Второе интеллигентское трезвенное движение России (1885 — 1895 гг.)
После жестокого подавления крестьянского трезвенного движения царскими войсками, откупная система в 1863 году была заменена акцизной системой — которая практически устранила последние препятствия к безудержному пьянству. Суть ее сводилась к установлению вольной продажи водки, обложенной акцизом (4 коп за 1 градус). Цены на водку почти уровнялись по всей России. Ведро 40⁰ водки теперь стоило от 3 руб. до 3 руб. 50 коп. Это означало, что для Малороссии, где раньше ведро водки стоило 1 рубль, цена ее резко выросла. А для большинства же губерний России, где водка стоила от 4 до 5 руб. за ведро, отныне устанавливались более низкие цены. Поэтому резкое удешевление водки открыло широкие возможности для ее потребления мало обеспеченным слоям населения. «По свидетельству С. Остроумова только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза и достигло самого высокого в истории царской России уровня – 15,5 л водки на душу населения» (Остроумов С Из истории пьянства на Руси. СПБ 1914 с. 27). Но акцизная система не оправдала себя и прежде всего с точки зрения влияния на нравственность общества. Во-первых, резко снизилось качество водки, что вызвало многочисленные фальсификации, массовые отравления и смертные случаи. Во-вторых, «пьянство по своим социальным и медицинским последствиям привело к катастрофическому росту алкоголизма, к массовому появлению алкоголиков, чего ранее в России за многовековую историю не наблюдалось» (Термин «алкоголизм» введенный в 1848 г шведским врачом М. Густавом , стал в России общепринятым со второй половины XIX века. Могилат А Трезвость… бороться сообща М. 1986 с. 3).
Народный протест против вина, поддерживаемый в статьях передовых врачей, учителей, ученых и просветителей, продолжал оказывать влияние на умы, на поиски людьми путей преодоления пьянства. И несмотря на правительственное стремление поддержать пьянство на прежнем уровне, оно продолжает падать. Так в 1863 – 1866 гг чистого спирта на душу населения ежегодно приходилось по 4,55 л, то через 10 лет 4,18 л, еще через 10 лет – 3,32 л, а в 1893 г – 2,46 л (Ф,Г, Углов ж. Роман-газета «Из плена иллюзий» 1988 (4) с. 13).
Еще предстоит изучить феномен «русского народничества» и его роль в отрезвлении нашего многострадального народа. Идеолог русского народничества полковник Петр Лаврович Лавров в качестве гласного Петербургской городской Думы и губернского земского собрания выступал против гнусной политики правительства, насаждавшего кабаки с целью физического и нравственного растления народа («Лавров» А.Володин, Б.Итенберг г. Москва 1981 с. 121).
«В начале 1866 года III отделение составляет справку о полковнике Лаврове… темная же сторона простолюдина становилась им прямо в вину правительству. Это он высказал тем, что размножением кабаков правительство поддерживает в народе нравственное и физическое растление» (Известия С-Петербургской городской общей думы №18-24 1865 с. 1000).
Несомненно, благодаря влиянию на умы людей лучшей части нашей интеллигенции, революционных демократов, народных просветителей, начиная с 60-х годов потребление алкогольных изделий в стране постепенно уменьшалось.
В одном из «Очерков русской жизни» Николай Васильевич Шелгунов приводит следующие слова «Гражданина» о 60-х годах: «Тогда все кипело жизнью, именно жизнью духовною, тогда лучшие люди шли на общественную службу, тогда в каждом русском человеке билось сильно сердце, тогда либералы создали целую Ниагару мыслей, стремлений, целей в русле русской умственной жизни и этим самым вызвали к жизни и противников этого громадного урагана – словом, тогда все, что дремало до того, проснулось, и на борьбу выступили все силы добра и зла, на борьбу живую, и, можно без преувеличения сказать, народную, в смысле животрепещущих вопросов судьбы русского государства, эпохою создавшихся».
