Библиотечка сознательного трезвенника
О трезвости и трезвенниках. К истории вопроса.
В мировом трезвенническом движении, обязательной составной частью которого является трезвенническое движение России (далее ТДР) , ученые Международной Академии трезвости выделяют четыре этапа, начиная с Доэмпирического (с 7 тыс.л. до нашей эры), заканчивая четвертым этапом- Научно — собриологическим (с 1878 года по настоящее время). 13 — 16 августа 1878 г. в Париже на первом Международном Конгрессе по изучению алкогольной проблемы особое значение стали приобретать эмпирические исследования.
Теория трезвости имеет глубокие корни как в мире, так и в России, которая сегодня оформляется в отдельную науку — собриологию — sobrietas (lat) трезвенность, воздержанность. рассудительность.В современном мире существует более двух тысяч различных наук, которые вырабатывают и систематизируют знания о природе, технике, человеке и общественной жизни. В этом ряду достойное место занимает историческая наука, которая также имеет свою систему законов, закономерностей, категорий и понятий. История (от греческого historia — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано. исследовано) — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Собриология — наука о трезвости, о путях отрезвления личности. семьи, общества. Цель собриологии — научное обоснование и разработка путей сохранения естественной трезвости, а в случае её утраты — восстановление. Трезвость — ключевое понятие собриологии. Смотри так же: «Собриология — наука об отрезвлении общества» под ред. проф.А.Н.Маюрова. Нижний Новгород 2011 г. 503 с.
Слова трезвость, трезвенничество, трезвенник не входят в большинство известных в СССР и России энциклопедий и словарей. Даже в «Новой иллюстрированной энциклопедии», в которую всё-таки вошли эти термины, под трезвенниками понимают лишь членов религиозных сект, возникших в России в конце 19, начале 20 столетий, пропогандирующих трезвость и религиозно — нравственное самоусовершенствование, а под «трезвенным движением» — стихийный протест российских крестьян в 1858 — 1859 г.г. Не отсюда ли берут свое начало истоки современного пресловутого общественного мнения о трезвенниках как о людях со странностями, не от мира сего, сектантами, подлецами, а то и подлюками. Это лишь малая толика того, что приходится незаслуженно выслушивать от простого и наивного обывателя или дремучих оппонентов трезвости, а подчас и идейных ломехуз, сознательных противников отрезвления нашего в конец измученного бюрократами, буржуями — спекулянтами и мафией спившегося многострадального и все -таки замечательного труженника народа нам, борцам за народную трезвость — сознательным трезвенникам. А с чего это представители власти — чиновники всех рангов и мастей напрягаются при произнесении нами слова трезвость?
История борьбы за народную трезвость показывает: спаивание людей всегда шло сверху от властей.Через пропаганду с фискальной целью народу навязывалось питие. Народный инстинкт выживания, поднимал его на борьбу за свое отрезвление снизу.
Приведем примеры : 1)Советская историческая Энциклопедия. Москва 1973 .том 14. с.381. Трезвенники — религиозная секта в России.См. Чуриковцы.
2) Советская историческая энциклопедия.Москва 1976. том16. с.99.Чуриковцы — религиозная секта в России, основная в религиозно — этическом движении трезвенников, в котором существовали и др. секты ( анисимовцы, григорьевцы, колосковцы, мироновцы, смирновцы ) Основатель б. самарский купец И. А. Чуриков. (1862 — после 1930 )Он проповедовал нравственное , религиозное спасение путем отказа от алкогольных напитков и курения. Его приверженцы создали легенду о Ч. будто бы обладавшем божественной силой исцеления от пьянства. Ч. пользовались некоторым влиянием среди городских низов Петербурга и Москвы. Отдельные их группы сохранились в Ленинградской обл. Лит. Элиашевич. И. Я. «Правда о Чурикове и чуриковцах. Л. 1928. Юдин Н. И. „Чуриковщина“ М. 1963. Аптекман Д.М. К характеристике современного состояния религиозного трезвенничества в книге: „Конкретные исследования современных религиозных верований“ М.1967.
3) Советская историческая энциклопедия. Москва 1973 Т.14. С 381. „Трезвенное движение“ — массовый протест в 1858--59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. С 1819 по 1859 доля питейных сборов в общей сумме податей возросла в 3 раза и составила 46% всей суммы. Откупщики еще более увеличивали его тяжесть.Гл. участниками „Т.д.“были гос. крестьяне, наиболее страдавшие от откупов .К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы. отставные солдаты и др. „Т.д.“началось с возникновения в августе 1858 об — в трезвости в Виленской и Ковенской губ., которые распостранились в 32 губ. России, преимущественно в сев. зап., центр и поволжских. Крестьяне на сходках принимали условия о неупотреблении вина, нарушителей подвергали ден. штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губ. Ср. и Ниж. Поволжья, Приуралья и центра России.»Т.д."было усмирено крупными воинскими силами. За участие в «Т.д,» 780 «зачинщиков» были преданы воен. суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь. «Т.д.»вылилось в стихийный протест не только против откупщиков и тесно связанных сними органов власти , но и против всей системы крепостного права. «Т.д.»совпало с заметным ростом крест. волнений накануне реформы 1861 и в силу этого приобрело особую опасность для правительства. Под непосредственным влиянием «Т,д.» откупная система указом 26 окт. 1860 была отменена в 1863. «Т.д.» широко освещалось А.И.Герценом в"Колоколе" и приложении к нему «Под суд!» Лит.Сведения о питейных сборах в России, ч. 1 — 4, СПБ, 1860; Добролюбов Н,А., Народное дело, Собр. соч. т.5.М — Л., 1962; Лурье Г., Питейные бунты 1859 и П.П. Линьков — Кочкин, «Звенья», 1934., кн. 3 — 4; Федоров В.А., Крестьянское трезвенное движение 1858 — 1959 г.г. в кн.; Революционная ситуация в России в 1859 — 1861 г.г., М. 1962. В.А. Федоров. Москва.
