Словом и проповедью. Просветительская и патриотическая деятельность обществ трезвости Российской Империи начала XX века
В конце XIX – начале ХХ века в Российской империи широкое распространение получили разнообразные общества и братства трезвости. Отметим, что еще в 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...». Это определение послужило началом становлению приходских обществ трезвости по всей России. Согласно определению Синода, подготовленному в 1889 году обер-прокурором К. П. Победоносцевым, духовенство было призвано «содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни». В 1909 году Синод в своем определении снова указал на важное значение приходских обществ трезвости в деле развития трезвенных традиций в России.
Со стороны обществ трезвости резко осуждалась винная монополия, созданная в самом конце XIX века министром финансов С.Ю. Витте, результатом введения которой явилось то, что так называемые «пьяные деньги» оседали теперь не в частных руках, а шли в казну. Источником зла (то есть спаивания населения) объявлялась обществами трезвости казенная винная лавка. Кроме того, среди народа распространялись слухи о том, что «казна спаивает народ», народные агитаторы произносили речи о «пьяном бюджете».
Рассмотрим просветительскую и патриотическую деятельность обществ трезвости на примере одного из крупнейших обществ – Александро-Невского общества трезвости. В 1898 году в Петербурге усилиями священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905) создается Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Вскоре были опубликованы, а позже неоднократно переиздавались, Правила Александро-Невского общества трезвости (Утверждены Советом Общества 6-го февраля 1903 г.). Согласно этому любопытному документу, «Александро-Невское общество трезвости, учрежденное с разрешения Совета «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» при Воскресенской церкви названного общества», имело своею задачею борьбу с пьянством (§ 1). Средствами для достижения этой цели служили: устройство бесед, чтений, литературных вечеров с пением; организация паломничеств и торжественных богослужений; издание специального журнала, книг и брошюр против пьянства; устройство и поддержание библиотеки, амбулатории, вечерних классов (§ 2).
Вступление в Общество трезвости, а его членами могли стать «добровольно изъявившие желание вступить в оное взрослые лица обоего пола» (§ 3), осуществлялось после молебна в церкви.
Кроме центра деятельности – «Варшавки», которую знал каждый рабочий столицы, – при Обществе возникло в различных пунктах города и губернии 12 отделений. Из них два впоследствии выделились в самостоятельные общества. Ширилась просветительская и патриотическая деятельность организации. Так, за первые 10 лет работы Общества было произнесено более 11,5 тысяч богослужебных и вне богослужебных бесед и поучений, прослушанных миллионом слушателей. Организовано до тридцати религиозных процессий, в каждом отдельном случае не менее, как с 100 000участников. Также было совершено шесть поездок на Валаам с 1 000 участников исключительно из представителей столичной бедноты, на которых паломничества и в моральном, и даже в физическом отношении влияли в высшей степени благотворно. Было также организовано всеобщее пение богомольцев в Воскресенской церкви, где за каждым богослужением присутствовало от 100 до 2 000 молящихся.
За 10 лет Обществом было издано 265 названий книг и брошюр для народа, издавалось четыре журнала. Всех изданий было выпущено более 2 712 000 экземпляров. Для обслуживания нужд все растущего издательства вскоре была открыта собственная небольшая типография. Устроено более 2 944 чтений для народа со световыми картинами и без них, на чтениях присутствовало свыше 853 000 слушателей. Действовало семь библиотек с 16 846 томами, удовлетворяя запросам более чем 160 000 читателей. Работало пять школ и детский сад, через которые прошло 1 100 учащихся мальчиков и девочек.
Крупные средства расходовались Обществом на благотворительность – на выдачу пособий нуждающимся и безработным, на устройство бесплатных столовых и чайных для взрослых и детей. Приблизительно затраченная на это сумма исчислялась в 10 000 рублей.
При «Варшавке» существовало бюро для приискания занятий безработным членам Общества. Общество внесло также заметный вклад в сокровищницу просветительного дела. Так, им был выработан новый тип библиотек – листовок («уличных», «стенных»), новый тип самых дешевых картин для светового фонаря, новый в России тип детских журналов, исключительно посвященных целям трезвенной пропаганды в семье и школе.
Санкт-Петербургское Александро-Невское Общество трезвости после безвременной кончины отца Александра Рождественского в 1905 г. перешло в надежные руки. Во главе его стал протоиерей Петр Алексеевич Миртов, который явился достойным преемником отца Александра и был всецело предан своему делу.
