Из истории трезвости в Тобольской губернии
«О! Бедная мать Россия, спившаяся, преступная, хулиганская! Куда ты идешь? Что готовишь своим сынам? — Новые тюрьмы, сумашедшие дома, нищету, разврат? — Остановись!.. Еще не поздно! Ты имеешь в себе мощь великую: веру народную, веру чистую, любовь горячую... Остановись! Укрепись! Поднимись! Отрезвись!»
г. Тобольские ежедневные вести — 1914 №8, с. 161.
Около 1555 г. «царевы кабаки» начали постепенно завоевывать всю страну, и процесс этот шел настолько эффективно, что в конце 17 века в каждом городе располагалось по одному кружечному двору, а в 19 столетии кабаки перешагнули городскую черту и обосновались практически в каждом селе, а местами и в крупных деревнях и как писали современники: кабаков в набожной Росссии стало вдруг больше, чем церквей: в 1859 году их было 87 388, а после 1863 года перевалило за полмиллиона, когда систему откупов заменили акцизной. Более двух веков самодержцы российские не предпринимали никаких мер по ограничению потребления народом алкогольных питей. Власть была озабочена лишь сбором средств от винной монополии, которая являлась одной из главных составляющих царской казны. Об этом написано прекрасно в книге И.Г. Прыжова «История кабаков в России...» в 1858 году. И не случайно отмена крепостного права совпала с борьбой на самом государственном уровне с великим национальным пороком.
Именно вторая половина 19 столетия , более известна как эпоха либеральных реформ, выдвинула перед российским обществом уже давно назревающую алкогольную проблему.
В 80-х годах 19 века по оценке современников десятки тысяч крестьян спивались и раззорялись. Как это происходило в Зауралье великолепно написал Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем романе «Хлеб», вышедшем в 1894 году.
О центральной России тех времен оставил подробное описание ученый, писатель и общественный деятель А.Н. Энгельгардт в книге «Письма из деревни» (1872—1887 г.г.)
Очень большую ценность для понимания представляют работы прогрессивной интеллигенции: поэта Н.А. Некрасова, писателей-гуманистов Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Ф.М. Достоевский в 1873 году писал: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, то есть по теперешнему народное пьянство и народный разврат, стало быть, вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью своей платим за наш величавый бюджет великой российской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод» (ПСС Т 21 Л. 1980 с. 94)
Не случайно решением правительства в 1885 году было принято постановление, предоставляющее крестьянским обществам право по решению сельских сходов закрывать в селах винные лавки и кабаки. Российское общество к тому времени достаточно подготовленное в большинстве своем положительно встретили это нововведение. Запретительные резолюции сельских сходов принимались в каждом втором селе, закрывались и изгонялись многочисленные лавочники и виноторговцы. («Проблемы истории Сибири» Сб. науч. трудов г. Тобольск 2006 г. с. 128).
Этот период современным трезвенникам следует исследовать с особой тщательностью. Именно здесь мы отыщем спасительный рецепт отрезвления нашего многострадального народа. Отсюда надо искать корни жизни народной, именуемые термином «право местного запрета».
«В монархической России не нашлось государственного ума, который понял бы, что деньги добытые с помощью водки, несут гибель и разорение народу, что от распространения пьянства государство страдает самым жестоким образом.
Классовые интересы превыше всего! Буржуа, крепостнику, монарху нужен послушный его воле раб, бессловесная скотина. Отсюда и насаждение кабаков, трактиров. Когда работник глушит себя водкой, ему не до политики… Здесь интересы капиталистов смыкались с интересами помещиков, царского режима. Поэтому пьянство широко насаждалось» (Из плена иллюзий. Федор Углов ж. Роман-газета 1988 (4) с. 15).
После разрешения права сельским сходам закрывать питейные заведения началось стремительное отрезвление Руси. Закрытие торговых точек резко уменьшило доход казны, а пополнять его иными сборами государственные мужи просто не умели. Один из них как-то заметил: «Требование полной трезвости противоречит общепринятому мнению о пользе умеренного потребления горячительных напитков» (Проблемы истории Сибири. Сб. науч. трудов. Тобольск. 2006 г. с. 128).
