Матрица Трезвости 2014. Сто лет спустя
Общественным движением «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» разработана Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». Программа представлена общественности в 2009 году, и с тех пор нами реализуются отдельные пункты программы. Реализация программы в целом возможна лишь при широкой поддержке общественности и принятии её к исполнению на государственном уровне действующими органами власти.
Установленные цели программы достигаются за 3 года после официального её принятия и начала реализации государством. Итак, на отрезвление России необходимо 3 года, это нам известно. Но неизвестно, сколько времени нам нужно для того, чтобы программа всё-таки была принята на государственном уровне и стала проводиться в жизнь самим государством. С момента публикации программы и до настоящего времени уже прошло 3 года, сколько же времени нужно ещё для её официального принятия? Кто, когда и как должен это сделать?
В поисках ответа на эти вопросы первое, что приходит в голову – оглянуться назад, на исторический опыт и посмотреть, было ли в истории человечества, и нашей страны в частности, что-нибудь подобное, и если это уже было, то воспользоваться этим положительным опытом, а также учесть ошибки прошлого. И, оглядываясь в прошлое, можно утвердительно сказать: «Да, такой опыт есть!»
События, которые нас интересуют, происходили 100 лет назад в России и являлись следствием активной работы трезвого движения второй половины 19 века и начала века 20-го. В то время трезвое движение имело широкое распространение не только в России, но и во всём мире. К началу1911 г. в 9 странах Европы, в России и США в трезвом движении участвовало более 3,7 млн. человек. Общества Трезвости и отдельные участники имелись также в Австралии, Канаде, Южной Африке, Индии и ряде других английских, германских, французских колоний в Африке, Азии, Америке. Это было одно из наиболее многочисленных и влиятельных международных движений. Всё это привело к искомому нами событию в России – в 1914 году в начале Первой мировой войны был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольных изделий на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г. в соответствии с заранее обусловленной (в мае того же года) нормой на время мобилизации, а в конце августа продлена на всё время войны. Крепкие алкогольные разведения продавали только в ресторанах. И хотя в ответ на указ появились многочисленные способы обхода закона, среднее потребление алкоголя на 1 человека снизилось более чем в десять раз, и только в 1960-х годах достигло уровня 1913 г. Факторами, подтолкнувшими верховную власть отказаться от питейного дохода, являлись законопроекты, письма, речи части депутатов Государственной Думы, отчеты некоторых губернаторов, постановления органов местного самоуправления, статьи в печати и записки частных лиц.
Рассмотрим кратко хронологию основных событий, приведших Россию к относительной Трезвости в 1914 году.
Первое неофициальное общество Трезвости в России возникло в 1840 году около Одессы.
Вообще сельскому населению принадлежит в России инициатива организации обществ Трезвости, которая относится ещё к периоду откупов и была вызвана, главным образом, дороговизной и недоброкачественностью вина. В 1858 году трезвое движение охватило всю Ковенскую и часть Виленской губерний. Через год к этому движению присоединилась и вся Гроднёнская губерния, в которой стали появляться первые неофициальные «братства трезвости». Одновременно с этим возникли общества Трезвости и среди крестьян Саратовской, Владимирской, Пензенской, Тульской, Тверской, Екатеринославской и других губерний.
Впервые в России общество Трезвости официально зарегистрировано в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии.
Одним из первых ученических обществ было Татевское общество Трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833—1902).
С 1885 года в России вводится система местных запретов. Жители деревень, поселков и городов могли собрать сход жителей и запретить торговлю алкоголем на своей территории. Это дало мощный толчок в развитии трезвого движения.
В результате дружеского общения Л.Н. Толстого с доктором биологических наук, директором сельской школы С.А. Рачинским, врачом из Читы П.С. Алексеевым, побывавшим в Америке, Канаде, Китае и Японии, и познакомившимся там с трезвым движением, врачом из Одессы О.О. Португаловым, он приходит к выводу о необходимости коллективного антиалкогольного воздействия на сознание людей. Поэтому в конце 1887 года по инициативе Л.Н. Толстого в Москве было организовано общество Трезвости под названием «Согласие против пьянства».
В 1900 году в России действовало 15 городских, около 140 сельских церковно-приходских и около 10 фабричных и заводских обществ Трезвости. Кроме этого существовали 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских обществ Трезвости. После некоторого застоя в организации обществ в 1905—1907 гг. число их членов начало постепенно увеличиваться, к 1913 году насчитывалось уже около 1800 обществ с общим числом членов более полумиллиона.
