Народничество в России и трезвость

28 апреля 2015 года

Когда-то шла в народ и просвещала,
Ученье – свет, а неученье — тьма.
С народом ты не совладала,
И началась в России кутерьма

С.И. Быков. Екатеринбург, 1998

Как общественное движение, оставившее значительный след в истории социально-политической борьбы русского народа за свободу и землю, как особое явление русской культуры и как идеология, соединяющая в один комплекс экономические, политические, социалистические, философско-идеологические идеи о самобытности русского пути общественного развития, Русское народничество имеет свою почти вековую историю, но и более чем вековую историю своего изучения и реконструкции.

Убежден, что феномен народничества еще не изучен фундаментально, пока лишь большинство исследователей рассматривало отдельные аспекты этого сложного и многогранного явления, не ставя вопрос о целостности русской культуры и роли народнического дискурса в ней.

    А между тем вопрос о народничестве — это вопрос о самобытности русской истории и культуры XIX-XX вв, а возможно и века XXI

Б.В. Емельянов и др. «Народничество: русский путь». Лекции по спецкурсу. Екатеринбург-Нижневартовск, 2004, с.15

Тема «Народничество и трезвость» еще нигде, никогда и никем не ставилась

Можно лишь догадываться, какой огромный материал об этом имеется в архивах и библиотеках по Российской истории XIX века. Приведу лишь три примера.

В 60-е годы была мода спасать падших женщин по «Что делать?»

Одна компания студентов выкупила, например, из публичного дома женщину, начала ее «развивать», отучать постепенно от пьянства, а чтобы постепенно отучить от разврата, назначили ей в сожители одного из своей среды… Вся эта мерзость, не подозревающая собственного разврата, не спасла женщину, которая сбежала от своих развивателей назад в публичный дом.

Лев Тихомиров. Воспоминания. Москва. 2003, с. 99

Лев Александрович Тихомиров (1853—1923 гг.) Общественный деятель, писатель и публицист, социолог и философ. Теоретик и публицист «Народной Воли».

    Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри (1856—1929 гг.) вывели теорию врожденной преступности. Эта теория привлекала к себе массу сторонников, а с другой стороны – вызывала вызывала возмущение приверженцев социалистической теории происхождения преступности, в частности, российских народников. Эти, воодушевляемые социалистическими идеями, последователи Чернышевского пытались исправлять проституток тем, что усаживали их за швейные машинки, но эти эксперименты неизменно проваливались, как впрочем и все социалистические эксперименты, игнорирующие реальности бытия.

В.Г. Гитин. Эта покорная тварь женщина. Ростов-на-Дону, 2003, с. 384

Против гнусной политики правительства, насаждавшего кабаки с целью физического и нравственного растления народа

В начале 1866 года III отделение составляет справку о полковнике Лаврове… темная же сторона простолюдина ставилась прямо в вину правительству. Это он высказал тем, что размножением кабаков правительство поддерживает в народе «нравственное и физическое растление».

А.Володин, Б.Интенберг. Лавров. Москва, 1981, с. 121

Лавров Петр Лаврович, 1823—1900 гг. Теоретик русского народничества.

В 60-е годы XIX века начали складываться в США колонии русских политических эмигрантов

О том, какое значение имело для них пребывание в этой стране оставил впечатляющие воспоминания Н. К. Судзиловский, принявший как известно фамилию Русселя. Он считал, что пребывание в Америке закаляло русских эмигрантов, способствовало их лучшему осознанию жизни, делало их мужественными и помогало приспособляться к суровым условиям бытия (ГАРФ. 5824 ОП2 Д150 Л-113). Там же среди прочего отмечается:

    «В Америку следовало и следует ехать не только учиться «решать политические исоциальные задачи, но и лечиться от некоторых важных ущербов Русской души, от недостатка веры в себя, безволья, бестолковости, безалаберности и теоретичности. С этими недостатками русской психологии и нечего думать не только других спасать, но и себя самих … Всё зло, все несовершенства русской жизни скрываются в недостатках русского массового характера, в душе мужиков и ключ к спасению и возрождению России, не в кавычках Учредительного собрания, не в трех свободах с четырьмя или пятью хвостами, не в двухперстном или трехперстном знамении, а в отрезвлении и просвещении народных масс.

В.Я.Гросул. Международные связи Российской политической эмиграции во 2-ой половине XIX века. Москва, 2001, с. 351

«Пресловутые три этапа в революционном (вариант освободительном) движении России легли в основу устоявшейся концепции всей истории страны XIX – начала XX века, уныло окрещенной «периодом капитализма»… Труды Ленина «Памяти Герцена» (1912) и «Из прошлого рабочей печати в России» (1914), где в сконцентрированном виде была выражена эта концепция, построены на основе выводов тогдашней либеральной историографии. Уже в 1905—1907 годах Б.Б.Глинский и Н.П.Павлов-Сильвинский проводили линию развития освободительного движения (подробнее см. Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Ленинград, 1986).

Вот что пишет, к примеру, Павлов-Сильвинский:

— Радищев, декабристы, сороковые, шестидесятые годы, народовольцы, марксисты и социал-демократы,народники и их приемники социалисты-революционеры – таковы главные стадии нашего великого освободительного движения… Ленин позаимствовал эту схему, увеличив крен в пролетарскую сторону. Его последователи воздвигли на месте наброска прочное бетонное сооружение, до крайности исказившее реальную картину нашей истории, литературы и т.д.»

Светлана Гришакова. журнал Родина. 1992 (5), с. 71

Народничество – не просто феномен русской философии и культуры второй половины XIX – начала XX века, это смыслообразующее начало всей русской культуры данного периода, подготовившего русскую реформацию XX века. Познание этого лежит сейчас перед открывателями будущих истин.

Валерий Мелехин,
25 июня 2012 г.