Дореволюционная история нашего государства, как и других капиталистических стран показывает, что царское правительство, видя несомненное зло алкоголя, принимало паллиативные меры против него и видело в нем источник для пополнения бюджета.
В феврале 1890 года появилось Петербургское общество трезвости. Оно дало толчок к созданию обществ трезвости по стране. В начале 1890-х годов по России было создано более 150 светских обществ. В 1895 году в виде опыта: в Пермской, Уфимской и Оренбургской губерниях была введена монополия государства на торговлю алкоголем. С 1 июля 1902 года в Западной Сибири была введена госмонополия на алкоголь.
В первое десятилетие 20 века пьянство среди народа приобрело такие размеры, что стало угрожать здоровью и благополучию нации. В 1912 г было продано только казенного вина 96 470 222 ведра. В 1906—1907 гг Сибирь выпивала ежегодно водки около 6 млн ведер, а в 1912 г уже более 6,5 млн ведер. С 1906 по середину 1913 г Сибирь пропила почти 400 млн рублей. В Тобольской губернии с 1902 по 1911 гг население истратило на спиртное 80 млн рублей. Назрела острая необходимость «предохранить народное благосостояние, народную нравственность и народное здоровье от растлевающего влияния частной предприимчивости в изготовлении и сбыте спиртных напитков. Нарождавшаяся статистика языком цифр в конце 19 века неопровержимо доказывала порочность и нерентабельность «пьяных» денег. Государственные мужи решили, коль доход от торговли спиртным идет в казначейство, то пусть они финансисты и борются со злом и часть вырученных от продажи спиртного средств пустят на пропаганду трезвого образа жизни. В1894 году при Министерстве финансов были созданы Попечительства о народной трезвости. Утверждением 6 июля 1894 года «Положения о казенной продаже питей и Устава попечительства о народной трезвости регламентировалась деятельность обществ в борьбе с алкогольным злоупотреблением с помощью народных чтений, изданием соответствующих брошюр, открытием читален, чайных и т.п.
13 апреля 1893 года в г. Тобольске (губернском центре) состоялось открытие Тобольского общества трезвости. В кратком очерке о деятельности этого общества, изданном комитетом общества 3 октября 1893 года на 55 страницах есть много интересных сведений. Председателем комитета общества избран П.П. Коктарев, за 5 месяцев в общество принято67 действительных членов и 46 соревнователей (список прилагается). В Приложении имеется Устав, где в § 1 записано: Общество имеет целью противодействовать чрезмерному употреблению спиртных напитков среди населения гор. Тобольска и Тобольской губернии. Имеется список учредителей ТОТ за № 1 Действительный член С-Петербургского общества трезвости, отставной коллежский асессор Павел Петрович Коктаров … за № 20 Тобольский купец Василий Дмитриевич Ткарников.
Члены общества проживали в г.г. Тобольск, Тара, ТюменьЮ Москва, Ишим, Ялуторовск, Ачинск, село Адбажское, Преображенское, Спасское, Муромцево.
Правила Абалакской народной библиотеки (их 10):
Правило 1. Библиотека открыта с целью дать возможность грамотным лицам семейного населения Абалакской волости проводить свободное время за чтением полезных книг и тем самым отвлекать их от употребления спиртных напитков. 2
Интересен список лиц, которым выданы книжки для сбора членских взносов и листы для сбора пожертвований (записано 26 человек). Опись имущества, принадлежащего обществу из 80 наименований:
Общий кассовый счет ТОТ
Приход 4 статьи: Итого 627 руб. 77 ½ коп.
Расход 7 статей: Итого 564 руб. 83 ½ коп.
Общие сведения об оборотах первой чайной ТОТ.
Проект инструкции комиссии по организации народных чтений в г. Тобольске.
Правила об образовании отделов ТОТ.