Прогрессивная интеллигенция увидела в трезвенном движении пробуждающееся в народе стремление к сознательной культурной жизни и всячески старалась помочь ему. Интеллигенция горела святым желанием нести народу грамоту, просвещение. Многие обеспеченные люди открывали в деревнях школы. Одной из таких школ, сохранившихся и поныне, является Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
Великий русский поэт Н.А. Некрасов правдиво освещая тяжелую жизнь беднейших слоев крестьянства, наглядно и убедительно показал те причины, которые вели бедняка к гибели. Он призывал всех честных людей России помочь крестьянину выйти из его бедственного положения. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей», — писал он.
Большую разъяснительную работу вели писатели-гуманисты Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Многие их высказывания и идеи и поныне не потеряли своего значения. Наоборот, сейчас они приобретают особый смысл и новое звучание. Ф.М. Достоевский опубликовал свои заметки против пьянства в 70-е годы, когда кабаки и корчмы, как пиявки на теле народа, пили из него последние соки. Он писал: «Теперь в иных местностях, во многих даже местностях, кабаки стоят уже стоят не для сотен жителей, а всего для десятков; мало того – для малых десятков. Есть местности, где на полсотни жителей и кабак, менее даже чем на полсотни… Чем же, стало быть, они окупаются?! Народным развратом, воровством, укрывательством, ростовщичеством, разбоем, разрушением семейства и стыдом народным – вот чем они окупаются». Эти слова полностью созвучны с докладом Г.Р. Державина, статьями общественного деятеля и писателя А.П. Субботина и других патриотов, которые с горечью писали о том, к чему ведет распространение пьянства.
Ф.М. Достоевский пишет далее: «Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают, бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабаке приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц… Вот нам необходим бюджет великой державы, а потому очень, очень нужны деньги, спрашивается: кто же их будет выплачивать через эти пятнадцать лет, если настоящий порядок установится? Труд, промышленность? Ибо правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью. Но какой же образуется труд при таких кабаках?»
В 1859 году кабаков стало более полмиллиона. Валовый доход государства с акциза превысил откупную сумму на 9 млн рублей. Народ быстро во всем разобрался и ответил горькими и ироничными лубочными картинками: Похороны откупа, или славный был покойник», «Дешевка забирает ловко», «Пить до дна – не видать добра» и т.д. Именно лубочная литература и лубочные картинки играли большую роль в пропаганде трезвости среди простого российского населения.
Ф.М. Достоевский выразил беспокойство всех честных прогрессивно настроенных людей, всего народа. Он жил страстной верой в свой народ и поэтому, несмотря на всю мрачность и безысходность нарисованного им положения восклицал: «Но не сбыться ему. Не раз уже приходилось народу выручать себя! Он найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил… Не захочет он сам кабака, захочет труда и порядка, захочет чести, а не кабака!»
Писатель считал, что в борьбе за трезвость простым людям должна помочь интеллигенция.
«… О, если бы их поддержать! – писал он, — Что, если б со своей стороны поддержали их и все наши передовые умы, наши литераторы, наши социалисты, наше духовенство и все, все изнемогающие ежемесячно и печатно под тяжестью своего долга народу! Что если бы поддержал их и нарождающийся наш школьный учитель...» Ф.М. Достоевкий был уверен, что отечественная интнллигенция может очень многое сделать в отрезвлении народа и не только разъяснительной работой, но и личным примером. (Достоевский ФМ ПСС т 21 л 1980 с 94-96).
В 1882 г. учредилось «Согласие трезвости» в селе Татево Смоленской губернии Сергеем Александровичем Рачинским. (02.05.1833 – 02.05.1902 гг) В своем поместье он создал сельскую школу. К 1888 году в общество трезвости записалось 383 человека. Его главное правило утверждения трезвой жизни: «Православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе».
«Не говорю Вам: всякое винопитие есть грех, но умоляю Вас воспитайте Вашу волю совершенною трезвостью, чтобы никогда винопитие не вовлекало вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которе предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их Вам только потому, что положительно знаюЮ какое неисчислимое добро исполнения подобных обетов принесло бы и лично Вам и вашим близким». Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.
В декабре 1887 года писателем Л.Н. Толстым было создано общество трезвости «Согласие против пьянства».
