Е. М. ИРОШНИКОВА. ДЕКРЕТ ЛЕНИНСКОГО СОВНАРКОМА ПРОТИВ АЛКОГОЛИЗМА

7 апреля 2014 года

Е. М. ИРОШНИКОВА

ДЕКРЕТ ЛЕНИНСКОГО СОВНАРКОМА ПРОТИВ АЛКОГОЛИЗМА

Вопросам борьбы с алкоголизмом в советском обществе посвящена довольно обширная научная и научно-популярная литература. В последние годы по различным аспектам этой тематики опубликован ряд работ медиков, юристов, социо­логов.[i] Однако специальных работ историков по данной проблеме почти нет.[ii]

Между тем основные задачи советских государственных учреждений и общественных организаций в борьбе с пьян­ством и алкоголизмом были определены вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции в первые годы пролетарской власти, когда проходило становление Со­ветского государства. Во второй Программе Коммунистиче­ской партии — программе построения социализма в нашей стране, принятой VIII съездом РКП(б) в 1919 г., среди бли­жайших задач в области охраны народного здоровья, указывалась и борьба с алкоголизмом.[iii]

В январе 1919 г., выступая на II Всероссийском съезде профсоюзов, В. И. Ленин говорил: «Рабочий никогда не был отделен от старого общества китайской стеной. И у него сохранилось много традиционной психологии капиталистиче­ского общества. Рабочие строят новое общество, не превра­тившись в новых людей, которые чисты от грязи старого мира, а стоя по колени еще в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать не­медленно».[iv]  Одним из проявлений этой «традиционной пси­хологии» и было пьянство.

С самого начала Советская власть повела решительную борьбу с пьянством и самогоноварением, поставила задачу оградить население от преступных посягательств со стороны разного рода хулиганов, пьяниц и других преступных эле­ментов.[v]

В период империалистической интервенции и гражданской войны, когда интересы обороны социалистического отечества требовали полного напряжения всех сил трудящихся Рос­сии, пьянство и самогоноварение стали особенно нетерпимы. В условиях резкого обострения в стране продовольственного положения для пресечения переработки хлеба на самогон в мае 1918 г. был принят декрет ВЦИК и СНК о чрезвычай­ных полномочиях народного комиссара по продовольствию.[vi]

Декрет предусматривал уголовную ответственность за са­могоноварение в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества, изгнания навсегда из сель­ской общины и принудительных общественных работ. Самогоноварение было отнесено к наиболее опасным нару­шениям социалистической законности.

В 1918 г. органы советской милиции раскрыли 1521 тай­ный очаг самогоноварения. Однако рабоче-крестьянская ми­лиция, на которую была возложена борьба с самогоноваре­нием, могла ее вести активно только первые 2,5 месяца 1918г. Как известно, уже в марте 1918 г. началась военная интервенция империалистических держав против Советской России. Это обстоятельство существенным образом сказалось на всей деятельности советской милиции и на борьбе с пьян­ством и самогоноварением, так как главной задачей органов милиции. стало посильное участие в борьбе с внутренней контрреволюцией. Между тем продолжавшееся и в военных условиях тайное производство спиртных напитков грозило принять опасные размеры. Необходимо было срочно принять меры для борьбы с ним.

Именно этому вопросу и был посвящен проект «Каратель­ных правил для борьбы с тайным винокурением и корчем­ством вином», предложенный Народным комиссариатом фи­нансов.[vii]  Проект был составлен на основе рекомендаций, вы­сказанных на межведомственном совещании 23 июля 1919 г., в котором приняли участие представители от народных ко­миссариатов внутренних дел, юстиции, земледелия, торговли, финансов и других ведомств.[viii] На совещании были выска­заны предложения о необходимости более широкого привле­чения трудящихся к антиалкогольной борьбе, а также о воз­ложении общего руководства ею на специальный государст­венный орган.

Этот проект и лег в основу постановления Совета Народ­ных Комиссаров о запрещении в РСФСР без разрешения про­изводства и продажи спиртных напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ от 19 декабря 1919г.[ix]

В современной литературе это постановление нередко на­зывают «сухим законом», но в прямом смысле слова этот декрет Совнаркома таковым не являлся, так как он в полной мере не запрещал потребление спиртных напитков. В соот­ветствии с пунктом 1-м постановления в РСФСР повсеместно воспрещалось «изготовление без разрешения спирта, креп­ких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержа­щих веществ, из каких бы припасов или материалов, какими бы способами, какой бы крепости и в каком бы количестве спиртовые напитки и вещества ни были приготовлены».[x]Пунктом 2-м запрещалась продажа спиртовых напитков и спиртосодержащих веществ. Согласно 3-му пункту декрета крепкими признавались напитки, в которых содержание вин­ного спирта превышало полтора процента (градуса) по Траллесу. Для виноградных вин допускалась крепость не выше 12°. В пункте 4-м постановления разъяснялось, что напитки с меньшим содержанием винного спирта, а также кумыс и кефир не считаются крепкими и допускаются, при отсутст­вии в них одуряющих или вредных для здоровья примесей, к свободной продаже. Здесь же уточнялось, что применение хмеля при изготовлении крепких напитков не воспрещается. Пункты 6-й и 7-й декрета устанавливали порядок производ­ства и условия продажи спирта, крепких напитков и не от­носящихся к ним спиртосодержащих веществ.

