К истории трезвеннического движения на Юге России

21 мая 2015 года

Кто верно разобрался в прошлом —
способен верно понять настоящее
и может реально побороться за лучшее будущее.
История делает человека гражданином.

География юга России

Боолее 150 лет назад в состав южных губерний и областей Российской Империи входили:

  • Астраханская губерния
  • Екатеринославская губерния (Днепропетровская область)
  • Кубанская область (куда входил Майкоп)
  • Донская область (область войска Донского)
  • Терская область
  • Таврическая губерния (Крымский полуостров)
  • Херсонская губерния
  • Ставропольская губерния

Сегодня в состав Юга России входят:

  • Южный Федеральный округ (республики Адыгея, Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край)
  • Северо-Кавказский Федеральный округ (республики Ичкерия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Осетия, Ставропольский край)
  • Крымский Федеральный округ (республика Крым, город федерального значения Севастополь)

Первоисточники

Изучение общественно-политических процессов в южных и кавказских губерниях и областях Российской Империи необходимо. Нужны совместные усилия трезвенников России, Кавказа, Украины.

Очень важна работа «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Н. Костомаров прижизненное издание 1874 г. (лучший и первый русско-украинский источник о юго-западной окраине России).

Серьезным подспорьем для изучения трезвеннического движения юга России являются:

  1. Изучение списков общества «Согласие против пьянства» 1878 г Л.Н. Толстого (более 800 человек со всей России вступили за первые три месяца в это общество). Изучение архива Л.Н. Толстого может привести к открытиям.
  2. Более 7 тысяч отзывов в поддержку законопроекта по борьбе с пьянством со всех углов России получил к 1911 году депутат III Государственной Думы трезвенник Михаил Дмитриевич Челышов из Самары, написавший книгу «Пощадите Россию» в 1911 году.
  3. Изучение архивов на местах Попечительств о народной трезвости. В отчете Бородина 1904 г… «Около чайных группируются все отрасли деятельности попечительства, библиотек, чайные и т.п. Многие чайные, особенно в Восточных губерниях закрыты, вследствие своей убыточности… на юге России чайные напротив пользуются большим расположением у населения». В 1898 году в Астрахани возникло общество трезвости.
  4. Ценная статья «Крестьянское трезвенное движение 1958—1860 гг Федоров В.А. в работе «Революционная ситуация в России» Москва 1962 г.
  5. «Учебник трезвости» Мендельсон 1913 г. с. 97 и 102: «В Петербурге в 1910 г общее потребление казенных смесей превысило 3 млн ведер (1 ведро = 12,3 л; 1 л = 1,63 бутылки; 1 бут = 1/20 ведра) и составило 1,37 ведра или 31,4 бутылки 40-градусной водки на душу. В Москве продано менее 2,5 млн ведер по 1,71 ведра или 34,2 бутылки на душу. Но выше всего душевое потребление в Ростове на Дону (2,73 ведра или 54,5 бутылок); в Самаре (2,54 ведра или 50,8 бут.) и Нижнем Новгороде (2,17 ведра или 43,4 бут).
  6. Предстоит изучить материалы по истории Российского казачества «Десять тезисов о трех этапах» Светлана Гришанова ж. «Родина» №5 (1992 г)

Пресловутые три этапа в революционном (вариант: освободительном) движении России легли в основу устоявшейся концепции всей истории страны XIX – начала XX века, уныло окрещенной «периодом капитализма». Многометровый мир был насильно ужат до размеров деятельности текущему политическому режиму революционеров. Грубо и ремесленнически была сколочена «верная линия» развития, «логически» приводившая к светлому будущему – Октябрю 1917.

Труды Ленина «Памяти Герцена» (1912) и «Из прошлого рабочей печати в России» (1914), где в сконцентрированном виде была выражена эта концепция, построены на основе выводов тогдашней либеральной историографии. Уже в 1905—1907 годах Б.Б. Глинский и Н.П. Павлов-Сильванский проводили линию развития освободительного движения «начиная с Радищева» (подробнее см. Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской истоиографии в период империализма. Л., 1986. Вот что пишет, к примеру, Павлов-Сильванский: «Радищев, декабристы, сороковые, шестидесятые годы, народовольцы, марксисты и социал-демократы, народники и их приемники социалисты-революционеры – таковы главные стадии нашего великого освободительного движения…

Хронологические рамки двух этапов действительно отражают реальные исторические повороты. В наибольшей степени это, конечно же, относится к 1861 году. 1825 год примечателен в первую голову сменой царствований и заключенных в них эпох, а отнюдь не восстанием «светлых личностей» на Сенатской площади. Границы третьего, пролетарского, выставлены «с потолка». В классическом труде «Что делать?» (1902) Ленин изображает историю русской социал-демократии опять-таки тремя этапами: 1884—1894, 1894—1898 и третий, с 1898, который надобно ликвидировать. 1895 года нет и близко, эта дата условная.

Этап первый – «дворяне-революционеры, декабристы и Герцен». В конце 1991 года в журнале «Вопросы истории» возникла небольшая дискуссия по поводу того, будили декабристы Герцена или не было такого (Герцен действительно выражался в подобном ключе).

