Добро и скальпель

27 мая 2014 года

Вспоминаю 1985-й год. Зрительный зал дворца культуры Октябрь» в Ижевске заполнен до конца. Среди собравшихся представители руководящих органов города и республики, члены общества «Знание», медики, учителя, представители трезвеннического движения... Перешёптывание: «Углов — зна​менитый академик. Хирург — золотые руки. Но не только опе​рации делает. Правду-матку режет. Не все его любят. Надо слушать внимательно» И вот за трибуной невысокого роста худенький человек с прямым зорким взором. «Под глазами немного заметны мешки — наверное, с почками не все в по​рядке»- слышится справа от знакомого медика. — «Посмотрю я на тебя в 81 год, каким красавцем станешь!» — отзывается другой знакомый.

Слова академика приковывают всеобщее внимание, не​смотря на то, что кто-то в зале усиленно шаркает ногами и что-то шипит. Федор Григорьевич Углов говорит: «В течение многих лет идет невидимая, но очень напряженная борьба за народ. С одной стороны — алкогольная мафия, «ломехузы» всех мастей, партийные и советские работники всех рангов, которые придерживаются принципа «пьяным народом легче управлять», «культуропитейщики», которые идут на любую подлость, лишь бы не допустить трезвости и, наконец, сами пьяницы и алкоголики, находящиеся на руководящих постах. В анонимной анкете одного завода для руководящих работ​ников, от начальника цеха до директора, 57% опрошенных ответили: «Пили, пьем и будем пить!» Можно себе предста​вить «ценность» их руководства, На этой же стороне — почти все СМИ, за самым малым исключением.

С другой стороны — борцы за трезвость, которых на первых порах были единицы, а теперь их сотни и тысячи. И это в ус​ловиях, когда в их распоряжении не было и нет официального права на пропаганду, ни газет, ни радио, ни телевидения. Их оружие — правда. Ведь все потребление алкоголя базируется исключительно на лжи. Достаточно правдивыми знаниями и, главное, собственным примером разоблачить эту ложь. И ал​коголь будет побежден. Есть у муравьев враги, притворяющиеся друзьями — жучки «ломехузы». Они выделяют нарко​тическую жидкость, за счет чего муравьи хмелеют и пропус​кают в муравейник маток жучков, которые откладывают яйца, очень похожие на муравьиные. Из этих яиц появляются новые жучки, которые поедают муравьиные яйца и даже «захмелев​ших» муравьев. Но среди муравьев есть «трезвенники», то есть те муравьи, которые не потребляют наркотическую жид​кость ломехузов. В один из ясных солнечных дней они берут все яйца и выносят их из муравейника, начинают бегать с этими яйцами на дорожках, где солнечный свет. И что удиви​тельно — яйца ломехузов от солнечного света погибают, а яй​ца муравьев — нет. Так и в жизни — солнечная правда об алко​голе разрушает алкогольную программу у алкоголиков и по​тому отказаться от алкоголя становится намного проще.

Ложь №1 — то, что алкоголь пищевой продукт. Одним из первых, кто всерьез занялся изучением этого вопроса был Иван Васильевич Сажин, который еще в 90-х годах девятна​дцатого столетия написал докторскую диссертацию на тему «Влияние алкоголя на развивающийся организм». В своем труде И.В. Сажин доказал, что основным свойством пищевого продукта является его полная безвредность. Алкоголь же — сильно действующий наркотический яд, а потому к пищевым продуктам ни в коем случае относиться не может».

Ф.Г.Углов развивал тему все острее и интереснее. И вот кто-то решил перебить его: «Федор Григорьевич, вот Вы все говорите об алкоголе да об алкоголе. А скажите, есть среди нас алкоголики?» Академик лукаво улыбнулся, посмотрел внимательно в зал и сказал: «Да я считаю, все вы тут, ребята, алкоголики!» И под оживление зала стал разъяснять, что так называемые «культуропитейщики»- это зависимые от алкоголя люди, а таких во всем мире называют алкоголиками, и только у нас в России величают их нежно «употребляющие в меру». А кто укажет безопасную меру потребления наркотического яда? Это абсурд.