«Сознавая страшное зло и грех пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили: во-первых, самим никогда и ничего не пить пьяного, ни водки, ни вина, ни пива, ни меду; во-вторых, не покупать и не угащивать ничем пьяным других людей; и в-третьих, по мере сил внушать другим людям и особенно молодым и детям о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие.
Просим всех согласных с нами заводить себе такой лист, вписывать в него новых братьев и сестер и сообщать нам…»
За короткий срок в его ряды вступили 744 человека, это были люди разных сословий, возраста (от детей до 80-летних стариков) художник И.Е. Репмн, ученый-путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, живописец Н.Н. Ге и др.
Лев Николаевич Толстой, понимая, чем грозит пьянство и какой не поправимой бедой оно может обратиться для народа, пишет в последнюю треть своей жизни серию обличительных статей. Вот часть из них: «Солдаткино житье» (рассказ 1862 г), «Как делают водку?», «В чем моя вера?», «Первый винокур» (пьеса), «Пора опомниться» (1889), «О вреде спиртных напитков», «Для чего люди одурманиваются?», «Царство божие внутри нас», «Христианство и патриотизм», «Безсмысленные мечтания», «К молодым людям», «Обращение к людям-братьям», «Богу или Маммоне?» (1896).
В статье «Пора опомниться» он справедливо отмечает: «Вино губит телесное здоровье людей, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от этого пьянство. Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но сами пьяные, поощряют их. И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным; представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлук , свидании, самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному».
В своих статьях Л.Н. Толстой глубоко анализирует проблему пьянства, они и сегодня актуальны и не могут не волновать честных людей. Поэтому позволим еще процитировать некоторые места из них.
«И что удивительнее всего, это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа…
И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и вредно телу и душе – и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем люди пьют и губят себя и других людей?..
«Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», — отвечают многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Н ведь это не правда… Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом, но этого не может быть потому, что среди заблудших людей всегда были и теперь есть много разумных, и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить – дело не шуточное.
Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди» («Пора опомниться» 1889).
В статье «Богу или Маммоне» Лев Николаевич пишет: «Огромные пространства лучших земель, на которых могли бы кормиться миллионы бедствующих теперь семей, заняты табаком, виноградом, ячменем, хмелем и, главное, рожью и картофелем употребляемыми на приготовление пьяных напитков: вина, пива и, главное, водки. Миллионы рабочих, которые могли бы делать полезные для людей вещи, заняты приготовлением этих предметов. В Англии высчитано, что одна десятая всех рабочих занята приготовлением водки и пива. Какие же последствия от приготовления и употребления табака, вина, водки, пива?.. Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. По записям в судах видно, что девять десятых преступлений совершается в пьяном состоянии… В некоторых Штатах Америки, где совсем запрещено вино, ввоз и продажа всяких пьяных наркотиков, преступления почти прекратились; нет ни воровства, ни грабежей, ни убийств и тюрьмы стоят пустые…»
Что же несет человеку водка? – спрашивает Лев Николаевич и сам же отвечает: «Самое ужасное последствие пьяных напитков – то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее».
Л.Н. Толстой много размышляет над тем, кто повинен в распространении этого безнравственного порока. «… Обыкновенно считают достойными осуждения, презренными людьми тех пьяниц, которые по кабакам и трактирам напиваются до потери рассудка и так уже пристрастились к вину, что не могут удержаться и пропивают все, что имеют. Те же люди, которые покупают на дом вино, пьют ежедневно и умеренно и угощают вином своих гостей в тех случаях, когда это принято, — такие люди считаются людьми «хорошими и почтенными и не делающими ничего дурного». А между тем эти-то люди более пьяниц достойны осуждения.
Пьяницы стали пьяницами только оттого, что не пьяницы, не делая себе вреда, научили их пить вино, соблазнили их своим примером. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видали почтенных, уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им. Молодой человек, никогда не пивший вина, узнаёт вкус и действие вина на празднике, на свадьбе у этих почтенных людей, не пьяниц... И потому тот кто пьет вино, как бы умеренно ни пил его, в каких бы особенных… случаях ни угощал им, делает великий грех. Он соблазняет тех, кого не велено соблазнять…
… И потому, кто бы ты ни был читатель… тебе уже нельзя оставаться посредине, между двумя лагерями, ты неизбежно должен избрать одно из двух: противодействовать пьянству или содействовать ему…»
Статьи Льва Николаевича Толстого, как и Федора Михайловича Достоевского не могли не произвести впечатления на всю мыслящую Россию. Их идеи подхватили врачи, студенты, вся демократически настроенная интеллигенция.
