История Народной Воли

28 апреля 2015 года

«…когда-то шла в народ и просвящала
Ученье свет, а неученье — тьма
Ты с этой тьмой не совладала
И началась в России кутерьма…»

Интеллигенция в России, 1999 год, С. И. Быков

В 60-х гг XIX столетия в среде передовой русской интеллигенции сложилось ясное мнение о недостатках того экономического устройства, которое дано было крестьянам крестьянской реформой. И распространение этого мнения породило широкое течение в литературе, а потом и народническое движение.

Уже в 1860-х годах появляются первые произведения народников-беллетристов, таких, как Николай Успенский, Наумов, Левитов, Решетников и др., которые яркими красками описывали то тяжелое положение народа, в каком он выходил из крепостного права.

Эти народники-беллетристы в своей горемычной жизни сами немало хлебнули того горя, что тяготело над народом. Они в значительной степени подействовали и на совесть наиболее чутких умов и душ, в особенности молодого поколения. Благодаря им встал вопрос о долге интеллигенции перед народом, потому что для наиболее чутких умов стало ясно, что всякая интеллигенция получает возможность приобщиться к благам культуры — лишь за народный счет. Отсюда явился вопрос об уплате народу того долга, который лежал на интеллигенции в этом отношении.

На рубеже 60-70-х гг. сложилась доктрина народничества, главными идеологами которой были: Михаил Бакунин (1814—1876), Петр Лавров (1823—1900) и Петр Ткачев (1844—1885).

М. А. Бакунин — видный теоретик анархизма, принципы которого он изложил в книге «Государственность и анархия» (1873 г.) Источником всех зол он считал «государственность». «Власть, — считал он, — действует развращающе на всех — одни становятся деспотами, другие становятся рабами». «Необходимо вести борьбу не за политические, а социальные свободы». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», то есть федерацию самоуправляющихся сельских общин. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту». Надо не учить народ, народ сам знает что ему нужно. Нужно зажечь пламя народного восстания, объединить крестьянские бунты в общий бунт.

П. Л. Лавров — «история движется вперед усилиями в первую очередь борющихся личностей, поэтому необходим союз борцов — партия. Народ не готов к борьбе, следовательно, на первом этапе все силы и энергия должны быть направлены на подготовку народа путем пропаганды социалистической идеи» (пропогандистское течение). Чтобы расплатиться с народом, стать деятелем его прогресса, .молодой интеллигент, учил в это время Лавров, должен критически мыслить, понять потребности народа и задачи исторического момента. Для этого ему следует приобретать знания, изучать жизнь, становиться ближе к народу, наконец, объединиться с ним в партию для ведения бескомпромиссной борьбы за идеалы социализма. Общие контуры будущего социалистического общества также рисовались в «Письмах». Они были приняты молодежью с энтузиазмом, как откровение, читались, по отзывам современников, со слезами на глазах. Этим произведением Лавров всколыхнул все чистое, благородное, самоотверженное в молодом поколении России, определил направление пропагандистов-народников 70-х годов.

Лаврова глубоко волновало разобщение русских революционеров. Помимо господствовавших в движении народовольцев, террористов и заговорщиков, оставались и группы «деревенщиков» — «пропагандистов» и «агитаторов»-бунтарей. Лаврову хотелось немедля всех их сплотить воедино, ибо обстановка, по его мнению, не давала времени для ожиданий и сборов.

В № 3 «Черного передела» за 1881 г. появляется его статья под заглавием «Несколько слов об организации партии». Пытаясь найти основу для объединения сил революции, Лавров доказывал в ней, что для «роста всякой исторической разумной силы» одинаково необходимы три элемента — пропаганда, агитация и организация, то есть как раз те начала, которые лежали в основе программы трех «фракций», как он говорил о пропагандистах, бунтарях и народовольцах.

П. Н. Ткачев — идеолог заговорщической тактики в русском народничестве, теоретик «русского бланкизма» — последователь французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Он полагал, переворот в России должен быть осуществлен путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при «диком» невежестве крестьянства, его рабских и консервативных инстинктах ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропогандистов. «Не готовить революцию, а делать ее». Для этого необходима крепко сплоченная и строго законспирированная организация. Эти идеи Ткачева нашли свое воплощение в тактике Народной Воли.

Но народники не знали ни настроений, ни психологии мужика, не имели опыта пропагандистской работы и конспирации. Крестьяне охотно слушали разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но идеи народников воспринимали настороженно, а призывы бунтовать против царя — порой и враждебно. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглись более 4 тыс. человек. Из них к дознанию были привлечены 770 пропагандистов. 193 человека в 1877 г. предстали перед судом, который приговорил 28 подсудимых к каторге от 3 до 10 лет, 32 — к тюремному заключению до трех лет, 39 — к ссылке, остальные были оправданы.