Текст постановления, насчитывавшего 16 пунктов, вклю­чал также статьи (№ 8—11), определявшие меры наказания за нарушение установленного порядка. В частности, за рас­питие незаконно приготовленных и незаконно полученных спиртных налитков, а также за появление в публичном месте в состоянии опьянения виновные в том лица подвергались лишению свободы с принудительными работами на срок не менее одного года.

В заключительных статьях декрета (№ 12—16) был опре­делен порядок проведения следствия и рассмотрения в на­родном суде дел по нарушениям, предусмотренным в преды­дущих статьях декрета.

Постановление СНК от 19 декабря 1919 г. было направ­лено прежде всего на сохранение хлеба, против переработки зерна на самогон, а также обеспечение потребности в спирте предприятий обороны и учреждений здравоохранения моло­дой Советской республики.

Вместе с тем  этот декрет убедительно свидетельствует о последовательной борьбе ленинского Совнаркома  за здоровье народа, против распространения такой социально опас­ной и вредной болезни, как алкоголизм.

Хотя декрет ленинского Совнаркома РСФСР от 19 де­кабря 1919 г. и устанавливал суровую ответственность за производство самогона (лишение свободы на срок не менее 5 лет) и за появление в пьяном виде на улицах и в других общественных местах (лишение свободы на срок не менее 1        года)   практически выполнить тогда эти  пункты декрета было трудно.

Во-первых, довольно быстро движение боевых фронтов на территории Республики не позволяло не только проконт­ролировать, но даже приблизительно представить размеры самогоноварения и пьянства.

Во-вторых, аппарат органов советской милиции, на кото­рый возлагался контроль за исполнением декрета, выполнял в этот период в первую очередь военную функцию по обо­роне страны, а также по борьбе с контрреволюцией и банди­тизмом. Поэтому можно вполне определенно полагать, что в годы гражданской войны этот декрет осуществлялся не­достаточно последовательно и повсеместно.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть важное значение декрета СНК РСФСР от 19 декабря 1919 г., нанесшего серь­езный удар по преступным элементам. Большое количество хлеба, который они хотели превратить в самогон, было пере­дано населению страны. Среди широких масс трудящихся росло понимание того, что алкоголизм является большим со­циальным злом.[xi]

Опыт Советской власти в борьбе с алкоголизмом в первые годы ее существования сохраняет свою ценность и в наши дни.



[i] См., например: Лотова Е. М., Павлучкова А. В. К истории создания  и  деятельности   Всесоюзного   общества  борьбы  с  алкоголизмом  // Сов. здравоохранение.  1972. № 2;  Они же. Опыт антиалкогольного вос­-
питания в школе в 20—30-х годах // Сов. здравоохранение. 1976. № 9; Павлучкова А. В. Из истории борьбы с пьянством // Фельдшер и аку­шерка. 1975. № 4; Пархоменко А. Т. Государственно-правовые мероприятия в борьбе с пьянством в первые годы Советской власти // Сов. гос-во и право.  1984. № 4; Малеин Н.  С., Малеина М. Н. Закон и охрана здоровья граждан. М., 1986; Найденов В. В. Правовые средства борьбы с пьянством и алкоголизмом. М., 1986.

[ii] К.анн  П. Я.   Борьба  рабочих   Петрограда   с  пьяными   погромами ноябрь—декабрь 1917 г. // История СССР. 1962. № 3; Коржихина Т. П. Борьба с алкоголизмом в 1920-е — начале 1930-х годов // Вопросы исто-­
рии.   1985,. № 9;   Шевердин С,  Н.  Из  опыта  борьбы  против  пьянства и алкоголизма // Вопросы истории КПСС. 1985.№ 9.

[iii] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. М., 1983. Т. 2. С. 92.

[iv] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 449.

[v] См., например: Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 16-17, 51

[vi] Там же. М., 1959. Т. 2. С. 261.

[vii] Пархоменко А. Г.  Государственно-правовые  мероприятия в  борьбе с пьянством в первые годы Советской власти // Сов. гос-во  и,право.1984. № 4. С. 114

[viii] Там же. С. 114.

[ix] Декреты Советской власти. М., 1974. Т. 7. С. 34—38.

[x] Там же. С. 34

[xi] Подробнее см.: Коржихина Т.П. Указ. Соч. С. 20-32