Передовые ученые А. Форель, Шарко, в России: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, П.Е. Введенский, Ухтомский, Орбели, Гинецинский, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, И.И. Мечников на протяжении XIX века и особенно во вторую его половину настойчиво искали причины развития пьянства для выработки конкретных мер по их устранению. Одни считали, что наклонность к опьянению объясняется физиологическими, географическими, этнографическими, религиозными, традиционными особенностями народов, другие видели причины распространения пьянства в системе продажи спиртного и т.д. Но большинство склонялись к выводу, что пьют из-за отсутствия прочного материального положения, т.е вследствие нищеты и бедности, ненормальных общественных отношений. (Ткачев П.Н. Статистические этюды «Опыт разработки русской уголовной статистики» СПБ 1863 с. 28).
Для устранения этих причин предлагались различные меры: ограничительные, запретительные, административные, медицинские, общественные, культурно-нравственные, религиозные, индивидуально-профилактические и др. Среди этих предложений многих привлекала система ограничительных мероприятий, получившая свое развитие в цивилизованных европейских странах. Наиболее интересной моделью для России в тот период являлась «Гетеборская система» (Швеция), сущность которой состояла в том, что продажа алкоголя осуществлялась там только благотворительными учреждениями и общественными организациями. Доход от продажи алкоголя направлялся на лечение лиц, страждущих алкоголизмом, с отчислением 6% годовых торгующим. Питейные заведения оборудовались в чистых, светлых, просторных помещениях. В них всегда должна быть хорошая горячая еда по дешевой цене. Параллельно с введением новой системы продажи спиртного, правительство Швеции приняло меры по улучшению социальных условий жизни населения и повышению культурного уровня народа.
«Эта система очень быстро завоевала признание в Швеции и уже к 1896 году 92 города ввели ее на своей территории, это позволило снизить масштабы пьянства, сократить потребление алкоголя и количество преступлений в пьяном виде» (Янжул И. История пьянства и борьбы с ним. Трудовая помощь. 1908 июнь с. 33).
«Ориентируясь на этот опыт российское правительство в законе от 14 мая 1885 года также ввело выдачу патентов на содержание питейных заведений. Их количество регулировалось городским и уездным присутствием по питейным делам, а в станционных домах – почтово-телеграфным и железнодорожным начальством» (Учебник науки полицейского права М:, 1891 вып 1 с. 237).
Присутствие по питейным делам являлось специальным государственным органом, регулирующим вопросы реализации алкоголя. Введение закона сопровождалось строгим циркуляром министра финансов, в котором говорилось: «В основе этого закона лежит мысль совершенно уничтожить тот вид питейного заведения, который по справедливости признается вредным, т.е. питейный дом или кабак, где вино предлагается для употребления на месте, без возможности пользоваться при этом пищей, поэтому новый закон устанавливает, что распивочная торговля хлебным вином может быть производима только в таких заведениях, где совместно с вином продается и пища, т.е. в трактирных заведениях и разных наименований, а так же в постоялых дворах… Таким образом с 1 января 1886 года закроется свыше 80 тысяч питейных домов, служивших наибольшим соблазном для населения и нередко делавшихся притонами разврата, пороков и преступлений» (Лирмян Р.О. Возникновение и развитие пьянства в дореволюционной России и проекты его искоренения. Москва 1979 с. 73).
Закон уделял внимание и порядку реализации алкогольных напитков, внутреннему устройству питейных заведений. Предполагалось, что в них должно было быть устранено все, что располагало бы к пьянству, разврату, развитию грубых инстинктов и вкусов. В этих заведениях запрещались зрелищные увеселительные мероприятия (музыка, карты, игры), не допускались распутные женщины, определялось внутреннее устройство помещений.