Работа по утверждению Трезвости велась не только обществами Трезвости «внизу», на местах, но и деятелями Трезвости «наверху», в представительных органах власти. Особая заслуга в том, что алкогольный вопрос начал гласно обсуждаться и решаться на общероссийском уровне, принадлежит Михаилу Дмитриевичу Челышёву (1866—1915). В избирательной компании в III Государственную Думу Челышёв участвовал как трезвенник, член партии октябристов. Был избран депутатом по общему списку избирателей от Самарской губернии. В ноябре и декабре1907 г., выступая на первой сессии Думы, он впервые в её истории ярко и убедительно показал те разрушительные последствия, которые приносит употребление алкоголя, призвал к решительным мерам по утверждению Трезвости, как необходимого условия здорового развития русского народа и существования Российского государства. По инициативе Челышёва в Думу за подписью 31 её члена было внесено законодательное предложение, предусматривавшее важные противоалкогольные меры. Для его рассмотрения 11 декабря1907 г. была избрана «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» Государственной Думы. В неё входило 22 человека, председателем был избран член думской фракции правых епископ Гомельский Митрофан (1868—1919). Его заместителем и главным «движителем» Комиссии стал Михаил Дмитриевич Челышёв. Комиссия вела работу гласно, в тесной связи с народным трезвым движением и избирателями. Издавались отдельные думские речи М.Д. Челышёва и епископа Митрофана, сборники речей Челышёва были изданы в1908 г. в Самаре и Петербурге, а также в1912 г. в Петербурге. Из многих тысяч писем и обращений с мест в Комиссию и лично ему Челышёв отобрал около 150 и издал их в1911 г. отдельной книгой под говорящим названием: «Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством».
4 апреля 1908 г. внепартийная думская группа в составе 192 депутатов внесла в Думу законопроект о закрытии питейных заведений в сельской местности, т. к. пьянство «поражает главным образом сельское население». Законопроект, переданный III Думой в1911 г. в соответствующую комиссию Госсовета, рассматривался там чрезвычайно долго (до1914 г.) и затем, поступив оттуда в IV Думу, так и не был утверждён, тем более что начавшаяся Первая мировая война существенно изменила политику царского правительства в алкогольном вопросе.
7 декабря 1908 года в Москве открылась первая передвижная выставка по вопросам алкоголизма.
Важным событием в истории русского государства был первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, проводимый по инициативе комиссии по вопросу об алкоголизме. Он состоялся в Петербурге с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года. В его работе, согласно опубликованным протоколам, приняло участие 453 человека, из которых 6% — учителя. Большинство участников съезда представляло либеральную интеллигенцию — врачей, университетских профессоров, юристов, учителей и экономистов. Съезд был строго ограничен обязательным условием, предъявляемым ко всем общественным собраниям, — оставаться «вне всяких политических взглядов». Гостями съезда были учёные и представители общественности из Чехии, Германии и Финляндии. При обсуждении резолюции съезда о значении школы в борьбе с алкоголизмом представители духовенства отметили отсутствие важного для них положения — «религиозно-нравственное воспитание через школу». По предложению рабочих-делегатов эта фраза была вычеркнута из резолюции. Требование представителей церкви восстановить первоначальный текст было отвергнуто большинством присутствующих. Оскорблённое духовенство, сделав соответствующее заявление, в полном составе покинуло съезд. Однако внимание общественности к деятельности съезда было так велико, что им пришлось вернуться под предлогом того, что «религиозные основания трезвости не были отвергнуты», хотя по существу именно это и произошло.
Второй Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством проходил с 6 по 12 августа 1912 года в Москве. В его работе приняло участие 469 человек, из которых 3,8% — учителя. Более 61% делегатов составляли духовенство.
Особое значение для пропаганды идей Трезвости после запрещения проведения в России антиалкогольных съездов имели медицинские и педагогические съезды.
С 1910—1911 гг. заметную постоянную противоалкогольную работу среди учащихся и учителей начальных и средних учебных заведений вели московские и петербургские общества Трезвости, располагавшие необходимыми для этого образованными людьми. Прежде всего, они стремились дать знания учителям, справедливо полагая, что прочную работу среди детей и подростков способны наладить те, кто постоянно работает в школе.
В ноябре 1911 года Московская городская дума обратилась с просьбой к кружку деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом разработать программу по антиалкоголизму для пастырских курсов, для церковно-приходских двухклассных школ и для воспитанниц старших классов женской учительской семинарии. Такая программа была подготовлена и разослана в учебные заведения.