Интерес представляет письмо из Москвы от проживающего там сибиряка Н.М. Чукмалдина, который первым из иногородних пришел на помощь начинаниям Общества. Письмо это следующего содержания: «Душевно сочувствуя цели Общества, я прошу принять от меня для чайной 20 фунт. Чая, как мое пожертвование, и кроме этого на 10 руб. народных книг, по каталогу Калмыковой, для бесплатной раздачи бедным. Если возможно, покорнейше прошу, записать меня членом Общества. Я лично единичными силами 25 лет вел борьбу с кабаком в дер. Кулаковой, Тюменского округа, и должен признаться, что кабак меня победил. В первые годы я уговаривал крестьян открыть кабак на мое имя, польза от которого поступала обществу. Оказались недовольные и пришлось платить обществу сразу по 100 руб. в год, чтобы не было кабака. Из года в год плата увеличивалась и последние годы равнялась 300 руб. В конце концов, оказалось, что и этого мало, и крестьяне, не спрашивая меня, открыли кабак, взяв с сидельца за открытие кабака ту же сумму, что брали и с меня за неимение кабака, но в придачу получили несколько ведер водки».
«Вот как печально окончилась моя деятельность в этой борьбе с кабаком».
«Желая полного успеха Обществу, я предлагаю ему поручить мне производить для него покупку книг. Все это я сделаю выгодно и своевременно».
Деятельность Тобольского Общества Трезвости осуществлялось через уездные комитеты. Тобольский уездный комитет как учреждение распорядительное выполнял по отношению к уездным комитетам наблюдательные функции. В Тобольске для проведения чтений использовался читальный зал и сцена «для представления коротеньких пьес легкого содержания» при Народной аудитории. Продуманная организация народных чтений с волшебным фонарем привлекало большое количество слушателей. В 1902 году она приняла 1916 посетителей.
Уездный Тобольский комитет попечительства о народной трезвости проводил свою работу в помещении сельскохозяйственной школы. Там, например, в 1902 году его мероприятия посетили 829 слушателей. Из-за многочисленности желающих присутствовать на чтениях, для удобства их проведения, вся губерния была разделена на 11 районов. Чтения чаще устраивались в школах, но из 8 уездных комитетов Тобольской губернии удобными помещениями располагали только школы Курганского и Тюкалинского уездов.
Огромной популярностью пользовалась демонстрация юмористических передвижных картин (их называли «световые» или «туманные картины на утекле») с помощью волшебного фонаря. Заказывали световые картины о пьянстве у Ф.М. Радченко (Москва)
В начале 20 века в России стали создаваться народные Общества трезвости. Их целью было отвратить народ и прежде всего крестьянство от алкоголя. Члены этого общества добровольно подписывали отказ от принятия любых видов спиртных напитков либо навсегда, либо на определенный срок. Такие общества в селах пользовались успехом.
В отчете о деятельности Тобольского епархиального Братства Д. Солунского за 1910—1911 г.г. рассказывается о таком обществе в с. Агальинском Апостоло-Андреевской церкви Ишимского уезда. Созданное в 1910 году, через год оно состояло из 20 человек, возраст трезвенников от 16 до 65 лет. Срок воздержания от алкоголя дали 5 человек навсегда, один на 5 лет, двое на 2 года, остальные на год. При обществе имеется библиотека из книг религиозно-нравственного и антиалкогольного содержания – 250 названий. Обществом особенно довольны женщины, чьи мужья перестали пить. Среди крестьян много таких, которые держат слово «не пить», несмотря на все искушения.
В сентябре 1912 г. Всероссийский Трудовой Союз христиан-трезвенников устроил в Петербурге «Праздник трезвости». Совет Союза решил придать этому празднику всероссийский масштаб и распространить на все города и селения, где ведется борьба с пьянством.