4) Большая Советская Энциклопедия 1977г. Т.26, с522. Трезвенничество. религиозное, течение в русском сектанстве, возникшее в кон.19 — нач. 20 вв.в мелкобурж. слоях гор. населения.Т. призывало к религ. -нравст. самосовершенствованию и «спасению души»путем воздержания от употребления спиртных напитков , курения и т. п. Оно соединялось с признанием особой «благодатной силы»пророков — руководителей групп и сект трезвенников. Для Т. характерны различные суеверия, шарлатанство, инсценировки «чудесных исцелений». Известен ряд сект( чуриковцы, колосковцы, анисимовцы, мироновцы и др.), названных по имени их руководителей. После Окт. революции1917 в связи с резким уменьшением числа верующих среди населения СССР значительно сократилось и число религ. трезвенников. в отдельных районах РСФСР остались немногочисленные последователи религ. Т.
Комментарий Валерия Мелехина: Искоренение пьянства и алкаголизма — социальная проблема, имеющая большое политическое значение. Реальное и эффективное отрезвление нашего многострадального народа решается исключительно в политической плоскости.Трезвенники обречены взять власть в свои руки. Только власть отрезвит народ. Многовековая история спаивания нашего народа доказывает: власть использовала алкоголь в целях извлечения прибыли и как средство порабощения и дикой эксплуатации собственного народа. Почти 200 лет назад в отсталой, неграмотной, лапотной России сам народ руководствуясь инстинктом самосохранения поднялся против своих душегубов за свою лучшую народную долю. В России продолжается и сегодня трезвенническое движение. Сотни тысяч наших соотечественников поддерживают ТДР и считают себя трезвенниками, но мало пока тех, кто осознает, что трезвенническому движению надо становиться реальной политической силой. Сегодня, когда пишутся эти строки, исполнилось 298 лет , когда был подписан в финском городе Ништадт мирный договор, положивший конец многолетней Северной войне. Согласно этому договору Россия: 1) получала всю Ингерманландию, Лифляндию и Эстляндию, часть Карелии с Выборгом и о-ва Эзель, Даго и Моон 2) возвращала Швеции Финляндию. Мы получили выход в Балтийское море и превратились в великую европейскую державу,без учета мнения которой не мог быть решен ни один вопрос мировой политики. Да пошла усиленно алкаголизация России с тех пор из пьяной Европы.Но не будем забывать, что в Эстонии,Латвии и Литве с начала19 века не было крепостного права! Здесь зарождались трезвые традиции, а в середине 19 века именно из Ковенской, Виленской,Гродненской Губерний трезвые идеи распостранятся на центральную часть России. Наконец, в результате русско — шведской войны 1808 — 1809 в сентябре 1809г был подписан Фридрихсгамский мирный договор, по условиям которого к России отходили вся Финляндия и Аландские острова. А в марте 1809 финский Сейм определил статус бывшей шведской провинции как автономного Великого княжества Финляндского, главой которого становился русский император. В той российской царской Финляндии в начале 19 века тоже зарождалась трезвость.! Известно, создатель знаменитой «Калевалы» Ленрот был трезвенником и в 1829 он со своими соратниками организовали Общество друзей трезвости. Согласно католической энциклопедии первый этап трезвеннических движений в Европе начался в 1830 году, второй в 1850году и т д. В это же время движения трезвости набирают силу в США, Канаде, странах Скандинавии. Интересен ответ известного апостола трезвости, священника А. Рождественского в книге «Трезвая жизнь» , вышедшей в 1901 г.СПБ 978 стр. На стр56 вопрос: «Как проникло дело трезвости в наше Отечество?»Ответ: «Из США мысли о трезвости были перенесены в Европу, где в 1829 и 1930 по американскому образцу были основаны общества трезвости в Англии, Швеции, Финляндии и в 1859 в России.»
Оставляю за собой право усомниться в этом.Финляндия уже была частью России с1809. Что трезвенники России знают о истории трезвости Финляндии? Будущим искателям научных истин да и себе ставлю вопрос о истории трезвеннических движений Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии. Без них история трезвеннического движения России будет неполной. Буду признателен за любые замечания и предложения по данному вопросу. С уважением Валерий Мелехин
.
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.