М.Бехтерев. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки
Неизвестный фотограф. Портрет профессора психиатра В.М.Бехтерева. Конец XIX – начало XX в. Фотография ГМИ СПб.
БЕХТЕРЕВ, Владимир Михайлович (род. в 1857 г.), заслуж. профес. и академик Имп. в. -мед. ак-мии, директор акад. клиники душев. и нерв. болезней, президент Психо-неврологич. института, профес. Женскаго Медиц. института, совещат. член Медиц. совета и В. -Санит. Учен. ком-та, выдающийся невропатолог и психиатр, стяжавший себе европ. известность многочисленными (свыше 400) учен, трудами в области невропатологии, психиатрии, психологии и лечебнаго применения гипноза; инициатор создания Психо-неврологич. института; видный деятель в области культурнаго объединения славян, представи¬тель русских учен. учреждений на культурных славянск. съездах в Праге и Софии (1910 г.), инициатор организации славянск, научн. комитетов. Еще будучи студентом ак-мии, Б. в 1877 г. отправился в Дунайскую армию и работал на перевязоч. пунктах при переправе через Дунай, в боях при Порадиме и под Плевной. В последнее 15-летие много потрудился для в. -санитар. дела, в качестве профессора В. -Мед. ак-мии, устроив лучшую в Европе клинику нервных болезней, в качестве члена В. -Санит. уч. ком-та, — участвуя в разработки проектов: ]) пенсионных положений для военнослужащих, 2) устройства и оборудования психиатрических отделений при в. -лечебных заведениях мирнаго и воен. вре¬мени, 3) эвакуации душевнобольных воинск. чинов с театра военных действий и т. д.
Военная энциклопедия, т.4, типография т-ва И.Д.Сытина, СПб, с. 526
V. О средствах взаимоотношения отдельных членов в социальных группах.
Наиболее важным и наиболее удобным способом общения или обмена мнений в человеческом обществе, без сомнения, является речь в широком смысле слова, т. е. устное и печатное или писаное слово.
Бесспорно, что устная речь, дающая возможность личного обмена мнений, сопутствуемого к тому же таким могущественным возбудителем эмоций, как жесты и выразительные движения, является наиболее важным средством психического общения между людьми. Но её влияние сильно ограничивается известными пространственными условиями. Тем не менее, устная речь в известных случаях может быть связующим звеном не только при личном общении отдельных единиц данной большой группы, но и при общении друг с другом отдельных общественных групп, так как, благодаря посредникам, послам или делегатам с помощью устной речи может устанавливаться общение даже между пространственно разъединенными группами лиц.
Этот способ посредственного устногообщения бывший в обычае в старину, применяемый, впрочем, в известных случаях и ныне (напр., при посылке представителей одной группы к другой), в значительной мере уступает место в отношении своей практичности писаному или печатному слову, которое, правда, лишено таких важных сопровождающих элементов, как жесты и выразительныетелодвижения, но которое, имея возможность вызывать их в читателе, обладает удобствами передачи на громадные расстояния.
Но не одно слово может служить посредником для объединения социальных групп. Выразительные телодвижения и жесты, несомненно, в этом отношении имеют немаловажное значение. Действуя непосредственно на невро-психику и возбуждая подражание, язык жестов в смысле общения иногдаоказывается даже сильнее самого слова, как это можно видеть, например, в возбужденной толпе.
Несомненно также, что имеются формы объединения социальных групп, где средством объединения является не столько слово, сколько действие, возбуждающее аффективное состояние, как это мы имеем, например, в публике, созерцающей театральное зрелище. Аналогичное явление мы имеем в молитвенных местах, а иногда и в толпе, где действие нередко является стимулом для подражания.
Равным образом, и в профессиональных группах объединяющим условием до известной степени является однородная деятельность большинства членов одной и той же группы.
Итак, устное и печатное или писаное слово,мимика и жесты и, наконец, действие, возбуждающее подражанию, — вот те способы пли средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах.
VI. Факторы, управляющие совокупной деятельностью многих лиц.
Если нервно-психическая деятельность массы лиц обнаруживает особенности, отличающие ее от нервно-психической деятельности отдельных лиц то, без сомнения, должны быть и особые факторы, обусловливающие эти особенности.
Некоторые, как мы видели, держались гипотезы о существовании особой социальной или народной души, как бы отдельной от индивидуальной души (Steinthal, Lazarus); но бездоказательность этой гипотезы не привлекает к ней уже приверженцев.
Другие, и в числе их должно прежде всего упомянут о В. Вундт, склонны думать, как мы видели выше, что социальные продукты нервно-психической деятельности суть собственно продукты индивидуальной нервно-психической деятельности отдельных лиц, признаваемой другими адекватною их собственной. Такое толкование социальных проявлений нервно-психической деятельности отвечает в известных случаях внешней их стороне, так как нередко индивидуальная нервно-психическая деятельность является выразителем нервно-психической деятельности массы лиц, объединенных во имя той или другой цели. Но оно не объясняет самого явления по существу, а потому и не может быть признано заслуживающим большого внимания.
Мы видели также, yа каком основании не приемлема гипотеза об единстве сознаний, пытавшаяся объяснить нам совокупную деятельность массы лиц, образующих то или другое собрание.
