Пьяный вопрос и винная монополия
Григорий Александрович Пирожников
С июля 1904 года на Тобольском Севере введена винная монополия и организованы попечительства о народной трезвости с целью уменьшения пьянства среди туземцев.
Питейная торговля в северных местностях составляла огромный вред, и всегда на нее указывалось исследователями и учеными, а также и в сибирской периодической печати, как на главную причину вырождения туземцев, стоящих как известно на жалком умственном уровне. Но если и культурный человек не всегда способен противостоять соблазну вина, то туземец, совершенно чуждый культуры, и подавно не способен к этому.
Торговля вином везде и в культурных центрах считалась общепризнанным злом, с которым, как с социальным бедствием, велась постоянная борьба просвещенными общественными деятелями.
Пьянство среди туземцев развито главным образом в районах Лумпокольском Сургутского уезда и в Березовском уезде, в Обдорском, Сосьвинско-Ляпинском районах и в подгородных у Березова юртах. В селе Обдорском, где всего имелось сто пятьдесят домов, в начале открытия казенной винной лавки с
1-го июля 1904 года «за первые четыре месяца выручено от продажи вина 60 тысяч рублей. Инородцы совершенно спились, и было несколько случаев смерти от запоя». Так характеризовала одна столичная газета положение на Севере при введении винной монополии. Пьянство происходило в ужасающих размерах потому, что вино отпускалось беспрепятственно одному человеку в каком угодно количестве, туземцы покупали за один раз по несколько ведер и целыми возами увозили в свои юрты. В пьянстве участвовали и женщины, а при гулянке родителей давалось вино как гостинец детям. Вследствие разорения многих семей и поголовного распространения среди хантыйского населения сифилиса от постоянного пьянства и разврата, казенная винная лавка в селе Александровском (Нижне-Лумпокольское) Лумпокольского района закрыта с 1909 года, но и после того пьянство продолжалось.
При установлении с 1910 г. по р. Оби в линии Тюмень-Барнаул срочного движения пассажирских пароходов (рейсировало еженедельно два парохода) на последних производилась продажа из буфетов вина туземцам на всех пристанях при нагрузке дров и во время остановок для погрузки в прибрежных селениях рыбных кладей и других товаров. Также происходило пьянство туземцев, съезжавших для этого к местам остановок пароходов из всех окрестных юрт и живших тут от парохода до парохода. Некоторые после хорошего улова рыбы прямо садились на пароход и разъезжали от одной пристани до другой с той же целью пьянства, теряя дорогое промысловое время.
На пароходах, кроме буфетов, продажей вина занимались тайно содержатели кухонь, водоливы, матросы и другие служащие, совсем уже нагло эксплуатировавшие туземцев, отпуская разбавленное водою вино или просто одну воду, а были и такие продавцы, что, получив деньги, ничего не давали, укрываясь на пароходе.
Призванные для борьбы с пьянством и его корнем — некультурностью туземного населения Попечительства о народной трезвости были бессильны в выполнении в полной мере своих задач вследствие недопустимой урезки ассигнований казенного пособия на насущнейшие культурные нужды.
При введении винной монополии правительство преследовало исключительно фискальные интересы. За период времени с июля 1904 по апрель 1913 года продано населению Сургутского уезда вина на сумму более полмиллиона рублей, между тем Комитету попечительства о народной трезвости этого уезда отпущено было за все это время 16209 рублей а, например, за 1906 год дано пособия всего лишь на 500 рублей, и поэтому Попечительство не имело возможности проявить должным образом свою деятельность.
Сургутским попечительством о народной трезвости организованы были чайные (излюбленное детище попечительств) в г.Сургуте и селах — Тундринском, Юганском, Локосовском, Лумпокольском (Александровском) и Ларьякском.
С января 1905 года во всех шести чайных уезда посетителей было 53604 человек, в том числе туземцев с 1906 по 1912 год посетило 9929 человек (по данным годовой отчетности) и часть их с бесплатным ночлегом во временных помещениях при чайных, открытие которых приурочивалось ко времени обычных съездов туземцев.