Совет Тобольского епархиального братства Д. Солунского впервые организовал праздник трезвости в Тобольской губернии 3 июля 1913 года. Особенно торжественно он проходил в Тобольске. Рано утром во всех церквях зазвонили колокола. Крестный ход прибыл на соборную площадь. Хоругви, фонари, иконы, на флагах виднелись надписи: Не пейте вина: вино – яд! В трезвости – счастье народа! На площади собрались учащиеся всех учебных заведений, в руках они держали флажки с теми же надписями. Затем наоду раздавались бесплатно листки и брошюры соответствующего содержания. Такие праздники в Тобольской губернии проводились неоднократно. Председателем Тобольского уездного комитета попечительства о народной трезвости был назначен педагог Г.Я. Маляровский. На педагогических курсах Маляровский постоянно читал цикл лекций о вреде алкоголизма. Он активно ратовал за введение в начальные школы образовательного курса учения о трезвости, не раз выступил с докладом на праздниках трезвости. В 1917 году он подготовил к печати брошюру «О вреде пьянства».
Об активности борцов за трезвость говорит тот факт, что за 1909 год по Тобольской губернии было проведено 692 народных чтения. Постепенно общества трезвости вытеснили государственные попечительства и к 1911 году в Западной Сибири насчитывалось около 50 обществ трезвости, а по всей стране их зарегистрировано 253. (РГИА Ф !»;» ОП (Д) Л 221).
В последние годы 19 века по инициативе местного духовенства общества трезвости были открыты практически во всех приходах Западной Сибири. Так в селе Дубровном Тобольского уезда толчком к открытию общества послужили «Письма к духовному юношеству о трезвости» известного публициста Сергея Александровича Рачинского.
16 декабря 1901 года в селе Боровлянском Курганского уезда было открыто приходское общество трезвости. На горячий призыв священника Михаила 10 человек пожелали дать зарок не употреблять алкоголь, если получится, то пожизненно.
Активную работу по отрезвлению проводил священник П. Пудовкин из села Булашева Тобольского округа. Представители сибирского духовенства принимали участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом. (Санкт-Петербург декабрь 1909 – январь 1910 г.г.) и во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, который проходил в июне 1912 года в Москве по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством.
Однако переход антиалкогольного движения от гражданской части населения в ведомство православной церкви не всей российской общественностью был встречен однозначно. И причины были. Приведем лишь один пример.
Тобольский епископ Варнава писал в 1914 году: «Некоторые священники, диаконы и псаломщики занимаются картежной игрой не только у себя в домах, но даже в домах своих пасомых». Во время поездки епископа на пароходе от Тюмени до Тобольска он был несказанно изумлен, увидев «лиц духовного звания, сидящих с папиросками за картежным столом», причем ничуть не смущенных присутствием преосвященного. Послание заканчивалось призывом к духовенству «бросить навсегда скверное, греховное … картежной игры, табакокурения, винопития» (Епископ Варнава. Из Тобольской духовной консистории / ТЕВ 1914 № 4 с. 157)
Во многих публикациях того времени подчеркивалось, что пьянство пагубно действует на «темную крестьянскую и рабочую среду», где «жизнь пуста и господствуют одни материальные интересы насущного хлеба».
Есть на этот счет и мнение М. Бакунина, который считал, что «церковь представляет для народа род небесного кабака, точно так же, как кабак представляет нечто вроде церкви небесной на земле; как в церкви, так и в кабаке он забывает хоть на одну минуту свой голод, свой гнев, свое унижение». (Бакунин. М. Бог и государство СПб 1906 с. 77).
Послесловие
Удивительно, но факт. Прошло с 1858 года уже 156 лет, а цельной истории трезвенного движения страны, так и не написано.
Нет научного серьезного исследования важнейшей государственной проблемы, имеющей для страны огромное политическое значение. Конечно, это вопрос политический. Власть использовала зеленого змия – как источник (один из основных пополнений бюджета), затем как способ управления народом. А почему народу не дают правды узнать? Уже 5 раз поднималось снизу народное трезвенное движение в стране, но пар пускают в гудок. Значит, это выгодно кому-то! До сих пор!
А ведь будущее нашего народа, главной ценности нашей Родины в опасности!
Не зная истории этого вопроса мы в очередной раз будем натыкаться на те же грабли. История пьянства России написана. Пора пришла писать историю трезвенного движения России.
Валерий Мелехин
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.