Ограничивались и временные рамки торговли спиртными напитками. Так запрещалось ими торговать в сельской местности позже 22.00 час., а в городах после 23 часов, во время богослужения, народных движений и сходов, прохождения каких-либо процессий и по воскресеньям. Запрещалось так же реализовать спиртное в определенных местностях: в местах постройки железных дорог, на золотых приисках, вблизи казарм и учебных заведений. Сельским общинам предоставлялось право запрещать торговлю алкоголем и в другие дни и даже вовсе не разрешать ее на своих землях» (Дорогих Н.М. Административно-правовые меры по преодолению пьянства и алкоголизма. Киев. 1988. с. 84-85).
«1885 -1890 годы вошли в историю нашей страны как вторая волна подъема движения народных масс за трезвость (первая волна относится к 1858—1859 годам). («Из плена иллюзий» Ф.Г. Углов, ж. Роман-газета 1988 (4) с. 14.).
«Второе трезвенное движение началось в мае 1885 года, в связи с предоставлением сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки. В течение нескольких лет десятки тысяч обществ потребовали очистить их земли от питейных заведений. Россия быстро трезвела. Царизм остановил этот бесподобный социальный процесс введением водочной монополии. Частные кабаки сменили государственные казенки. Право местного запрета было резко ограничено, начался подъем пьянства» (Г.А. Шичко «Основная трезвенная терминология ,словарь-справочник 1985 с. 29).
«Право местного запрета – право трудящихся самостоятельно решать вопрос о существовании питейных заведений в районе их проживания, в местах трудовой деятельности или вблизи от них. В нашей стране это право впервые было предоставлено сельским обществам в мае 1885 года всвязи с чем началось второе отечественное трезвенное движение, выразившееся в массовом закрытии кабаков. Быстрое отрезвление Руси было прервано введением царской винной монополии (1895) и ограничением права местного запрета» (там же стр. 18).
Несмотря на поддержку откупщиков и кабатчиков со стороны правительства, пьянство в России не получило такого распространения, которое оно могло получить, не будь в стране тех светочей знания и добра, которые несли правду народу. Общие условия не пропали даром. Вновь стали возникать общества трезвости, появились газеты и журналы, правдиво освещающие этот вопрос. Кривая потребления спиртных напитков неуклонно показывала снижения.
К 1900 году в России действовало около 200 городских, фабрико-заводских и церковно-приходских обществ трезвости. Эти общества трезвости были организованы в 32 губерниях и 91 уезде. Возникали они стихийно, общественность «без всякой указки сверху» организовывала их. В период с 1883 по 1916 гг в России на русском языке издавалось 31 печатное издание по трезвости: 27 из них было направлено на борьбу с пьянством, а 4 издания антиалкогольного содержания: «В борьбе за трезвость», «Вестник трезвости», «Сила трезвости», «Трезвые всходы», «Трезвая мысль» и т.д. (Из доклада Комиссии по вопросу об алкоголизме доктора А.М. Коровина 08.12.1899 г).
Не более как восемь лет (с Российским алкоголизмом) стали считаться и он стал привлекать в себе интерес со стороны мыслящей части русского общества. 7 января 1898 года состоялось первое заседание по вопросу об алкоголизме и мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава заведений для алкоголиков при русском обществе охранения народного здравия в г. Санкт-Петербурге… В настоящее время в России действует 15 городских обществ трезвости, около 140 церковно-приходских в деревнях, 1 церковное и около 10 на заводах и фабриках; кроме того, действует 35 эстонских, 10 латышских, 10 финских обществ трезвости… Эти общества… явились недавно, например, Санкт-Петербургское в 1890 г, Одесское в 1891 г, Казанское в 1892 г, Рыбинское в 1893 г, Московское в 1985 г… Архангельское общество трезвости основано 9 августа 1892 г… В 1896 году в октябре открылось в г. Киеве Юго-Западное общество трезвости… район действия общества: Киевская, Подольская и Волынская губернии… В 1898 году возникли общества в г. Туле и Астрахани на берегу Каспийского моря… В Вятской губернии на Воткинском заводе и в Пермском на Нижнетагильском и Невьянском заводах.