Сторонники трезвости, исполненные патриотических чувств, надеялись, что и впредь деятельность Александро-Невского общества трезвости послужит во благо России: «В жизни Общества не было и, верим, долго не будет таких критических моментов, когда ребром приходится ставить роковой вопрос – быть или не быть? Расширять или суживать район своих действий? Общество верит, что всегда найдутся люди, которые пожелают и сумеют поддержать его огромную нравственно-просветительную работу. В сознании добросовестно исполненного долга, с ясным и добрым взглядом на будущее, Общество вступает во второй десяток лет своего существования и надеется с Божьею помощью сделать еще впредь не меньше, чем оно сделало доселе для народа и родины», — написано к 10-летию деятельности общества.
Помимо Александро-Невского общества трезвости, активную просветительскую и патриотическую работу осуществлял состоявший под покровительством Его Императорского высочества Великого князя Константина Константиновича Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников, прославившийся на всю Россию своими чайными читальнями. В этой связи хотелось бы процитировать найденный в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург) документ, составленный в Союзе христиан-трезвенников и адресованный для публикации в редакцию крупнейшей монархической газеты «Русское знамя». Документ датирован сентябрем 1912 года и посвящен предстоящему празднованию Дня трезвости.«До сих пор на спиртные напитки смотрели как на источник веселия и даже поощряли употребление их. Но когда статистики и ученые люди доказали, что под влиянием спиртных напитков началось вырождение русского народа, понижение уровня нравственности его и трудоспособности, то не время отговариваться шутками и насмешками. Враг пришел и начал свою разрушительную работу. Если пришествие его не заметили вовремя, то тем с большим рвением надо выступать против него теперь, когда он не может уже скрыться от нас. Объявим же этим ядовитым напиткам беспощадную войну. Откажемся сами и будем воздействовать на других, чтобы и они отказались от употребления этого ядовитого зелья», – отмечается в документе, авторы которого призвали также осуществлять посильную материальную помощь на борьбу с алкоголизмом.
Одной из крупнейших трезвеннических организаций России в 1900–1910-е гг. продолжало оставаться Казанское общество трезвости (КОТ), созданное еще в июле 1892 г. видным монархическим деятелем Александром Титовичем Соловьевым. Он же возглавлял КОТ на протяжении всей последующей его истории. В начале Первой мировой войны А. Т. Соловьев предложил выделить помещение КОТ под приют для неимущих семейств призванных воинов города Казани. Тогда же КОТ активно проводило в жизнь новые правительственные меры по борьбе с пьянством, одновременно оказывая существенную помощь раненым воинам. Общество, в частности, создало в Казани лазарет для раненых воинов, при котором действовал кружок «Вера, Надежда и Любовь», помогало в своем приюте беженцам. Таким образом, собственно трезвенническая деятельность этого общества, а также и многих других, была неразрывно связана с благотворительностью, просветительской и патриотической деятельностью.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Государь Николай II воспользовался ситуацией для того, чтобы провести смелую реформу: запрещение продажи спиртных напитков. Сначала был введен запрет как обычная мера, сопровождающая мобилизацию; затем, 22 августа 1914 года, было объявлено, что запрет сохранится на все время войны; он был постепенно распространен не только на водку, но также на вино и пиво. Позже, в начале сентября 1914 г., принимая Великого князя Константина Константиновича в качестве председателя Союзов христиан-трезвенников, Император сказал: «Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки».
Как справедливо отметил историк С. С. Ольденбург, «только условия военного времени, опрокинувшие всякие нормальные бюджетные соображения, позволили провести меру, которая означала отказ государства от самого крупного из своих доходов. Ни в одной стране до 1914 года еще не принималось такой радикальной меры борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт. …Можно сказать, что потребление спирта в России за первые годы войны уменьшилось в несколько раз».
Убежденные монархисты, отстаивая патриотические позиции, всецело поддерживали трезвую политику Императора Николая II. Так, правые члены Государственной Думы отмечали, что единственно по указанию свыше, «по одному слову с царского престола» произошло превращение русского народа «не только в глубоко убежденного, но прямо в фанатика-трезвенника, который ставит своей мечтой, <…> чтобы этот высокомудрый и достопамятный царский запрет не был снят по окончании войны». Монархисты также высказывали мнение, что «русская сила ныне идет в бой трезвая, а тевтонская сила идет пьяная, нечистая…».
«Зеленый змий», как полагали правые, уже поражен, «шевелились» лишь «змееныши» – пиво и крепкие вина. «Добейте змеенышей, – писали монархисты, – тогда вы увидите тот колоссальный рост, какой примет Россия». Правые требовали дальнейших ограничительных мер по отношению к алкоголю. В частности, депутат-священник Ф. П. Адриановский настаивал на полном запрете и по окончании войны продажи всех алкогольных напитков, в том числе виноградных вин и пива, полагая, что такая мера станет залогом будущего возрождения России.