Неудачи «хождений в народ» выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой цели и действий. Такая организация была создана в 1876 году, а в 1878 году получила название «Земли и воли» — в честь «Земли и воли» 60-х гг. Членами-учредителями были Г. Плеханов, М. и О. Натансоны, О. Аптекман, братья А. и А. Михайловы. Позднее в нее вступили В. Фигнер, С. Перовская, Н. Морозов, Д. Клеменс, С. Кравчинский, Л. Тихомиров. Это была широкая и хорошо законспирированная организация, состоящая из центра (30 человек, ядро организации) и нескольких групп по характеру деятельности: «деревенщики», «интеллигентская», «рабочая», «дезорганизаторская». В провинции — созданы территориальные общины. Издавались нелегальные газеты «Земля и воля» и «Листок земли и воли». Главным тактическим средством борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и, таким образом, объединить всех недовольных. Среди крестьян и рабочих велась и большая культурно-просветительская работа: в деревне распространялись популярные брошюры: «Хитрая механика» («механика» ограбления народа правительством), «Царь-голод», рассказы о вожаках народных восстаний Разине и Пугачеве. В программе «Земли и воли» нашли отражение и идеи Бакунина отказа от захвата политической власти. Последнее обусловливалось неудачей «хождения в народ» и вынесения из этого убеждением в том, что народные массы индифферентны характеру политического строя и их нельзя поднять на борьбу во имя достижения политических свобод. Проблема террора как средства Революционной борьбы тогда еще не ставилась — она выдвинулась только в 1879 г. и заняла важное место в деятельности «Народной воли».

В 1879 г. в «Земле и воле» выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет «Земли и воли». 2 апреля 1879 г. один из его членов, А. К. Соловьев, предпринял покушение на Александра II, когда тот совершал прогулку на Дворцовой площади. Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся, был схвачен и по приговору суда повешен.

В «Земле и воле» возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также о целесообразности политической борьбы Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся 18-24 июня 1879 г. в Воронеже. Но накануне съезда сторонники террора и политической борьбы собрались в Липецке, чтобы определить свою линию поведения. На воронежском съезде развернулась острая полемика между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. Большинство приняло сторону Желябова, и Плеханов покинул съезд. Но на воронежском съезде еще пытались сохранить единство организации, приняв компромиссное решение продолжать работу в деревне, но вести и политическую борьбу, применяя террористические методы. На петербургском съезде 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить «Землю и волю» на две организации — «Народную волю» (в нее вошло большинство членов «Земли и воли») и «Черный передел», стоявший на прежних землевольческих позициях.

Основателями и руководителями «Народной воли» стали Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морозов, Софья Перовская, Вера Фигнер, Михаил Фроленко. «Народная воля» закрепила и развила организационные принципы «Земли и воли». Это была строго централизованная организация. Ядро ее составили профессиональные революционеры, вошедшие в Исполнительный комитет, который направлял деятельность местных отделений и групп. «Народная воля» существенно расширила число своих членов {до 2 тыс. человек) и именовала себя «партией». В 1879—1881 гг. она объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 городах, имела 10 подпольных типографий в России и одну за границей, издавала газеты «Народная воля», «Листок «Народной воли»», «Календарь «Народной воли»», «Рабочую газету», прокламации, брошюры для народа.

Отказавшись от бакунистского нигилистического взгляда на политическую борьбу, народовольцы поставили своей целью захват власти. Видя в самодержавии политическую силу, которая стоит над классами сама создаст классы и сословия, они полагали, что достаточно свалить его, как социальный переворот будет обеспечен. Более того, будет остановлено развитие «насаждаемого» самодержавием капитализма. «Теперь или никогда, — говорили народовольцы, — теперь время еще не упущено, но дальше народное дело затормозится на века». На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, «дезорганизует» правительство и послужит сигналом к народному восстанию.

Основными программными требованиями «Народной воли» были: созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и народного представительства, свобода слова, вероисповедания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, замена постоянной армии «народным ополчением», переход земли, фабрик и заводов в «собственность народа» — с передачей их в пользование крестьянским и рабочим «общинам», предоставление «угнетенным народам» России права «отделиться или остаться в общерусском союзе». Эти программные принципы пропагандировались в народовольческих (печатных) органах.

После взрыва в Зимнем дворце были схвачены наиболее видные члены Исполнительного комитета «Народной воли», занятые подготовкой покушения на царя. Остававшиеся на воле начали лихорадочную подгоnовку к новому покушению. Группу террористов возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала террористы устроили засаду против царя. Первая бомба, брошенная в царскую карету, поразила несколько человек из конвоя, но не задела царя. Вторая ромба смертельно ранила Александра II и самого террориста.

Вскоре большая часть исполнительного комитета «Народной Воли» была арестована.

Последним актом народовольцев была попытка покушения 1 марта 1887 года на Александра III, среди которых находился и Александр Ульянов, были схвачены, преданы суду и казнены. Новые репрессии довершили разгром «Народной воли».

Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Основная часть организации (40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Минске, Харькове, Одессе и других городах, но они были слабо связаны с центром. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование.

С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» в 80-х годах завершился период «действенного» народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, «легального») народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» — кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс.

На рубеже XIX-XX вв. возникают и радикальные неонароднические кружки и организации, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников.

PS: откликаясь на приглашение к внутрипартийной дискуссии Игоря Юрьевича Сердитова, постарался написать кратко историю «Народной Воли» и вполне согласен с Сергеем Николаевичем Бабуриным, который в самом начале создания ПНВ «Народная Воля» говорил: «Народная Воля — первая в России политическая партия, которая мощно заявила о себе в конце XIX столетия. Историю ни одной партии в нашей стране не исказили так фундаментально, как историю «Народной Воли». В своих «Воспоминаниях» Лев Тихомиров в 1898 году говорил: «Это было начало восстания, которое не удалось, не разгорелось, потому что желающий восстания слой был очень слаб. Вот и все».

Валерий Мелехин,
10 ноября 2008 г.