Древо жизни
«Да ведают потомки православных Истории родной минувшую судьбу!»
А.С. Пушкин
Помню, попробовал по памяти вспомнить своих предков. Вспом- нил почти всю родню по отцу и по матери, припомнил бабушку, де- душку, и на этом мои познания о нашей родословной закончились.
Вот тогда, 23 года назад, и решил начать поиски собственной ро- дословной Мелехиных. На сегодня удалось отыскать свои корни с конца XVI века.
В те далекие времена, а именно в 80—90-е гг. XVI века, произош- ли события мирового масштаба: расширение фаниц Московского царства за счет Сибири. С древних времен промысловики и земле- проходцы Московии осваивали на своем пути Урал-Камень. Древние жители Урала делили реки на «черные», текущие на Восток, и на «бе- лые», текущие на Запад. «Черные» реки и стали в последующем но- вой дорогой в Сибирь. Но не сразу был найден самый краткий путь... Вскоре после похода Ермака здесь основались русские города: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Верхотурье (1586 г.). И на протяже- нии жизни одного поколения Московская Русь стала Россией.
В 1595 году издается царский указ, по которому предписывалось «охочим людям проведывать прямую дорогу на Туру». Посадский че- ловек из Соликамска Артемий Бабинов оказался самым удачливым. Он предложил путь от Соли-Камской до Тюмени через несколько мелких речек и один перевал. Этот путь приводил к верховьям Туры, а затем по Туре и к самой Тюмени. В 1595 году началась прокладка кратчайшего пути из Соликамска через Уральский хребет в Сибирь. В том месте, где дорога вышла к реке Туре — притоку Тобола, 3 года спустя был основан город Верхотурье. Этим было положено начало формирования оседлого русского населения на Среднем Урале. В 15% году дорога была открыта и объявлена правительственным трак- том. Но не просто было эту дорогу закрепить в верховьях Туры. И царь Федор Иоаннович посылает опытных людей для поиска удобно- го места для будущего города. Чердынский воевода Сарыч Шестаков 3 октября 1597 года сообщил в Москву о выборе места будущего го- рода на месте бывшего вогульского городища на холме-утесе левого берега Туры. Так было найдено место будущим «воротам в Сибирь» первому городу на Урале Верхотурью. Местные жители вогулы, пред- ки современных манси, вероятно, не справлялись с «ямской гонь- бой». Вот тогда-то и появился указ царя «О лялинских вогуличах». И с тех пор обосновались мои предки на Урале, прибыв из Московии (ныне местечко Меленки Московской области). Они были посланы нести ямскую гоньбу — то есть осуществлять перевозки на лошадях и содержать государеву дорогу и почтовые станции по реке Ляля (по- мансийски «теплая», «добрая»). Ныне в Новолялинском районе в двух километрах не доезжая до поселка Старая Ляля осталось место, именуемое на карте «урочище Мелехино» — здесь ранее была деревня Мелехино.
В 1980—1982 гг. я работал хирургом в городе Новая Ляля. В те вре- мена в деревне Мелехино был один жилой дом и на берегу реки Ляля оставалась деревянная полуразрушенная церковь, которую приезжавшие рыбаки медленно, но верно растаскивали на дрова. При- шлось мне и оперировать последнего жителя деревни Мелехино. Зва- ли его Мелехин Николай Никанорович, 96 лет от роду, служившего еще в царской армии. Он поступил в больницу с острой задержкой мочи. Операция закончилась благополучно. До сих пор храню его воспоминания об истории деревни. Позднее в архивах я прочел: «Де- ревня Мелехино Верхотурского уезда — на правом берегу реки Ляли. Станция Пряжино Сибирского тракта. В 1742 году было 6 дворов, в 1861 году — 12 дворов, 68 жителей, до 1861 года жители деревни Мелехино принадлежали к сословию урочных работников Богослов- ских заводов»(Чупин Н.К. Геофафический и статистический словарь Пермской губернии. «Путеводитель по Уралу», 1899 год). Неизбеж- но происходил процесс сближения с местными коренными жителя- ми вогулами. В книге А. Г. Мосина (2001 г., г. Екатеринбург, «Ураль- ский исторический ономастикон») с интересом прочел на стр. 296: «Первуша Мелехин, ясачный вогул (манси), на реке Ляля, 1626 год» (РГАДАОП 1 Д 5 Л 264 об.).
Сам я родом из г. Нижняя Тура. Все жители этого города знают Шайтан-гору (по-вогульски — «черт», «злой»), Издревле там совер- шалисьжертвоприношения. Будучи подростком, исходил вдоль и поперек все окрестности на многие десятки километров, и даже в 16 лет мы втроем с друзьями прошли часть Бабиновской дороги от поселка Павда до г. Соликамска. Вспоминаются места Кырья, Растес, Мол- чан, Чекман. Шли налегке летом 5 дней. Местность местами заболо- чена. Даже не верилось, что когда-то здесь проходил знаменитый Ба- биновский тракт, а тогда мы прыгали с кочки на кочку, проваливаясь по колено в сандалетах. Последними, пожалуй, по этой дороге прош- ли бойцы Красной армии под командованием Дидковского, отступая от Колчака на Соликамск. В 1981 году в Павде мне удалось записать воспоминания об этом походе личного ординарца командарма, ему в ту пору было 17 лет. Часто в детстве от своей бабушки по отцу слышал выражение: «бегаешь как ташпалат» (т.е. как лесной человек). Вогу- лов раньше называли «лесными людьми».
Фамилия Мелехиных на Урале не редка, встречается практически повсюду в крупных, средних и даже малых городах. В телефонном справочнике г. Карпинска обнаружил 18 адресатов, в г. Североуральске — 5, в г. Ивделе за 2 года с однофамильцами встречался 8 раз.
Я хочу возможно более полно восстановить нашу родословную Мелехиных на Урале. Поэтому прошу всех, кто что-либо знает о фа- милии Мелехиных, поделиться со мной своими воспоминаниями, прошу откликнуться всех Мелехиных. Заранее благодарю всех ...
Кстати, Петр Лаврович Лавров родился 2 (14) июня 1823 года в селе Мелехово Псковской губернии. Надо бы узнать об этом селе подробнее.
8 мая 2003 г.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.