лишь фундамент, и в городе до сих пор нет улицы имени Николая Брянцева.
Однако есть и хорошие новости. Двенадцатого августа 2012 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы была открыта «Памятная доска» в честь Николая Брянцева в храме Рождества пресвятой Богородицы, в которой он служил. К сожалению, в тексте, выбитом на «Памятной доске», ничего не сказано о его главном детище – «Рождественском Аргамаченском обществе трезвости». А ведь именно при обществе трезвости создавались и кредитное товарищество, и потребительская кооперация, и похоронная касса, и богадельня, и мастерские, и трезвенная библиотека. Трезвость жителей Аргамачи была залогом благополучной жизни.
По нашему мнению, отсутствие информации об «Аргамаченском обществе трезвости» на «Памятной доске» является серьезным воспитательным просчетом, потому что алкогольная ситуация на Аргамаче в начале третьего тысячелетия является достаточно сложной. Пьют и курят взрослые и дети, мужчины и женщины и даже девочки. Для части ельчан мат стал нормой жизни. Сквернословят даже дети, в том числе девочки. Надо вернуть людям историческую память, а вместе с ней самоуважение и стремление стать лучше. Тогда и жить будем лучше.
* * *
К сожалению, сегодня среди елецких священников продолжателей его трезвого дела нет. Но мы в долгу перед памятью о. Николая Брянцева и членов «Рождественского Аргамаченского общества трезвости». Хочется верить, что созданием «Памятной доски» дело не ограничится. Для начала необходимо создать Музей трезвости, например, на базе Детской библиотеки. Можно разработать экскурсию на тему «Трезвый Елец», ведь нам есть о чем рассказать. Тем более, что традиции трезвости в Ельце продолжились и после разгрома «Аргамаченского Общества трезвости». Но об этом — в следующих главах.
Основная литература
Толстой Лев Николаевич. Биография. http://tvorilife.com/tolstoy-lev-nikolaevich-biografiya.html
«Согласие против пьянства»: документы и материалы // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». – 2007. – № 3 (113). – 29 с.
Коновалова Н.Ф. Просветитель земли Елецкой: краеведческое исследование. — Елец: РИЦ «Елецкий вестник», 2012. -С.4-28.
Там же. — С.53.
Дякина Ю. Рождественское Аргамаченское общество трезвости / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». – 2003. – № 1 (88). – 7 с.
Н. Кривошеева. Новомученники Русской Православной церкви – члены Поместного собора 1917—1918 гг.//Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917—1997.Т.(, М., 1997. -С.682.
Доцент ЕГУ им. И.А. Бунина,
профессор Международной академии трезвости,
председатель Липецкого регионального отделения СБНТ Н. Гринченко
Тел.: 8-910-250-02-43. Эл. почта: grinchenko@inbox.ru
Опубликовано в газете «Трезвение», май 2013 г.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.