Приведем некоторые примеры выступлений общественных деятелей с мест в поддержку идеи трезвости, которые неразрывно также связаны и с их патриотической позицией в годы войны. Так, пожизненный член Общества любителей духовного просвещения по распространению духовно-нравственных книг, председатель попечительского совета при Заостровской церкви крестьянин из Архангельска В. Коржавин в январе 1915 г. обратился с письмом к видному черносотенцу, основателю Союза русского народа А. И. Дубровину, в котором заявил, что «города наполняются революционной дрянью», что в деревнях газетчики распространяют произведения «последователей Милюкова, Гегечкори и Ко. «Необходимо поторопиться воспользоваться временем народной трезвости, дарованной русскому народу по внушению Божьему Великим Самодержавным Государем Императором Николаем Александровичем», – пишет далее Коржавин и просит Дубровина «помочь содействию сему благому делу [Народной трезвости. – Д. С.]. Также автор письма считает необходимым предложить соратникам подписку вступить в члены Общества любителей духовного просвещения по распространению духовно-нравственных книг».Стенографистка Петроградской городской думы Мария Орловская, «бывшая в течение десяти лет народной учительницей в Черниговской губернии», изложила в письме, направленном в Канцелярию МВД, «свой взгляд на те мероприятия, которые подлежат провести в жизнь с целью насаждения трезвости среди населения». По сути дела, перед нами целая программа просветительской и патриотической направленности. «Для ограждения от алкогольного злоупотребления необходимо, по ее мнению, принимать меры предупредительного характера, – говорилось в специальной справке, составленной чиновниками Канцелярии МВД на основании письма М. Орловской.
– В деревнях надо следить за тем, чтобы взрослые не приучали детей и молодежь к водке и бороться с этим путем бесед, брошюр и т. д. Для народа надо придумать какие-либо здоровые развлечения в часы досуга (театральные представления, хоровое пение, декламации) и в то же время содействовать к распространению чая и кофе взамен спиртных напитков».
«Для деревенской молодежи, а также в городах, на фабриках и заводах необходимо организовать общественные собрания, с играми, пением и танцами и подчинить эти собрания известному контролю. Такие развлечения облагородят нравы и подымут культурный уровень населения. В общем, все предлагаемые меры сводятся к мерам воспитательного характера, к моральному осуждению алкоголя, а также к распространению среди народа знаний о вреде спиртных напитков на человеческий организм», – говорится далее в справке. На документе имеется приписка о том, что «записка Марии Орловской с материалами послана в Главное Управление по делам местного хозяйства 28 апреля 1915 г.», то есть через четыре дня после составления справки. О том, какой была дальнейшая судьба предложений М. Орловской, нам, к сожалению, ничего не известно.
Серьезную озабоченность в кругах трезвенников вызывало также распространение в условиях «сухого закона» суррогатов алкоголя среди населения. Впрочем, они придерживались мнения, что их распространение взамен водки не так страшно, как возможная отмена под этими разговорами «сухого закона» и возвращение к практике использования «пьяных денег». В частности, общественный деятель-монархист В. Бартушевич 18 мая 1916 г. написал письмо тогдашнему главе правительства Б. В. Штюрмеру, в котором препроводил вырезку со статьей из газеты «Новое время» «В чьих интересах?». Автор письма выразил озабоченность в связи с «поползновениями питейной гидры вновь поднять свою голову» и просил Штюрмера «не отказать в мудром распоряжении <…> к недопущению нарушения кем бы то ни было данного нам Его Императорским Величеством Государем Императором слова». При этом Бартушевич приводит известные строки из стихотворения А. К. Толстого «Богатырь» («Стучат и расходятся чарки…») и «поэта Тургенева»: «И штоф очищенный, всей пятерней сжимая, лбом в полюс упершись, а пятками в Кавказ, спит непробудным сном Русь дорогая» (имеется ввиду стихотворение И.С. Тургенева «Сон» из романа «Новь»). Впрочем, о реакции МВД на эту корреспонденцию нам ничего не известно; на документе нет даже никаких традиционных пометок о том, что его содержание было доложено министру.
Многогранная деятельность обществ трезвости была прервана после февральских событий 1917 г. Вместе с тем, накопленный ими практический опыт, в том числе и по организации просветительской и патриотической работы, остается актуальным и сейчас. Нынешнему поколению граждан России необходимо с раннего возраста прививать чувства гражданственности, ответственности, патриотизма, и в этом отношении обращение к практике обществ трезвости может оказать всем нам неоценимую услугу.
Дмитрий Игоревич Стогов,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры,
государства и права Санкт-Петербургского государственного
электротехнического университета, выпускающий редактор
информационно-аналитической службы «Русская народная линия»,
специальный корреспондент газеты «Трезвение» в Санкт-Петербурге.
Источник публикации: газета «Трезвение» № 4 (163) Апрель 2015 г., стр. 3-4.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.