Вторая моя встреча с академиком Угловым была в Санкт-Петербурге, когда мы вместе с одной из талантливых преподавательницей по методу Г.А.Шичко московским врачом Н.Г. Емельяновой решили попросить Федора Григорьевича принять нас в его клинике. Мы получили ответы на многие болезненные вопросы. Академик вручил нам по нескольку экземпляров его последних антиалкогольных работ и письмо врачей-трезвенников в адрес Верховного Совета СССР для того чтобы мы помогли собрать подписи врачей, добивающихся признания алкоголя наркотиком в нашей стране, что уже сделали более 300 тысяч лучших врачей мира, входящих во Всемирную организацию здравоохранения,

А после этого была вновь встреча в Ижевске, когда Федор Григорьевич в 1992 году блестяще выступал на конференции трезвенников страны. Перед началом конференции Федора Григорьевича и гостей со всей страны приветствовали медики города, закончившие занятия по методу Шичко, интересной фольклорной программой. А сам Федор Григорьевич был одет в алую русскую рубаху (кстати, после этого появилось у многих из нас желание сшить себе такую же настоящую рус​скую рубаху). Молодцевато поднялся он на сцену и вручил свои книги «Ломехузы» обаятельным самодеятельным арти​стам — медичкам. А вечером Федор Григорьевич спел нам чу​десную старинную русскую песню, из тех, что раньше пели в Сибири. Вскоре мы с удивлением узнали, что Федор Григорьевич — глубоко православный человек. Мы же, новоиспечен​ные трезвенники тогда в своем большинстве только-только приобщались к православию, ревностно защищая порой свои старые атеистические убеждения. Вначале от атеизма многие из нас пришли к тому, что в мире есть энергетические духов​ные силы добра и зла через систему Иванова, но постепенно все больше и больше мы убеждались, что именно православие — это наша лучшая защита. Помню, один из ученых написал мне тогда: «Николай Владимирович! Поймите, мы вступили в борьбу с самим дьяволом в его жидком наркотическом виде и потому нам обязательно надо подружиться с православием, нам нужно покровительство церкви».

Из песни слова не выкинешь. Со стыдом вспоминаю, когда я в Санкт-Петербурге на одной из встреч видных трезвенни​ков Ф.Г.Углова, Т.Б.Дурасовой, Л.П.Шичко, В.А.Шичко, И.В.Дроздова не поддержал Федора Григорьевича. Он сказал: «Раньше в России на заседаниях правительства и Государст​венной Думы важные обсуждения начинали с исполнения «Отче наш». При исполнении некоторых молитв лукавые те​ряют свою силу и не могут помешать принятию важных ре​шений, не могут поссорить хороших людей, что порой им удается довольно легко. Давайте, исполним «Отче наш». Я возразил: «Но ведь Г.А.Шичко не верил в Бога. Он бы не под​держал нас!» Валентина Андреевна Шичко, сестра Г.А.Шичко также сказала, что на вечере, посвященном памяти Шичко, не стоит читать молитвы. Сейчас я считаю, что будь живым Ген​надий Андреевич, он бы поддержал Федора Григорьевича. Большинство современных ученых верит в Бога. А некоторые ученые, в том числе и президент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры академик Б.И. Искаков путем научных исследований доказали наличие Бога. Как настоящий ученый Г.А.Шичко всегда умел призна​вать новые научные факты, аргументы, которые, к сожале​нию, не могли быть опубликованы при советской власти.

Борис Иванович Искаков как-то назвал Фёдора Григорье​вича Углова пророком. Действительно, еще в разгар брежневской сонной жизни академик бил в набат тревоги и предупре​ждал, что великий СССР ослабнет, развалится, народ деградирует, если не принять всех мер по избавлению от пьянства. Еще в 50-е годы начал он борьбу сначала со сквернословием, бес-

-культурьем (то есть с бесовской антибожественной культурой»), а потом вступил в титанический бой с курени​ем и пьянством на Руси. Его предупреждали: «Вы бы давно были Героем Социалистического Труда, если бы не занимались своими алкоголиками».

Тысячи операций сделал Углов своими золотыми руками и убедился сам, что многих операций можно было бы избежать, если бы люди не пили и не курили. «Более 4000 операций провел я, удаляя опухоли при раке гортани и только в одном случае пациент не курил. Это был мальчик, у которого курили папа и мама». А сколько резаных, рваных ран приходилось оперировать Углову, первопричинами которых были алко​гольные застолья?

