Алкогольный рынок нуждается в «большой чистке». Совет Федерации предложил проверить главу Росалкогольрегулирования на коррупционные связи с алкогольным бизнесом
Похоже, время, когда «теневики» алкогольного рынка воспринимались как «каста недосягаемых», уходит. Российские сенаторы активно озаботились проблемами нелегального алкоголя, из-за продажи которого региональные бюджеты недобирают десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Первый шаг уже сделан — председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко попросила Антикоррупционный комитет РФ проверить главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна на предмет его отношений с «бонзами» алкогольного бизнеса.
Спирт и его перевозки — под жёсткий госконтроль
Если раньше милиционеры ловили самогонщиков по квартирам и деревенским домам, то сегодня, чтобы приструнить алкогольных нелегалов, придётся вызывать спецподразделения ОМОНа. Алкогольный контрафакт сумел «обжиться» на крупных производствах — они работают без лицензий, в чём открыто признаются сегодня в Правительстве РФ. Вот некоторые официальные цифры. На 1 октября текущего года в России работают 44 спиртопроизводящих заводов с лицензиями, которые дают порядка 47 миллионов декалитров в год. Вместе с тем ещё 33 завода, лицензии у которых были отобраны в течение пяти последних лет, производили как минимум тот же объём алкогольного «сырья». И производят — предприятия эти продолжают работать. Более того, есть заводы, которые вообще никогда не лицензировались — это крупные высокотехнологичные заводы, и объём производимого спирта на них «федералы» оценить не могут. В этом признался курирующий вопросы алкогольного рынка вице-премьер Александр Хлопонин.
Такие вот «серые пятна» дают прекрасную возможность зарубежным агентствам рисовать свою статистическую картину бедствия. По их данным, в РФ ежегодная сумма налогового недобора из-за продаж нелегального алкоголя превышает 200 миллиардов рублей — это более чем две трети от запланированных Федеральной налоговой службой поступлений от продажи алкоголя лицензированного. Впрочем, в Росалкогольрегулировании утверждают, что здесь «ошибочка вышла»: 200 миллиардов рублей — это суммарная прибыль теневиков каждый год. А налоги, которые недополучает бюджет, — это около 30 миллиардов рублей по всей России. В пользу этих данных говорит тот факт, что те же западные агентства рассчитывают свои показатели исходя из того, что в России употребляется 20 литров спирта в год на душу населения, включая младенцев и стариков. По мнению даже критически настроенных экспертов, это явный перебор, и данные Минздрава (11,6 литра на душу) более реалистичны.
В любом случае даже минимальные «планки» потерь заставляют бить тревогу, особенно на фоне экономического кризиса и санкционной войны. В Правительстве есть своя «дорожная карта» борьбы с алкогольными «нелегалами». Суть её заключается в принятии радикальных мер, ставящих под жёсткий госконтроль всё производство спирта в стране, а также его перевозки любым видом транспорта — это касается не только алкогольных напитков, но и медицинского спирта, и парфюмерной продукции. Большие надежды исполнительная власть связывает с подключением всех пунктов розничной продажи к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). По задумке авторов идеи, все напитки будут промаркированы спецкодом, считывая который на кассе можно будет точно узнать — «палёный» алкоголь или нет. Непонятно, правда, как это будет работать, например, в сёлах, где не каждый магазин может позволить себе даже кассовый аппарат.
«Дорожную карту», срочно!
Но общий вектор усилий понятен: государство должно взять рынок алкоголя под свой жёсткий контроль, и соответствующие поправки в законодательство планируется принять во втором квартале 2016 года. Между тем российских парламентариев совсем не устраивает скорость реакции правительственных структур на ситуацию, которую сенаторы оценивают как критическую. Последний случай в Красноярске, где из-за отравления алкогольным суррогатом умерли восемь человек, свидетельствует, что проблема не измеряется лишь экономическими критериями. И здесь есть жесточайшие пробелы.
Так, в декабре прошлого года парламентарии приняли и одобрили беспрецедентные поправки — дали право изымать и уничтожать оборудование для производства нелегального алкоголя. А для появления подзаконного Положения Правительства РФ потребовалось девять месяцев и около двух десятков согласований — и это при личном участии вице-премьера Хлопонина! Когда оно наконец-то было принято в октябре, удалось арестовать оборудование сразу же на 26 площадках — тем обиднее за упущенное время.
