Д. Н. Мамин-Сибиряк. Хлеб
Впервые роман «Хлеб» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка увидел свет в журнале «Русская мысль» 1895, № 1-8. Над темой – хлебное дело на Урале и в Зауралье писатель работал многие годы. Его волновал вопрос о причинах разорения и голода приуральской деревни.
Периодические голодовки крестьян Приуралья в 1870—1880 годы привлекали внимание местных уральских газет и столичной прессы.
«Коренной причиной разорения приуральского крестьянства является проникновение в деревню крупных капиталов, банковских спекуляций, скупка и переработка огромных партий хлеба на водку, конкуренция виноторговцев, открывших в деревне целую систему кабаков» (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Письма-очерки «С Урала»).
Наряду с Салтыковым-Щедриным и Глебомспенским Мамин-Сибиряк пишет о тлетворном влиянии «колупаевской цивилизации» как на мужика, так и на старосветского купца, «о малодушестве» крестьянина, растрачивающего деньги на дешевую водку, на ситцы, самовары и разное другое баловство. (там-же).
Здесь же писатель рассказал о губительном влиянии водочной конкуренции. Крупные заводчики и виноторговцы, сделав большие запасы хлеба в урожайные годы, наживали огромное состояние в голодное время, душили мелких заводчиков и торговцев и окончательно разоряли деревню, обрекая ее на голод, нищету и вымирание.
Роман «Хлеб» построен на большом фактическом материале. Автор признавался, что собирал его десять лет. Он объездил все Зауралье, внимательно следил за хроникой местной жизни. Уральская пресса не раз освещала факты отразившиеся в романе. «Екатеринбургская неделя» 27 января 1882 года сообщала: «Слух, что г. Поклевский (Альфонс Фомич Поклевский-Козелл – крупнейший спирто-водочный заводчик Урала), намереваясь выпустить г. Васильева в трубу, с нового года начал дешевую продажу вина, оправдался. Против оптового склада г. Васильева в Кунгуре г. Поклевский открыл питейное заведение… и стал продавать водку 6 руб. за ведро, вместо 8 рублей заводчика Васильева».Та же «Екатеринбургская неделя» писала об уральском водочном рынке: «Как выгодно было дело питейной монополии, видно из того, что не курившие водку заводчики получали от монопольной компании отступного за один год более, чем стоит их завод, что из 32 винно-водочных заводов Пермской губернии не действовало 17» (1886. №1).
Приведенные факты – свидетельство остротывиноторговой конкуренции, освещенной Маминым-Сибиряком в романе «Хлеб», а ранее врассказе «Дешевка» (1885), послужившем одним из эскизов романа «Хлеб». В основе рассказа – конкуренция винных заводчиков и ее губительное воздействие на деревенскую жизнь. Главный поверенный монополиста Закржицкого Флегонт Сыромолотов в «Дешевке» с восхищением говорит о своем хозяине: «Целых три губернии содержит у себя. Да-с. И очень крепко содержит, как настоящий король. На весь Урал у него карта своя особенная сделана: где и сколько кабаков полагается, все обозначено…» Рассказ «Дешевка» близок по содержанию главам романа «Хлеб», близки и его детали: карта кабаков у Стабровского, польские фамилии главных заводчиков – Закржицкий в «Дешевке», Стабровский в «Хлебе», комизм упившихся мужиков дешевой водкой и т.д. У романа «Хлеб» было много эскизов, перечислим некоторые рассказы: «Попросту» (1887), «Сибирские орлы», «Исторические люди» (1888), «Отцы», очерк «Платина». К началу 1890 года у писателя сложилось отчетливое представление о персонажах задуманного романа.
В письме к А. П. Пятковскому от 25 мая 1891 года писатель говорит об актуальности задуманного произведения и дает ему развернутую характеристику: «Роман будет о хлебе – действующие лица – крестьянин и купец-хлебник. Хлеб – все, а в России у нас в особенности. Цена (на хлеб)»строит цену» на все остальное, и от нее зависит вся промышленность и торговля… Собственно главным действующим лицом является река Исеть, перерезывающая благословенное Зауралье. Это единственная в России река по своей населенности в работе; на протяжении 300 верст своего течения она заселена почти сплошь, на ней 80 больших мельниц, два города, несколько фабрик, винокуренных заводов и разных сибирских «заимок». Бассейн Исети снабжал своей пшеницей весь Урал и слыл золотым дном. Центр хлебной торговли – уездный город Шадринск процветал, мужики благоденствовали. Все это существовало до того момента, когда открылось громадное винокуренное дело, а затем уральская железная дорога увезла зауральскую пшеницу в Россию. На сцене появились громадные капиталы – мелкое хлебное купечество сразу захудало. Хлебные запасы крестьян были скуплены, а деньги ушли на ситцы, самовары и кабаки. Теперь это недавнее золотое хлебное дно является ареной периодических голодовок, и главными виновниками их являются винокурение и вторжение крупных капиталов. Все эти процессы проходят наглядно и тема получает глубокий интерес. Я собирал для нее материалы в течение 10 лет и все не мог решиться пустить их в ход…» (Русская старина 1916, декабрь с. 421, 422).
