Побудка к жизни
Научный термин «инстинкт» с латыни переводится как «побуждение», «наитие». В.И. Даль, вставляя это нерусское слово в свой словарь живого великорусского языка, замечал, что слово «инстинкт до того дурно, что нельзя не пожелать замены его побудкою». И когда мы сегодня видим, как сгорает русский народ на спиртовом огне, невольно приходит на ум, что нация напрочь утратила инстинкт самосохранения, потеряв побудку к жизни.
Полтора века назад инстинкт самосохранения народа сработал, несмотря на то, что алкогольный раздражитель в те годы по нынешним меркам можно назвать трезвостью: дети, подростки до двадцати одного года и женщины не пили вообще, а мужчины за год выпивали не больше двух-трёх литров спиртного в год.
И тем не менее в 1859 году разразилась самая настоящая антиалкогольная битва горожан и крестьян (в ту пору ещё крепостных) против 146 откупщиков – именно стольким людям в империи разрешалось, как бы сейчас сказали, контролировать денежные потоки от производства и продажи алкогольных изделий.
О той войне умалчивают учебники, хотя её баталии шли на территории 17 губерний, от Ковенской на западе до Саратовской на востоке. Ещё одна её особенность: выступления народа никто не организовывал, полководцев она не выдвинула, людьми управляла стихия, та самая побудка, которая подсказала: так жить нельзя, надо сражаться!
Что же представляла из себя откупная система? Если одним словом, то – кабалу: каждый селянин или горожанин приписывался к определённому кабаку, и если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи оказывалась недостаточной, то недобранные деньги взимали с окрестных дворов. Того же, кто не хотел или не мог вернуть «долг», секли кнутом, в назидание другим.
Аппетиты откупщиков росли, росли и цены. В 1858 году ведро сивухи вместо прежних трёх рублей стали продавать по десять (в то время червонец – месячная зарплата рабочего). В конце концов крестьяне объявили бойкот торговцам и не столько из-за жадности, а из принципа: видя, как один за другим односельчане пополняют ряды пьяниц, которым уже не до работы («пьющий человек ни на что не годен», – замечал А.С. Пушкин). Сельские сходы решали – в нашем селе никто не пьёт.
Противная сторона приняла вызов и сбавила цены. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Тогда шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, стали предлагать вино… бесплатно. Тщетно! «Не пьём!» – этот лозунг мгновенно распространился по всей России. К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, нарушавших зарок штрафовали или подвергали телесному наказанию по приговору народного суда. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость своих прихожан и священники, что не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
В марте 1859 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения, суть их сводилась к запрету… трезвости! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
Власти уповали на законопослушность людей, на авторитет государства. А получили – бунт! По России прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне волнения докатились и до Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах.
Особенный размах погромы приобрели в Вольске («Вольск-городок – Петербурга уголок», – так пословица отметила ухоженность поселения, изобиловавшего архитектурными шедеврами). 24 июля трёхтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды (солдат в отставке) и воинов 17-й артиллерийской бригады, не смогли утихомирить толпу. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключённых.
Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила на основании лишь голословных показаний кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых, якобы расхищавших вино (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю). Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги под шумок расхищали сами служащие питейных заведений, а пропажу списывали на восставших.
С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы и кабаки были восстановлены. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осуждённых борцов за трезвость: Л. Маслов и С. Хламов (крестьяне села Сосновка), М. Костюнин (с. Терса), П. Вертегов, А. Володин, М. Володин, В. Сухов (с. Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было, «лишив всех прав состояния, а нижних чинов – медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 1000 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».
Всего же по России в тюрьмы и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения».
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.