Теперь о «молодых штурманах будущей бури». В применении к пореформенному общественному движению в нашей науке прочно утвердилось понятие революционный демократизм. Словосочетание это настолько приелось, что, например, никто из участников большой дискуссии о революционерах-демократах (ж. «Новая и новейшая история», 1987—1989) даже не вспомнил, что термин этот употребляется исключительно в марксистской историографии и основан на «углубленном» прочтении некоторых ленинских мыслей. Сочетание «революционности» и «демократизма» по самым разным поводам почти всегда «притянуто за уши» и неправильно. Сколько «громокипящих» фраз было в свое время выплеснуто на Чернышевского и его революционность! Между тем мало-мальски внимательное прочтение трудов великого демократа (см. статью проф. В.Ф. Антонова, ж. «Родина», №3, 1992) убеждает в неправильности традиционного эпитета «революционный». Еще более смехотворно определять подобным образом воззрения молодых и малозаметных германских мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса. В 40-х годах XIX века. Революционность последних, как известно, всегда была ограничена рамками кабинета. Корень зла состоит в недостаточной разработанности и «заполитизированности» исходных составляющих – революционности и демократизма. Так что в нынешнее время логичнее вообще воздержаться от употребления выражения «революционный демократизм» (впрочем как и определений «мелкобуржуазный», «классовая борьба», «гегемония в революции» и т.п. словесной шелухи). Не лучше ли обратиться к давно утвердившимся в мировой науке словам «радикал», «либерал», «консерватор», «экстремист» и проч. Наречение данного этапа «разночинским» абсурдно даже с традиционной классовой точки зрения: где же строгие рамки классового отбора? Не есть ли разночинец смесь сена с соломой? Не мелкобуржуазен ли он по своей сущности? Не всегда соответствуют границам этапов и изменения в социальном составе участников движения: Л.Я. Лурье в диссертации на эту тему установил, что в 1863—1866 годах процент дворян среди революционеров был выше, чем в 1826—1833. Впрочем, все понятно: «хорошие» революционеры суть разночинцы и штурманы, а остальные – бланкисты, утописты и враги марксизма (потому-то Бакунин и не был допущен в «революционные демократы». (ж. «Родина», №5, 1992, с. 72.)

И венец всему – этап пролетарский (с 1895 года до наших дней, как утверждают абитуриенты на экзаменах). Так и проглядывает в сей ленинской мысли угрюмое затворничество – надо очень здорово постараться, чтобы не заметить иные течения в освободительном движении конца XIX века – начала XX века (с некоторых пор эсеры, кадеты и др. попали даже в программу для поступающих в ВУЗы). Калейдоскоп партий и национальных движений отсекали начисто с помощью спасительного словечка «реакционный», проявление же пролетарской борьбы возвеличивались неимоверно. Не иначе как под мощным микроскопом рассматривают программа и учебники «рабочее движение 70-80 годов XIX века», неприметное и ничего не значащее (между тем фамилии Канкрин, Лорис-Меликов и многие другие там отсутствуют). Тут периодизация Ленина вступает в кричащее противоречие с исторической реальностью. Не проще ли «ликвидировать третий период» и забыть побыстрее (в отличии от рабочего и социалистического движения в России)?

А дальше что? Просмотренная нами история России (1825—1917) хоть как-то этапирована… «Период социализма» все еще представляет из себя сплошной темный лес. Самое интересное, что «революция продолжается», а революционеры и революционное движение куда-то исчезли. Уныло маячат партийные съезды, «великие переломы» и разного рода перестройки. Прямо по Ленину – разброд и шатания. И тем не менее надо смотреть дальше1917 года, улавливать закономерности, предопределившие крах «великой эпохи» на 75-м году жизни.

«Три этапа» — непревзойденное проявление присущей нам до недавних пор тотальной революционизации общественного сознания. Кругом были сплошные пламенные революционеры – от Прометея и Спартака до Леонида Ильича с Константином Устиновичем. Иная, в частности конструктивная, общественная деятельность, отодвигалась на второй план по сравнению с великой задачей освобождения человечества. Сейчас не менее ретиво пытаются вообще вычеркнуть все проявления революционности из нашей истории, кивая на «Бесов» Достоевского. Отрицание «дьявольщины» подобным образом – черта чисто большевистская. Изучение общественных движений, в том числе и самых радикальных, должно вестись интенсивнее, глубже – ведь масса источников или надежно скрывались, или вообще не выявлена.

Марксистская теория «общественно-экономических формаций», на которой по сути и основаны наши «три этапа», идет ко дну. Предельно ясная схема общественного развития от первобытности к коммунизму обрывается где-то на феодальном островке. Тем пристальнее наш интерес к другим концепциям. Идея Арнольда Тойнби о «цивилизованном подходе» к истории, равно как и широкий подход к обществу – смена традиционного аграрного общества индустриальным, а этого последнего в свою очередь постиндустриальным или информационным (Макс Вебер и его последователи) – весьма перспективны, их применение к Российским реалиям XIX – начала XX века может привести к более точному осмыслению времени. Выделять или не выделять российский XIX век в самостоятельную цивилизацию со всеми присущими ей особенностями – дело будущих исследований.