При этом Совет Федерации в течение последних двух лет направлял предложения, как бороться с алкогольным контрафактом. Но, как отметила спикер палаты регионов Валентина Матвиенко, адекватной реакции сенаторы так и не получили. Более того, эти предложения не до конца учитываются в той самой «дорожной карте», которая сейчас готовится в Правительстве РФ. Тем более, что учитывая «скорость» принятия положения по изъятию нелегального оборудования, говорить о сроках выпуска этого документа сегодня сложно. Потому вице-спикер Евгений Бушмин выразил общее мнение членов Совета Федерации, похожее на ультиматум: «Дорожная карта» должна быть выпущена, и выпущена срочно!»
«Гвозди» для Чуяна
Отдельная история — появление нового эксклюзивного партнера госкорпорации Росспиртпрома. История довольно тёмная: им неожиданно стала некая «Статус групп», которая стремительно отыграла позиции у ведущих российских «игроков». Вся пикантность ситуации в том, что «корни» «Статус групп» уходят в офшоры — и это на фоне официально объявленного курса на деофшоризацию нашей экономики! Вопрос этот был понят на «правительственном часе» в Совете Федерации сенатором Николаем Власенко — глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян попытался «увести тему» от «Статус групп», пояснив, что многие из алкопроизводителей в России связаны с офшорами и об этом уведомляют федеральную службу. И нарвался на жёсткий ответ. «Это называется — мы вам про Фому, вы нам про Ерёму. Предлагаю от палаты регионов обратиться с официальным запросом в Прокуратуру РФ и выявить бенефициара этой быстро растущей компании», — это заявление Валентины Матвиенко о «Статус групп» было поддержано сенаторами. А Совет Федерации также будет рекомендовать Правительству РФ принять решение о запрете назначать своими дистрибьютерами офшорные компании.
Но последним «гвоздём» для Игоря Чуяна стала ситуация с акцизами. В регионы поступает сотни миллионов акцизных марок на алкоголь — притом что старые марки не реализованы. Показатель этого — всё те же недоборы в десятки миллиардов рублей в региональные бюджеты. Тему заострил сенатор Максим Кавджарадзе — по его словам, в Кабардино-Балкарию поступил от Росалкогольрегулирования 261 миллион акцизных марок, притом что «старые» регион ещё не оплатил (из 14 миллиардов рублей оплачено только 4 миллиарда). «Пора закрывать «воровайки», — заявил парламентарий.
Попытки Игоря Чуяна «поиграть» цифрами (по его словам, планировалось получить от кабардинцев не 14 миллиардов рублей в бюджет, а «всего» 6,5 миллиарда), а также обратить внимание на то, что двукратное увеличение цены акцизов (с 250 до 500 рублей) загоняет производителей в теневой сектор, засчитаны не были. «Вы не устали от своей должности?» — этот вопрос Валентины Матвиенко главе Росалкогольрегулирования прозвучал риторически.
Вслед за этим последовали громкие заявления от всей палаты регионов. Сенаторы предложили Правительству РФ укрепить кадровый состав Росалкогольрегулирования, включая должность руководителя. «Вокруг Игоря Петровича очень много публикаций в СМИ, много слухов о его связях с алкогольным бизнесом, о тридцати охранниках и прочее. Возможно, это слухи, возможно, враги на него клевещут. Предлагаю направить запрос от Совета Федерации в Антикоррупционный комитет РФ тщательно рассмотреть вопрос о возможной аффилированности руководителя Росалкогольрегулирования и его коллег с алкогольным бизнесом».
Спикер палаты регионов отметила, что по итогам этого рассмотрения слухи в отношении Игоря Чуяна будут либо публично опровергнуты, либо подтвердятся, на что будут сделаны соответствующие выводы. По сути, это скрытое обвинение в коррупции — об этом говорили в кулуарах сенаторы после окончания пленарного заседания. Увы. Повод для этого есть — по некоторым данным, до 60 процентов рынка представлены нелегальным алкоголем. «Мы поставим эту тему на жесткий контроль и не отстанем, пока на алкогольном рынке не будет наведён порядок, — заявила Валентина Матвиенко. — Со своей стороны мы готовы принять любые предложения от Правительства РФ дополнить и усилить законодательство — мы за сотрудничество и совместную работу, за то, чтобы регулирование алкогольного рынка вошло в нормальное государственное русло».
Парламентская газета №43 от 30.11.2015 — по 06.12...2015 ( страницы: 1, 8, 9)
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.