Всю жизнь хирург делал добро. Этому научила его мать. Когда молодой Фёдор собирался поступать в медицинский институт, она напутствовала его такими словами: «Феденька, делай людям добро. Но сделал — и забудь об этом, не жди от людей сразу благодарности. Но знай: когда тебе будет плохо, это добро вернётся удвоенным». Федор Григорьевич убедил​ся, что этот закон действует всегда. Когда его спрашивают — а как же Вы, делая добро, не боитесь всякой нечисти, экстра​сенсов, колдунов, всяческих магов, ведь им спокойно не жи​вется, если побеждает добро? Углов ответил так: «А они сами меня боятся. Однажды я вошел в комнату, где сидел один из таких экстрасенсов, о котором говорили, что он обладает ог​ромной силой и властью над людьми. Как только он увидел меня, он даже отшатнулся, словно его ударили». Так людская, а значит, и божественная любовь защищает человека.

Хирург часто держит в руках скальпель. Он удаляет не​нужное из организма, удаляет клетки-паразиты. Так и в обще​стве. Можно быть добреньким. Некоторые разглагольствуют: «Я — интернационалист. Пусть правят нами кто угодно, азербайджанцы, евреи, лишь бы это были умные хорошие люди». Кажется, что с этим трудно не согласиться. Но факты говорят о том, что люди далеко не совершенны и лучше всего забо​тятся о русских истинно русские патриоты, без всяких ино​странных хозяев. Пример Японии и Китая, где у власти и в СМИ не «агенты влияния», а свои соотечественники, показы​вает, что иногда и в общественной жизни надо пользоваться скальпелем. Нельзя допускать вседозволенности, чтобы мо​лодежь, как говорят, «испытала всё». Нужен ли каждой де​вушке опыт изнасилования, каждому юноше опыт наркома​нии, каждому жителю — опыт грабежа, каждому предприни​мателю — опыт рекетирства? Убрать с телевидения сцены «собачьего» секса, насилия, бесовской «культуры», когда юмористы с загранпаспортами глумятся над всем русским, над трезвостью? Здесь нужен скальпель. Но для того, чтобы так произошло, надо, чтобы люди требовали этого, надо, что​бы мозги обывателя очистились от алкоголя, затемняющего сознание, а ведь после каждой выпивки алкоголь оставляет свою власть над клетками мозга более 14 дней. Значит, боль​шинство россиян все время в мозгах содержат алкоголь, зна​чит, они не могут осознать, что же с ними происходит.

Как же достучаться до них? Ответ Ф.Г.Углов нашел у ле​нинградского ученого Г.А.Шичко — нужно избавлять людей не только от алкоголизма, но и от бытового пьянства, от так называемого «культуропитейства», ибо оно и является нача​лом глобального спаивания населения. В 90 лет он пошел на занятия к ученику Г.А.Шичко Юрию Александровичу Соко​лову и не только изучил там методику Шичко, но и улучшил зрение, снял очки по методике Бейтса-Шичко. Те, кто знали Углова раньше, поражаются: «Молодеет академик. Снял оч​ки, бегает как молодой». Помнится, в 95 лет академик в но​веньком синем костюме стремительно вместе с другими со​ратниками переносил пачки своих книг на третий этаж без всякой одышки и не давал другим заменить себя.

А как же семья академика? Обаяние личного примера Углова передается и на все его окружение. Однажды я в Москве провожал Федора Григорьевича на ленинградский поезд. Он быстрой походкой шагал впереди нас, а мы с его женой кра​савицей Эмилией Викторовной разговорились. Она рассказывала: «Вы знаете, удивительный случай произошел с нашим сыном Гришей, когда он учился в четвертом классе, Я видела, в какое болото пьянства, курения и наркомании скатываются школы и рассказала о своем опасении классной руководи​тельнице Гриши. Она сказала: «Вы знаете, я совершенно не знакома с проблемой борьбы с алкоголизмом. А поскольку ваш муж — признанный авторитет в этой области, вам и дер​зать. Попробуйте провести с ребятами ряд бесед об алкого​лизме и курении, а я вам помогу». Через какое-то время дол​жен был вечер — день рождения Гриши. И я решила совмес​тить антиалкогольное воздействие с этим праздником. Пору​чила Грише и его другу подготовиться и выступить с малень​кими сообщениями о вреде алкоголя и табака. Пригласили весь класс на дачу. Пили чай, танцевали. А в перерывах по 10-15 минут ребята рассказывали о вреде алкоголя и табака.