Итогируя деятельность российских обществ трезвости прежде всего надо указать:
- Недавнее (всего десятилетие) их существование;
- Быстрое повсеместное распространение, в глухих углах Сибири и там среди мрака начинает светиться трезвость;
- Общества трезвости являются лучшими проводниками знаний и нравственных начал, создают новую гигиеническую бодрящую атмосферу, где простой народ начинает жить теми сторонами своей души, которые иначе никогда бы в нем не проснулись и не приобщили бы его к общечеловеческим идеалам;
- Общества трезвости способствуют уничтожению тех общественных перегородок, которые остались в наследство от упраздненного крепостного права: народ приучается видеть в интеллигенте не «барина», а просто смертного и относится с доверием и уважением к научным истинам;
- Общества трезвости дают русским мыслящим людям возможность сблизиться со своим народом и изучить его в повседневном обиходе;
- Общества трезвости показывают, как много накопилось в народе неудержимого стремления осмысленному облагороженному существованию;
- Обществам трезвости суждено оставить глубокий след в истории культуры России.
II винная монополия и попечительства о народной трезвости
Вторым по отзывчивости в борьбе с алкоголизмом оказалось правительство. Побуждаемое финансовыми соображениями и одновременно желая избавить население от систематического спаивания кабатчиками с последовательным разорением, министерство финансов разработало проект винной монополии. Несмотря на более десяти капитальных законодательных актов и множество распоряжений, сила кабатчиков, по словам министра финансов, оставалась непоколебимой. Они продолжают спаивать, обирать и развращать народ всеми средствами. Монополия с 1 января 1895 года первоначально введена в действие в четырех восточных губерниях. С 1 января 1898 года она действует в 35 губерниях Европейской России.
Через винную монополию казна становится могущественным посредником между производителями спиртных напитков и потребителями последних, не заинтересованных в том, чтобы народ в данное время выпил возможно больше. В циркуляре министра финансов говорится: «Недополученное по питейному доходу, вследствие уменьшения потребления крепких напитков, поступит в казну частью в виде других косвенных налогов, частью виде прямых налогов, при одновременном общем возвышении народного благосостояния, а так же и самой нравственности населения. Поэтому, если бы предпринятая реформа дала понижение питейного дохода при наличности признаков, указывающих на одновременное увеличение благосостояния в населении, то такой результат реформы должен считаться полным успехом ее…» Каждая реформа, лишь тогда достигает своей цели, когда она находит своих надежных исполнителей. Ввиду этого министр финансов издал циркуляр о привлечении к службе лиц образованных, где упоминается, что «служебная деятельность по преимуществу исполнительного характера много теряет, если в этой деятельности преобладают чиновники, не получившие надлежащей подготовки, с узким кругом знаний и понятий; а тем менее можно ожидать пользы, когда они занимают более самостоятельные должности».
Низший персонал, сидельцы набирается из лиц надежных. Существующие в законе постановления, запрещающие питейную торговлю вблизи храмов, дворцов, заводов и равно ограничительные часы торговли, а так же право сельских обществ ходатайствовать о закрытии кабака, хотя бы казенного, — остаются по-прежнему в силе. Запрещается в заведениях продавать напитки в долг, под залог вещей, пьяным и охмелевшим людям и малолетним, а так же допускать вход в заведения тем лицам, которым это воспрещено.
В видах более успешного надзора за правильностью торговли и для нравственного воздействия на массу населения министерство финансов одновременно учредило попечительства о народной трезвости. Задачи их: а) иметь в интересах народного здравия и нравственности надзор за тем, чтобы торговля крепкими напитками производилась согласно установленным для сего правилам.
б) распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, а также изыскивать средства для предоставления ему возможности проводить свободное время вне питейных заведений и с этой целью устраивать народные чтения и собеседования, составлять и распространять издания, разъясняющие вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные читальни и т.п.
в) иметь попечение об открытии и содержании лечебных приютов для страдающих запоем.
г) оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена к достижению тех же целей, с коими утверждаются попечительства…
… Около чайных группируются все отрасли деятельности попечительства, библиотеки, чтения и т.п. Многие чайные, особенно в восточных губерниях закрыты вследствие своей убыточности… На юге России чайные напротив пользуются большим расположением у населения.