В 1911 г. в Петербурге группой трезвенников в количестве 34-х человек, в основном высокооплачиваемых работников умственного труда, имевших православно-охранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Руководство Союза сумело заручиться поддержкой некоторых высших представителей правящего класса России, что во многом обеспечивало успех намечаемых мероприятий и изыскание необходимых денежных средств. Союз принял официальное покровительство двоюродного дяди царя великого князя Константина Константиновича, являвшегося президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и генерал-инспектором военно-учебных заведений.
Стараниями академика В.М.Бехтерева 6 мая 1912 года при Психоневрологическом институте открылся Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма (Противоалкогольный институт), явившийся первым не только в России, но и в Европе учреждением, предназначенным для того, чтобы «сконцентрировать изучение всех видов борьбы с алкоголизмом».
В 1913 году выходит в свет широко известный, в том числе и в наше время, «Учебник Трезвости», составленный доктором медицины Мендельсоном.
Также в России были проведены Всероссийские праздники Трезвости, первый 27 апреля 1913 г., второй 7-8 апреля 1914 г.
Против алкогольной политики царского правительства поднялась буквально вся русская интеллигенция. Большевистская фракция в Государственной думе совместно с крестьянскими депутатами добилась обсуждения алкогольной политики. По инициативе большевиков и крестьянских депутатов были вынесены на рассмотрение Государственной думы и Государственного Совета дебаты о «сухом» законе. Но правящий класс (как и сегодня, — в начале XXI века) оказывал всяческое сопротивление этим дебатам. Это и понятно: многие из членов Государственного Совета являлись владельцами винокуренных заводов.
Немаловажную роль в развитии теории, практики, методики и истории формирования трезвого образа жизни сыграли отечественные антиалкогольные журналы, газеты, листки, вестники, известия, труды, отчёты, а также антиалкогольная литература. Насчитывалось 56 различных изданий! Кроме того в эти годы в стране устраивались выставки, открывались трезвые чайные, клубы-читальни, музеи и т. д.
4 апреля1913 г. Николай II в Царском Селе принял депутацию от православно-церковных обществ Трезвости. Во всеподданнейшем адресе, поднесённом от имени «1800 церковных обществ трезвости», содержалась просьба дать положительную оценку трезвому движению. На адресе Николай написал: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».
10 августа 1913 г. Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (ГУНСиКПП) под давлением Думы и общественности сделало «распоряжение управляющим акцизными сборами, чтобы все приговоры (сельских обществ о закрытии питейных заведений на их территории)... удовлетворялись, не входя в существо приговора и причин, вызвавших составление оных».
С начала1914 г. Николай II, с целью укрепления устойчивости положения в стране перешёл к открытой поддержке крепнущего Трезвого движения и проведению политики по ограничению потребления алкоголя.
30 января 1914 г., на следующий день после отставки противника радикальных мер по борьбе с пьянством, председателя Совета Министров и министра финансов Коковцева, Николай II издал рескрипт на имя нового министра финансов П.Л. Барка, где поручал ему улучшить экономическое положение народа, при этом не боясь финансовых потерь, т. к. доход в казну должен поступать из «неисчерпаемых источников державного благосостояния и производительного труда народа», а не из продажи зелья, разрушающего «духовные и экономические силы» большинства верноподданных.
Теперь уже работа закипела на местах. В губернских акцизных управлениях проводились заседания хозяйственных комитетов, где обсуждались конкретные меры. Управляющие издавали свои циркуляры с конкретными мерами, отправляли копии всем другим управлениям и просили их сделать то же самое, что обеспечило координацию действий в масштабах всей страны.
В феврале-июле 1914 г. правительство утвердило 800 просьб сельских обществ запретить продажу алкоголя на их территории. Это было на 200 обращений больше, чем за весь период с 1895 по 1906 г.
С началом войны продажа крепких алкогольных изделий была полностью запрещена по всей стране, кроме ресторанов I разряда, клубов, собраний и аптек, а в определенном радиусе от призывных участков и железных дорог — всяких, в том числе пива и виноградного вина. Кроме того, запрещались передвижение государственной водки из казенных винных складов в лавки и торговля казенным денатурированным спиртом. Сроком открытия продажи крепких алкогольных изделий Министерством финансов первоначально было намечено 7 августа, затем 16 и 1 сентября. Но 4 августа под председательством Николая II произошло заседание Совета Министров в Москве. «Сообщив нам, — пишет в мемуарах П. Барк, — о многочисленных полученных им просьбах, государь добавил, что он еще утром принял депутацию от крестьян, которая умоляла его не открывать вновь винных лавок и посему он желал бы выслушать мнение Совета Министров насколько такое желание осуществимо. Все присутствующие министры в принципе ответили утвердительно».