При Сургутской чайной устроен был заезжий дом для остановок их с ночлегом, с приспособлением для него находящегося в одном дворе с чайной флигеля, где за очень умеренную плату выдавалась туземцам пища, хлеб и корм для лошадей, сено иногда отпускалось и бесплатно. В 1909 году отпускался бесплатно чай из прибылей по чайной. Но первое время, видя невозможность распития в этом доме водки, как в домах у частных торговцев, туземцы неохотно останавливались в нем, да и приспособленный для сего флигель оказался неудобным для указанной цели, и Комитетом предположена была постройка нового дома. Все-таки за пятилетний период с начала открытия заезжего дома с 1905 года в нем останавливались 1519 человек туземцев. К сожалению, чайные в четырех сельских пунктах с 1907 года были закрыты по распоряжению Губернского Комитета, и с 1905 по 1913 год работали лишь две чайные в Сургуте и селе Тундринском. Затем организованы были в городе и уезде народные чтения, сопровождавшиеся показыванием туманных картин. Таких чтений было с декабря 1904 по 1909 год во всех пунктах 213 при 18971 посетителей, в том числе 2042 туземца, со стороны которых проявился интерес в собеседованиях с ними лекторов на тему об улучшении быта, при помощи переводчиков и показывания картин.
В противовес развившейся эксплуатации туземцев пароходскими виноторговцами, Попечительством о народной трезвости проектировалось открытие плавучей чайно-столовой, то есть устройство баржи, в которой бы находились чайная и столовая, буфет с продажею фруктовой воды, лимонада и других нехмельных напитков, кухня и помещение для продажи туземцам товаров из предметов первой необходимости — сахара, чая, сушки, крупчатки, табака, холста байки, мережи и других рыболовных снарядов и звероловных орудий, сельскохозяйственных и строительных принадлежностей, семян. Баржа эта буксировалась бы по р. Оби и ее притокам, если не пароходом, то катером, с включением в смету 1914 года суммы на это предприятие приблизительно до 20 тысяч рублей. Но Губернским комитетом Попечительства о народной трезвости ходатайство об этом уездного комитета отклонено и поэтому означенный проект остался неосуществленным.
Казенная продажа вина внесла некоторый порядок в торговле, туземец получая очищенную водку, не опаивался дрянной и не отравлялся ее суррогатами в виде настоянной перцем и табаком, покупая без обмана по казенной цене, а также уменьшилось производимое русскими жителями самогонокурение. Но эта торговля однако не уменьшила, а увеличила пьянство, потому что правительство преследовало только цели получения большого торгового барыша и, открывая параллельно с введением монополии якобы для ограничения пьянства Попечительства о народной трезвости, на самом деле совсем не сочувствовало идеям насаждения трезвости, а напротив противодействовало, так как вино отпускалось во всех лавках по несколько ведер в одни руки, так что по прибытии водочного транспорта на место в юрты или кочевья получалось «разливное море» и происходило бесшабашное пьянство среди туземцев. Учитель Ларьякского училища Дмитриев-Садовников в этнографическом очерке «С реки Ваха Сургутского уезда» так описывал о пьянстве туземцев: «Ваховские остяки первых юрт от Оби, где в селе Александрове есть винная лавка, начинают опаиваться поголовно. Воровство, ругань и сифилис, чего не было здесь ранее, теперь обыкновенные явления. Мне приходилось видеть их в самый разгар попойки. Пьяны поголовно, даже подростки-девочки: лица исцарапаны, в синяках; пьяные остячки в мокрых платьях и с пеною на губах лезли целоваться с таковыми же мужиками и, обнявшись, падали на песок; кругом все хрипело, сопело и стонало; раздавалась ругань и пожелания — оборвать голову; у воды на берегу лежала вчера пойманная и теперь разлагавшаяся под лучами солнца рыба.
Мрачная картина, мрачна еще и потому, что всех их ожидает то же самое, если вместо необходимой поддержки для них будут открываться винные лавки.
У нас, близ Ларьякского села, нечасто встречаются подобные явления, но их можно ожидать с минуты на минуту».
Если бы царское правительство имело ввиду действительную помощь туземцам ограничением пьянства и улучшением благосостояния их, кто знает, может быть и на нашем Севере, при винной монополии и культурно-просветительной работе многое бы изменилось.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.