Цель попечительства возглавить борьбу за трезвость в стране фактически служила прикрытием проводившейся царским правительством алкоголизации народа. Призванная поднимать культуру народа и заниматься просветительством эта организация ни в коей мере не выполняла своих задач. Мероприятия правительства вообще носили показной характер, а любая попытка вести истинную борьбу за трезвость быстро и жестоко пресекалась.
Ф.М. Достоевский писал, что питейный бюджет строится на будущности народа. В подобном же духе писали В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, замечательный публицист М.О. Меньшиков, в 2007 г в Санкт-Петербурге переиздана его книга «Как воскреснет Россия», которая вошла в цикл «Великое наследие», он оставил прекрасные статьи о состоянии пьянства и алкоголизма (1900—1912 г.г.)
О последствиях роста потребления алкоголя после введения царской монополии в 1895 году профессор И.А. Сикорский писал: «Спивающийся наш народ местами впадает в алкогольное вырождение. Образуется как бы новая порода полусумашедших людей преступного склада, у которых характер лишен уравновешенности и культурной сдержанности, а ум угнетен отравой. Россия наводнена полусумашедшей армией тунеядцев и хулиганов, и трезвеннические элементы народа, редеющие в общем пожаре пьянства, едва отбиваются от пропившейся братии. Ученые открывают в области спиртного наркоза ужасные последствия. Не говоря о физиологическом погроме, который спирт вносит в нервную систему, в мозг, в желудок, печень, сердце и пр. Этот казенный яд отравляет дальнейшие поколения. Дочери пьяниц теряют способность быть матерями, т.к. уже не могут кормить грудью. Стало быть пьянство грызет его тело и душу, оно замучивает тысячелетнее племя, подсекая корни роста, его здоровье и плодовитость» (ж. Роман-газета 1988 (4) с.91, Федор Углов «Из плена иллюзий»).
Тормозы на пути отрезвления России
Перечислим главнейшие моменты, препятствующие быстрому распространению отрезвления в нашем Отечестве. Одна часть их исходит из высших сфер, другая от общества. К первым относятся: высокая крепость водки – 40%, установленная казенной винной монополией. Комиссия по алкоголизму, обсудив вопрос с физиологической точки зрения, пришла к единогласному заключению о необходимости сделать представление о том, чтобы крепость водки была понижена до 30%.
Малый размер денежных сумм при многомиллионном доходе, опускаемых в распоряжение попечительств о народной трезвости. Желательно последовать примеру Швейцарии, где постановлено расходовать на борьбу с алкоголизмом определенный % (10%) от доходов винной монополии. Для обеспечения успеха невозможно довольствоваться бескорыстным случайным трудом, который предполагает известное умственное развитие и некоторое материальное обеспечение у лица, посвящающего свои силы борьбе с пьянством. Поэтому учреждение некоторых должностей в попечительствах, достаточно оплачиваемых, побудило бы таких должностных лиц отдавать себя всему делу, дорожить им, так как их существование слилось бы с самой идеей. В настоящее время идет пересмотр устава о попечительствах… Исключение из числа членов общества трезвости молодежи. Относящийся сюда параграф гласит: Членами не могут быть: несовершеннолетние, воспитанников всех учебных заведений, нижние воинские чины июнкера, хотя бы и достигшие совершеннолетия; лишенные прав по суду; владельцы винокуренных, водочных и пивоваренных заводов и торгующие спиртными напитками.
Опыт Англии, Бельгии, Швейцарии и других государств привел к одному выводу, что именно с молодежи-то и нужно начинать борьбу с врагом, что именно здесь лежит центр антиалкогольного движения, что участие школы есть первый необходимый элемент для достижения победы, что оставлять молодежь беззащитной против страшных соблазнов со стороны питейных привычек взрослых, снисходительно смотреть и не запрещать свободного посещения молодежью пивных, трактиров и тому подобных притонов пьянства; не разрешать молодежи принимать участие в движении, которое спасет их душу и тело, не разрешать в то время, когда одинокий, даже взрослый, человек нуждается в нравственной товарищеской поддержке среди полчищ, отравляющихся алкоголем – великий грех взрослых против своих детей. Оставлять детей спаиваться, а впоследствии, когда они выростут станут алкоголиками, начинать воевать против этого – труд, заслуживающий порицания. Раз двери кабаков открыты перед нашими детьми, то следует шире раскрывать двери обществ трезвости!..