С 22 августа 1914 г. продажа спирта, водки и водочных изделий для местного потребления высочайше была прекращена до окончания войны; торговля виноградным вином крепостью свыше 16% и производство пива крепостью более 3,7% также воспрещались.
27 сентября Николай II утвердил положение Совета Министров, которое давало право земским собраниям и городским думам возбуждать ходатайства «о воспрещении (после войны) в пределах подведомственных им местностей и стосаженной полосы от их границ продажи крепких напитков, причем этим положением закона не установлено никаких стеснений или ограничений... в отношении объема их ходатайств». 28 сентября, государь, отвечая на телеграмму почётного председателя Общества Трезвости, великого князя Константина Константиновича, упомянул, что он предрешил запретить навсегда продажу водки.
По всей стране к маю 1916 г. закрылись 96% частных питейных заведений от имевшихся на начало 1914 года.
Народ, в своей основной массе, горячо поддержал идею всеобщей Трезвости, одобрение которой наиболее чётко изложено было в законопроекте крестьянских депутатов «Об утверждении на вечные времена трезвости в России», в преамбуле которого было записано: «Право решения быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая — стала на Руси правдой».
Итак, общий ход отношений трезвого движения и властей выглядел следующим образом: деятели трезвого движения настойчиво искали и находили поддержку у местных, центральных и высших органов исполнительной и законодательной власти. Движение ширилось, становилось всё влиятельнее. Это побудило власти, которые желали приобрести дополнительную опору в лице трезвенников и остального населения, всё более считаться с движением и под его давлением принимать всё более существенные и разносторонние меры.
Если соотнести события столетней давности с настоящим временем, то можно увидеть много общего, вплоть до совпадения дат знаменательных событий. Это обстоятельство и даёт, в общих чертах, ответы на вопросы «кто? когда? и как?» может и должен осуществить эту работу во времени настоящем. Чтобы Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» была официально принята и исполнена на государственном уровне, современному трезвому движению необходимо использовать матрицу событий конца 19 начала 20 века, учитывая ошибки прошлого, а также опыт и знания, накопленные трезвым движением за последние 100 лет. Для этого необходимо запустить в общественное сознание «Матрицу Трезвости 2014» и далее производить информационное обеспечение данной матрицы, используя теорию и практику управления общественными процессами.
Привязка данной матрицы к 2014 году не случайна, а как мы видим из проведённого краткого анализа истории, она приурочена к 100-летнему юбилею рассмотренных нами событий 1914 года, приведших к отрезвлению России.
С момента оглашения «Матрицы Трезвости 2014» до указанной юбилейной даты, ориентировочно 22 августа 2014 года, пройдёт ровно полтора года. Именно такой срок, необходимый для изменения общественного мнения, лежит в обосновании сроков в Программе УСТ в России «Трезвость — воля народа!» .
Данная матрица предназначена, прежде всего, для мобилизации всех трезвых сил России, для преобразования современного разнородного «трезвого брожения», в настоящее мощное Трезвое движение, подобное тому, которое было 100 лет назад. В движение, которое подчинено авторитету общего дела, а не авторитету конкретных лиц и организаций, а посему способное к достижению поставленной 100 лет назад цели – «утверждении на вечные времена Трезвости в России».
Итак, судьба даёт нам исторический шанс, используя «Матрицу Трезвости 2014», мобилизовать все силы Трезвого движения в одном направлении, для решения одной конкретной задачи — официального принятия Программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» .
Прытков А. В.
ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень»
03.02.2013
Послесловие:
- Данный доклад был представлен на 11-ой научно-практической конференции общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» 16 февраля 2013г. в городе Копейске, Челябинской области.
- Для наполнения данной матрицы современным содержанием, учитывающим опыт и ошибки прошлого, юбилейной датой принимаем 10 октября 2014 года. Так как именно 10 октября 2009 года в губернаторской газете «Тюменская область сегодня» была официально опубликована Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!».
Источник публикации: http://trezvayatyumen.ru/novosti/65-matritsa-trezvosti-2014-sto-let-spustya.html.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.