В последнее время некоторыми из авторов[i] выдвигается еще гипотеза о том, что в бессознательной психической деятельности, олицетворяющей будто бы опыт предшествующих генераций, все индивиды одинаковы, различие же между ними обнаруживаются лишь в сознательной области. Это положение, конечно, помогло бы уяснить нам общность действий и массы лиц в известных случаях. Но дело в том, что наследственный опыт бесчисленного ряда предшествующих генераций обнаруживается, собственно, в простых рефлексах, но ничуть не в тех „бессознательных" процессах, которые, как и сознательные, относятся собственно к нервно-психической деятельности, предполагающий прошлый индивидуальный опыт. Отсюда ясно, что, как ни заманчива эта гипотеза, она не может быть полезной при объяснении общности нервно-психической деятельности массы лиц.
По нашему мнению, объединяющими факторами нервно-психической деятельности отдельных лиц в общественных группах являются следующее: непосредственное психическое влияние, обусловливающее подражание, затем — словесное внушение и убеждение, основанное на усвоении.
Подражание есть основа общественности, что было выдвинуто еще в работе Таrde,а. Уже при изучении речи, этого первого и основного орудия общественности, подражание играет особенно важную роль. Равным образом и воспитание основано в значительной мере на подражании. Путём того же подражания человек перенимает в значительной мере и все общественные условности и обычаи. Лишь благодаря подражанию человек становится общественным лицом в настоящем смысле слова.
С другой стороны, кроме непосредственного подражания должно иметь в виду и внушаемость, т. е. склонность непосредственно подчиняться словесному влиянию. Дело идет здесь о взаимном влиянии путем слова одних лиц на других и о той форме внушения, которую можно бы назвать общественным внушением. Уже в школе во время обучения мы встречаемся с внушениемна каждом шагу. С другой стороны, когда человек вступает в ту или другую группу лиц, в тот или другой кружок, он получает тотчас же со всех сторон внушения касающиеся внешних условий общежития, обычаев, традиций, и невольно им подчиняется.
Процесс убеждения,приводящий к усвоению, также действует в массах людей, как и у отдельных лиц. Когда вождь толпы разъясняет, последней то или другое событие, это не значит, что он действует исключительно путем внушения. Известную долю в этом случае почти всегда занимает и убеждение, которое, таким образом, является также не несущественным фактором объединения нервно-психической деятельности массы лиц. В смысле значения убеждения, как объединяющего фактора, имеет особую важность тот факт, что в школах все учатся одному и тому же и усваивают одни и те же вещи, что естественно приводит к известной нивелировке различных представителей данного сообщества.
Собственно, везде, и всюду в общественных группах объединение членов достигается с помощью упомянутых трёх факторов, основанных на подражательности, внушаемости и усвоении.Но внешними импульсами к объединению служат более всего классовые и профессиональные условия, втягивающие личность в свой круг жизненных привычек и обычаев. Эти условия, собственно, и являются определителями многих внешних особенностей той или другой личности, обусловленных принадлежностью её к определенной группе лиц или к известному классу общества.
В каждой общественной группе имеются свои условности и обычаи и свои традиции, которые обыкновенно каждым новым членом и перенимаются более или менее быстро, благодаря вышеуказанным факторам, действующим часто совершенно незаметно для отдельных лиц; однако, достаточно человеку по каким-либо обстоятельствам выйти из одной группы и перейти в другую, чтобы он тотчас же почувствовал, в какой мере в нем вкоренились условности и обычаи прежней группы, и что нужно опять известное время, чтобы приспособиться к новым условиям той группы, в которую он вступает.
VII. Взаимоотношение личности и общества.
Развитие личности, как социальной особи, коренится в тех особых условиях, которые складываются вокруг неё при её рождении, вследствие неодинаковой с другими наследственности и обусловленного этим различия в темпераменте и в развитии и характере наклонностей, а это обусловливает различные способности в приобретении навыков, что в свою очередь, в связи с внешними условиями, окружающими личность, приводит к различному её положению в обществе. Самая обстановка со дня рождения представляется неодинаковой для различных личностей, откуда возникает большое разнообразие во внутреннем богатстве каждой личности, состоящем в приобретении навыков и обеспечивающем различные условия её существования.
Надо к этому прибавить, что различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности. Поэтому, внутренний облик личности определяется в значительной мере обществом, его интересами, обычаями и другими общественными установлениями. Иначе говоря, личность есть в значительной мере продукт самого общества, представляющего собою миллионы подобных же единиц в ряде сменяющих друг друга поколений.
Благодаря совокупности всех условий, неодинаковых для различных личностей, и происходит обособление одной личности, как социальной особи, от других.
Само собой разумеется, что огромную роль в этом отношении должны играть профессия и занятия, которые естественно отражаются на общем развитии нервно-психической сферы каждой личности. В особенности здесь должно быть принято во внимание разделение труда, иногда чрезвычайно мелочное, которое не может не оказывать огромного влияния на развитие нервно-психической деятельности отдельных личностей. Точно так же и различные условия материального благосостояния должны известным образом отражаться на нервно-психологическом складе отдельных личностей.
Таким образом ясно, что общественные условия оказывают самое существенное влияние на развитие личности и закрепляют, и поддерживают в ней те или иные особенности, благодаря своеобразным свойствам той или другой профессии или различных условий существования.
Равным образом, и условия местности и климата своими внешними влияниями не могут не отражаться известным образом на развитии личности. В связи с этим и состояние физического здоровья, перенесенные болезни и другие органические условия, влияющие на живость нервно-психических актов, должны быть также приняты во внимание при оценке развития личности.
При всем том, хотя каждая личность является чем-то обособленным от всех других личностей и характеризуется своим комплексом навыков, хотя она и живет как особь, обнаруживая себя различным образом, сообразно своему кругозору, образованию, общественному положению и т.п. ...
[i] Vierkandt. Naturvolker n. Kulturvolker. – Lamprecht. Moderne Geschichtwissenschaft, и др.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.