Критика оживленно обсуждала роман «Хлеб»: «Русские ведомости» (1895 №30, 88, 153, 246), Литературное обозрение (1895 № 16, 20, 37, 38), журнал «Мир божий» (декабрь 1895 г.) отмечали богатство содержания и высокие художественные достоинства произведения. Высоко оценивали роман «Хлеб» Н. С. Лесков и А. П. Чехов в беседе с корреспондентом газеты «Новости». Н. С. Лесков сказал: «Вот я сейчас читаю в «Русской мысли» роман Мамина-Сибиряка под заглавием «Хлеб». Что это за прелесть» (Русские писатели о литературе т. II 1939, с. 305-306). Редактор «Русской мысли» В. А. Гольцев писал Мамину-Сибиряку 27 мая 1895 года: «Я объедаюсь твоим «Хлебом». Умно и талантливо выпечен!.. Беседовал о «Хлебе» с Скабичевским… Мои почти восторженные рассуждения возражений не встретили».
А.П. Чехов в письме к А. С. Суворину 23 марта 1895 года в связи с одобрительными отзывами о романе «Хлеб» в широких литературных кругах писал о его авторе: «Мамин-Сибиряк – очень симпатичный малый и прекрасный писатель. Хвалят его последний роман «Хлеб» (в Русской мысли); особенно в восторге был Лесков. У него есть положительно прекрасные вещи, а народ в его наиболее удачных рассказах изображается ни сколько не хуже, чем в «Хозяине и работнике» (А. П. Чехов. Собр. Соч. т. 12, М 1957, с. 78-79).
В 1858 году Иван Гаврилович Прыжов написал книгу «История кабаков в России в связи с мсторией русского народа». Через 10 лет книга увидела свет. Автор был очевидцем первого этапа крестьянского трезвенного движения в России в 1858 году. Тогда при откупной системе в стране было более 85 тысяч кабаков. В романе «Хлеб» Мамин-Сибиряк на примере Приуралья как ярким лучом прожектора высветил всю капиталистическую сущность России 60-70 годов XIX века.
В одном из своих «очерков русской жизни» Николай Васильевич Шелгунов так характеризует то время: «Тогда все кипело жизнью, именно жизнью духовною, тогда лучшие люди шли на общественную службу, тогда в каждом русском человеке билось сильно сердце, тогда либералы создали целую Ниагару мыслей, стремлений, целей в русле русской умственной жизни и этим самым вызвали к жизни и противников этого громадного урагана – словом, тогда все, что дремало до того, проснулось, и на борьбу выступили все силы добра и зла, на борьбу живую, и, можно без преувеличения сказать, народную, в смысле животрепещущих вопросов судьбы русского государства, эпохою создавшихся».
Именно этот динамизм общественной жизни так талантливо и изобразил в романе «Хлеб» певец Урала – Мамин-Сибиряк. После отмены крепостного права в 1861 году, а этим закончился первый этап трезвенного движения России, в котором приняло участие 23 губернии центра, севера и юга России. Откупную систему заменили на акцизную и в России стало свыше 500 тысяч кабаков. Как это происходило прекрасно запечатлено в романе «Хлеб». Роман «Хлеб» читается легко, не возможно оторваться от него. После его прочтения, становится понятным, почему царские власти вынуждены были в мае 1885 года разрешать жителям посредством решений сельских сходов закрывать кабаки – так рождалось право местного запрета в России. Именно этим и был ознаменован второй этап трезвенного движения в России, положивший начало замечательному явлению русской жизни истории местных запретов, которую мы к сожалению забыли и которое спасет в итоге Россию.
Каждый сознательный трезвенник России и особенно каждый член партии Сухого Закона России должен основательно знать историю права местного запрета в России и активно и неутомимо распространять эту идею в народные массы. Именно это и приведет в итоге принять Сухой Закон России.
Не случайно второй этап трезвенного движения России называется интеллигентским, был инициирован русскими писателями, общественниками, разночинцами. Мы знали Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова и десятки писателей, создавших целое направление: русскую народническую литературу.
Не сомненно, Мамин-Сибиряк своим романом «Хлеб» достойно продолжил «Историю кабаков в России…» Ивана Прыжова. И каждый Отечества достойный сын обязан помнить и чтить его память.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.