Самое интересное произошло потом. Вскоре был день ро​ждения Федора Григорьевича. Приехали именитые гости. Мы сами не употребляли алкоголя, но бутылки для гостей выста​вили на стол — традиции все-таки. И вдруг Гриша расплакался и убежал в соседнюю комнату. Мы за ним: «Гриша! Что с то​бой?» А он сквозь слезы: «А почему Вы говорите одно, а де​лаете другое? Говорите — алкоголь вреден, а сами угощаете других этим ядом?» Мы поняли, что надо перестать угощать алкоголем и других, и сделали это.

Когда Гриша окончил школу, его одноклассники и он сам, к удивлению всего Ленинграда, не пили на выпускном вечере даже шампанского. Я сама удивляюсь. Ведь больше в классе не было антиалкогольных мероприятий. Видимо, возраст 10 лет — это такое удивительное время, когда дети как губка вби​рают информацию, особенно, если она передана не в приказ​ном назидательном порядке, а интересно, через самих ребят». Кстати, этот метод — воздействия на родителей через детей мы успешно применили в начальной школе. Когда дети начинают убеждать своих родителей отказываться от алкоголя и табака, часто это оказывается более эффективным, чем любые другие методы антинаркотической пропаганды.

Сейчас мы готовимся к 100-летию нашего руководителя «Трезвой России». Какой же лучший подарок можно ему пре​поднести? Мне кажется, лучшее, что можно сделать — стать таким же, как он. Убрать очки. Уж если чрезвычайно занятый академик нашел для занятий по методике Бейтса-Шичко 10 дней, то нам грешно приводить какие-то аргументы в защиту нашей лени и гордыни — как это я, проведший занятия с 300 группами по методу Шичко, снова пойду у кого-то писать дневники и выполнять упражнения.

Посмотрите, как скромен академик при всех его регалиях. Он находит время вставать в 5 утра и делать зарядку, облива​ясь и иногда помогая дворнику расчищать двор от снега, ус​певает писать книги, редактировать журнал, учить студентов-медиков и читать лекции для избавляющихся от пороков ал​коголиков, выезжать в клубы трезвости страны. Наверное, и нам надо быстрее смирить свою гордыню и понять, как много нам еще надо учиться, а не только учить. Ведь «чало» на санскрите — ученик. Таким образом, человек, чаловек — это ученик на сто лет. Вот такой живой пример перед нами — скромный обаятельный человек, которого называют проро​ком, но который всю жизнь учится, осуществляя простой и мудрый народный принцип «Век живи — век учись», попирая тем самым афоризм алкоголиков «дураком помрешь».

Давайте же, будем учиться этой житейской мудрости у на​шего руководителя, давайте, не будем огорчать его шарахань​ем к различным экстрасенсам, кодировщикам, «мертвоводным мудрецам», сектантам. У нас есть у кого учиться и со​вершенствоваться. Снова нас, трезвенников, хотят поссорить. Лучший пример единства слова и дела для нас — Ф.Г.Углов, — его любят и уважают все настоящие патриоты России, а нена​видят наши враги. Значит, юбилей Углова — лучший повод объединения настоящих патриотов под руководством лидера «Трезвой России».

Вновь я вспоминаю счастливые восторженные глаза соратников, вечер в ижевском клубе трезвости «Родник» в декабре 1992г., в кругу трезвенников стоит худощавый Федор Григорьевич и как задорный юноша читает стихи « В день рождения»: «Милая, не сделай же промашку, дорогих подарков не дари. Подари мне русскую рубашку цвета алой маковой зари!» Дай Бог здоровья и новых творческих успехов на многие, многие годы, наш дорогой Учитель!

Проф. МСА Н.В.Январский (Ижевск)
Отрезвление России. К 100-летию академика Ф.Г.Углова. Под ред. академика Б.И.Искакова. М. 2004. С. 356-364