Памяти Бориса ивановича Искакова. «Отношение человека к алкоголю есть лакмус на патриотизм»

10 октября 2016 года

Общественно-политическая обстановка середины 80-х годов в СССР ознаменовалась новыми веяниями. Апрельский пленуим ЦК КПСС , майские встречи Горбачева в Ленинграде, слова «Ускорение, гласность, перестройка» входили в наше общественное сознание с трудом.

7 мая 1985 года вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (30-летие которого нынешняя власть постаралась не заметить). В те годы трезвенники СССР вели активную переписку по кругу: Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко (Ленинград) Б.И. Искаков (Москва), Н.Г. Загоруйко, В.Г. Жданов (Новосибирск), П.П. Дудочкин (Тверь), И.А. Красноносов (Орел), А.Н. Маюров (Горький), Э.Д. Брокан (Рига), А.П. Бужс (Резекне), В.Г. Кочорашвили (Днепропетровск), А.Ф. Миролюбова (Киев), И.И. Дульбер (Павлодар), Н.В. Январский (Ижевск), Л.А. Ушакова (Нижний Тагил), В.С. Стольникова (Первоуральск), Калашников (Владивосток) и другие. В стране работало около 200 клубов трезвости, активно более 50. В моей записной книжке за 1985 год было более трехсот активных трезвенников. За месяц я получал до 70 писем и столько же отправлял.

26 сентября 2016 года позвонил сын Бориса Ивановича Искакова Михаил и сообщил: «Вчера после продолжительной болезни скончался отец».

На меня нахлынули воспоминания тех лет.

Сразу же после Постановления ЦК КПСС 7 мая 1985 года началась подготовка к проведению Всесоюзной конференции трезвенников в Москве, которая была проведена в июне под кодовым названием «Всесоюзная конференция по военно-патриотическому воспитанию» в Центральном Доме Советской Армии. Нами были разработаны Устав и Программа ВДОБТ, сформирован его руководящий состав и избраны активные трезвенники-журналисты в ж. «Трезвость и Культура»

Но к сожалению, в сентябре 1985 года чиновники от трезвости : КПСС, Минздрав СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС ни одного из участников нашей конференции не пригласили на учредительный съезд ВДОБТа. Таким образом, по существу из трезвеннического движения страны была искусственно выброшена наиболее здоровая патриотически настроенная часть общества. За прошедшие 30 лет, встречаясь с москвичами неоднократно просил написать свои воспоминания. Но увы... Попробую хотя бы частично восполнить этот пробел, как участник той конференции. Во главе оргкомитета той конференции вместе с Маргаритой Зорько, Вячеславом Морозовым, Виктором Юминым, братьями Поповыми, супругами Дьяконовыми, Анатолием Туриком, Валерием Шаймиевым, Евгением Киселевым и другими находился заведующий кафедры статистики Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова профессор Борис Иванович Искаков.

На конференцию в Москву тогда съехались около 200 делегатов из основных клубов трезвости страны. Тогда я впервые лично познакомился со многими видными трезвенниками СССР, в частности с Федором Григорьевичем Угловым и Борисом Ивановичем Искаковым. С огромным вниманием слушали мы об алкогольной тропе СССР, об алкогольно-генетическом вырождении нашего народа, о пятой колонне в трезвенническом движении страны. Врезались навсегда в память его проникновенные слова: «Отношение человека к алкоголю есть лакмус на патриотизм». Это был подвижный, энергичный, плотно сбитый, коренастый с хорошо поставленной речью профессор экономики, эрудированный, обаятельный и доступный в общении человек. Каждый раз бывая все эти годы в Москве старался увидеться с признанным лидером трезвеннического движения страны и обсудить наши насущные проблемы. Политика, история, солнечная галактика и биоритмы человека, трезвость, демография, экономика и география — все это волновало и интересовало ученого. Но главное : как спасти наш народ от алкогольно-табачного рабства.

Борис Иванович, несмотря на очень большую занятость, всегда с огромным удовольствием общался с трезвенниками и его интересовало буквально все, что происходит за пределами Москвы, как рбота по отрезвлению проходит на местах, одновременно он щедро делился своими наработками и исследованиями, особенно по демографии России. Надо было видеть: как он много работал! Я много раз слушал его речи на магнитофоне и в живую. Это был прекрасный полемист, пламенный трибун, тончайший психолог. Мы заслуженно считали его по авторитету среди трезвенников вторым после Федора Григорьевича Углова. После встреч с Борисом Ивановичем Искаковым у наших соратников загорались глаза, поднимался энтузиазм и желание своротить горы.

Будучи убежденным сознательным трезвенником, прожив не простую жизнь, он не сломался под ударами судьбы, глубоко искренне верил в полное отрезвление нашего многострадального народа, верил и поддерживал идею создания партии трезвости. Его книги, научные статьи, лекции по трезвости необходимо издать отдельным тиражем.

Предлагаю создать Фонд научного наследия им. Б.И. Искакова, издать сборник воспоминаний о выдающемся трезвеннике России, учредить медаль имени Б.И. Искакова.

Валерий Мелехин