На месте ленинских этапов можно наметить примерную периодизацию общественного движения в России XIX – XX веков:

  1. 1801 – 1855;
  2. 1856 (61) – 1920 (22);
  3. 1920 (22) – 1989 (91).

Границы этапов соответствуют крупным общественным поворотам. Каждый из периодов в достаточной степени наполнен однородным историческим материалом, качественно отличающим его от предыдущего и последующего времени.

Стоит подчеркнуть: речь идет о всем многообразии общественных процессов в стране; революционные течения – лишь одна из составных частей этого явления. (ж. «Родина» №5, 1992, с. 72.)

О месте трезвеннического движения России в народном (национальном) освободительном движении России

Трезвенническое движение России органично входит составной частью в народно (национально) освободительное движение России. Нам надо последовательно разобраться с крестьянским движением России, которое продолжалось 300 лет.

Еще ждет очень серьезного исследования феномен русского народничества и как это стыкуется с трезвостью. Их хождение в народ в 1876 году, создание общества «Земля и воля» в 1876 году. Как в 26 губерниях было арестовано более 4 тысяч человек. Как народники создали в 51 губернии более 200 народнических кружков. Как была создана первая партия в России «Народная воля». Для начала надо хотя бы усвоить две статьи «Друзья народа или бесы?» Николая Троицкого (ж. «Родина» 1996 (2).) и «Бомбисты» Андрея Левандовского (ж. «Родина» 1996 (4).), информация дана с разных позиций.

Еще предстоит осмыслить появление многопартийности в России (конец XIX – начало XX века) к 1917 году в России насчитывалось более 300 политических партий.

Представляет исключительный интерес работа Владислава Гросула «Национальные движения в России в конце XIX века» (ж. «Российская история»2015 (2)… С удовольствием приведу две цитаты из нее, касательно нашей темы: «В конце мая 1900 г. редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Э.Э. Ухтомский указал: «Россия расшивается по всем швам… нет у нас на окраинах единства политики». Богданович А. «Три последних самодержца» М: 1990, с.253. Если бы эти слова произнес какой-нибудь малоизвестный общественный деятель, то на них можно было бы не обратить особого внимания. Но эта примечательная фраза принадлежала человеку весьма близкому к императору Николаю II, и она не была брошена вскользь, без знания тогдашних российских реалий. Ухтомский конечно имел в виду национальные движения конца XIX столетия, которые, как ни странно, не нашли комплексного отражения в исторической литературе.

Вторая цитата: «Но еврейский вопрос обострялся. Он касался проблем акциза, затронул евреев-земледельцев и др. С одной стороны заметный рост еврейского населения, превысившего по переписи 1897 года 5 млн человек, и особая ситуация, в которой находились евреи в стране, где существовала черта их оседлости, вели к заметному их оскудению, увеличению еврейской бедноты. В 1891 г был издан особый закон о выселении из Москвы и Московской губернии евреев-ремесленников.

Введение винной монополии лишило средств к существованию 30 тысяч еврейских семейств».

ГАРФ Ф 102,00, оп 226 (1898 г) д 11, 42, л 9 об

Только в Одессе, где жило значительное число евреев (по переписи 1897 г – 124 тыс) пауперы составляли третью часть (там же л. 10). С другой стороны, выделялась богатая прослойка торговцев, арендаторов, финансистов, противоречия которых с другими нациями существенно обострились».

Наконец, приспела пора внимательно изучить книгу Нобелевского лауреата писателя А.И. Солженицина «Двести лет вместе» 2000 г, особенно первый том, где он ссылаясь на первоисточники пишет о совместной жизни русских и евреев.

Выводы

Уже лет 10 я с интересом изучаю историю трезвеннического движения России. Глубоко убежден, что нашему трезвенническому движению надо коренным образом преобразоваться и изменить свое отношение к истории трезвеннического движения России, особенн это касается нашей молодежи.

Науке трезвости надо учиться напряженно и серьезно, надо самым решительным образом отрешиться от потреблятства, от зомбирования на гламурный образ жизни. Знания по истории делают человек гражданином.

Когда зовет заветная идея
И слово правды за душу берет
Тогда, прозрев, светясь и молодея
Толпа преобразуется в народ.

Высокая температура и давление превращают мягкий графит в сверхтвердый алмаз. Только подлинные знания по истории трезвенника графитового превращают в алмазного трезвенника. По нашим исследованиям, только до 7% активных трезвенников интересуются серьезно историей трезвеннического движения России. Трезвенническому движению России в ближайшие годы предстоит окрепнуть и сплотиться в трезвый алмаз – чтобы опрокинуть алкогольную мафию в России.

Уже заря над Родиной восходит
И солнце поднимается в зенит
Когда проснется мужество в народе
Пред ним никто уже не устоит!

Валерий Мелехин