Тормоза, зависящие от общества: непонимание культурного значения для России антиалкогольного движения; отсюда отсутствие сознания обязательности по мере сил содействовать торжеству трезвости и взгляд на трезвенников как на фанатиков. Даже пресса и та только что начинает протирать глаза и всматриваться в мало понятные пока для нее явления. Эта безучастность, инертность, страх расстаться с личными привычками парализует возможность плодотворных организаций общественных сил в желаемом направлении. Мало пахарей на новой ниве! Неумение общественных деятелей работать вместе, сплоченно во имя общего дела. Нередко выступают на первый план личные интересы и порождаются недоразумения, раскол и часть полезных деятелей покидает дело. Это наблюдается и в обществах трезвости и в попечительствах. Вот корреспонденция из Киевской губернии: «Отмечается необходимость урегулировать отношения между участковыми попечителями и членами-соревнователями, для устранения происходящих иногда недоразумений на личной почве. Трудно, конечно, рассчитывать, чтобы та или другая официальная регламентация уничтожила возможность таких пререканий между различными категориями деятелей, связанных исключительно своею доброю волею. Наше общество еще недостаточно культурно, чтобы сознательно подчинять личные отношения известному принципу».
Последний тяжелый тормоз: ничтожное участие русской интеллигентной женщины в борьбе за спасение своих сестер и братьев. А между тем ее работа вознаградилась бы сторицей, и никто не в состоянии ее заменить ни у домашнего очага, ни на общественном поприще.
И вот с одной стороны, сколько незаметно для близких гибнет женщин от алкоголя, не встречая дружеской руки помощи от женщины! С другой стороны, та же женщина первая страдает и вынуждена бывает силой обстоятельств выходить на неравный бой с врагом, нашедшим свою жертву в лице мужа и ее детей. Сколько проклятий, сколько изуродованных жизней! Да, с нетерпением движение трезвости ждет горячего участия русской женщины.
Итак, мы в настоящее время являемся счастливыми свидетелями отрадного факта в истории России: народилась трезвость, а с ней пробудилась и окрепла давно лелеемая мечта о подъеме нравственных и умственных сил нашего доброго народа.
Выводы:
- Российская интеллигенция сумела разбудить всю мыслящую Россию. Это способствовало просвещению идеями трезвости широких народных масс;
- Впервые в России сельским обществам было предоставлено право 14 мая 1885 года самостоятельно решать вопрос о существовании питейных заведений в районе их проживания (право местного запрета). Это и явилось толчком ко второму Отечественному трезвенному движению, которое выразилось в массовом закрытии кабаков.
- Быстрое отрезвление Руси было прервано введением царской винной монополии в 1895 году;
- Появились общества трезвости: к 1900 году в 32 губерниях и 91 уезде действовало около 200 обществ трезвости;
- Появились десятки печатных изданий по трезвости: газеты, журналы, учебники трезвости;
- Появилось понимание, что отрезвление надо начинать с молодежи, со школы – здесь лежит центр антиалкогольного движения;
- Не понимание культурного значения для России антиалкогольного движения у общества, взгляд на трезвенников как на фанатиков, ничтожное участие русской интеллигентной женщины в борьбе за своих сестер и братьев тормозило движение;
- Даже при наличии серьезных социальных проблем в обществе ограничительные мероприятия, как право местного запрета, на фоне пропаганды трезвости силами общественности является эффективным способом отрезвления народных масс.
- Лишь при условии существования дружных усилий правительства с активной частью общества при наличии сознательного отношения к трезвости среди населения могут установить в стране победу трезвости;
- Второе трезвенное движение, введением водочной монополии в 1895 году было прервано, но оно не погибло. Народившаяся трезвость в России как идея, а вместе с ней пробудившаяся и окрепшая мечта о подъеме нравственных и умственных сил нашего многострадального народа несмотря на трудности лишь вызревала и подготовляла час торжества в начале XX века в России.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.