Трезвенники России в истории Сибирского тракта
«Сбейте оковы, дайте мне волю!
Я научу вас свободу любить»
Из песни каторжанина
Тюрьма в России больше, чем тюрьма
О том, что Россия с давних времён – большая тюрьма («тюрьма свободы», «тюрьма народов»), написано много, и, если даже признать, что «самовластье и прелесть кнута» издавна привычны российскому бытию и постоянно возмущавшие народ передовые умы канули в прошлое, но отнюдь не в отдалённое, и уже поэтому канули не беспамятно.
Откровенной неволей, — если не тюремной, то каторжной, — были в России на протяжении как минимум трёх столетий два важнейших социально-общественных уклада – крепостничество и солдатчина.
Почти каждый взрослый житель России сможет вспомнить, что у нас почти три века было крепостное право, почти все знают, что оно было отменено. Всякий историк в России знает дату отмены крепостного права, и какое значение реформа 1861 года имела для исторического развития России в эпоху капитализма. Но далеко не каждый исторически подкованный гражданин нашей страны знает, что предшествовало реформе 1861 года.
Крестьянское трезвенническое движение
В 1857 году по всей средней полосе России и Прибалтике прошла мощная волна трезвости среди крестьянства и мастеровых рабочих.
«Одним из проявлений народной освободительной борьбы в период подготовки реформы являлось движение крестьянства против винных откупов, получившее большое распространение в конце 1858 и в 1859 гг.». Революционный демократ Н.А.Добролюбов высоко оценивая это стремление народа к трезвой жизни, писал: « Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев, без всяких предварительных возбуждений, в разных концах обширного царства отказались от водки».
«»В течение 1859 года, — сообщал царю шеф жандармов – случилось у нас событие совершенно неожиданное. Жители низших сословий, которые, как прежде казалось, не могут существовать без вина, начали добровольно воздерживаться от употребления крепких напитков». Этим движением были охвачены 23 губернии: Саратовская, Тульская, Калужская, Воронежская, Новгородская, Тверская, Ярославская, Костромская, Московская, Самарская, Орловская, Владимирская, Рязанская, Тамбовская, Симбирская, Оренбургская, Казанская, Вятская, Смоленская, Пензенская, Виленская, Ковенская и Гродненская. Несмотря на ряд мер, на которые пошли откупщики (снижение цен на вино, в отдельных случаях бесплатная раздача его), крестьяне упорно отказывались от употребления вина и создавали общества трезвости. Характеризуя движение против винных откупов Н.А.Добролюбов в статье «Народное дело» писал: « Тут присоединяется и давно затаённая злоба к откупу, и сознание тех неприятностей и бед, какие может быть не раз пришлось испытать от кабака, и решение всё крепнет. Слух о том, что и другие так делают, ещё более убеждает мужика, что его намерение очень естественно и законно… И вот даже без торжественного договора, без составления общества, народ во многих местах отказывается от вина…» (Н.А.Добролюбов. Собрание сочинений. Т. 2, М, 1952, с. 296).
«Наряду с отказом от употребления вина крестьяне ряда губерний громили питейные дома. Это движение являлось формой борьбы крестьянства против феодально-крепостнического строя, одним из институтов которого была откупная система» (П.А.Зайончковский. Отмена крепостного права в России. М, 1954, с. 95).
«Трезвенное движение – массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. С 1819 по 1859 доля питейных сборов в общей сумме податей возросла в три раза и составила 46% всей суммы. Откупщики ещё более увеличивали его тяжесть. Главными участниками трезвенного движения были государственные крестьяне, наиболее страдавшие от откупов. К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и др...
Трезвенное движение началось с возникновения в августе 1858 года обществ трезвости в Виленской и Ковенской губерниях, которые к лету 1859 распространились в 32 губерниях России, преимущественно в северо-западе, центре и Поволжье. Крестьяне на сходках принимали условия о неупотреблении вина, нарушителей подвергали денежным штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 года крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губерний среднего и нижнего Поволжья, Приуралья и центра России. Трезвенное движение было усмирено крупными воинскими силами. За участие в трезвенном движении 780 зачинщиков были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь.
Трезвенное движение вылилось в стихийный протест не только против откупщиков и тесно связанных с ним органов власти, но и против всей системы крепостного права. Трезвенное движение совпало с заметным ростом крестьянских волнений накануне реформы 1861 года и в силу этого приобрело особую опасность для правительства. Под непосредственным влиянием трезвенного движения откупная система указом 26 октября 1860 года была отменена с 1863 года. Трезвенное движение широко освещалось А.И.Герценом в «Колоколе» и приложении к нему «Под суд!». (Советская историческая энциклопедия. М, 1973, т.14, с.382).
Очень подробно о крестьянском трезвенническом движении написал очевидец тех драматических событий в книге «История кабаков в России в связи с историей русского народа» Иван Гаврилович Прыжов в главе «Последние времена откупов, общества трезвости». Серьёзное исследование предпринял В.А.Фёдоров, г. Москва, 1962 год: «Крестьянское трезвенное движение 1858—1859 годы в книге «Революционная ситуация в России в 1858—1861 годы».
Старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая
Он же: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-иркутский тракт, Московско-сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога, или Сибирский тракт.
Заканчивался он ветками на Нерчинск и Кяхту. Общая протяженность от Москвы до Пекина составляла по одним подсчётам 8 332 версты, по другим – 8 839 вёрст.Дорога тянется от российских равнин до сибирских отрогов на 9 тысяч километров вдоль всей России, и начало ей в шестнадцатом, а конец в веке двадцатом. Сколько в русской истории связано с Сибирским трактом! Свидетелем чего он только не был! В середине 90-х годов учителя школы старинного села Дебесы выступили в защиту и не дали запахать 1 километр 200 метров обычной дороги. Старой, разбитой, в ухабах, вдоль которой стоят такие же древние умирающие берёзы. Именно в селе Дебесы соединялись две ветки тракта – северная (Петербургско-Вятская) и южная (Московско-Казанская), а далее в Сибирь уже шла одна дорога.
В Дебесах почти четверть века работает музей дороги:
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки (бывшее Рыбино), где создан музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт», Тару, Каинск, Колывань, Томск. Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, а южная – на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на Нерчинск вдоль Шилки и Амура, а вторая поворачивала на юг до Кяхты (на границе с Китаем). Именно эту южную ветку называли «Чайный путь», далее чаеторговцы пересекали степи внутренней Монголии и прибывали в Калган – крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.
В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
Предлагаю трезвенникам России создать проект «Трезвый туризм»
В 1859 году за участие в трезвенническом движении 780 зачинщиков были сосланы в Сибирь. Трезвенническое движение к 1859 году распространилось на 32 губернии России. Есть точные названия 23 губерний северо-запада, центра России, Поволжья, Приуралья. А нужно составить список 780 зачинщиков, отправленных в Сибирь! Куда в Сибирь отправляли? Какой был механизм этапирования? Вот тебе и поисковая работа по трезвому туризму России.
Предлагаю трезвенникам России создать проект «Трезвый туризм», выделив в нём раздел «Трезвенники России в истории Сибирского тракта». В этом проекте будет не туризм ради туризма, а живая связь времён. Ведь мы, сегодняшние трезвенники России, — прямые продолжатели борьбы за народную трезвость, которую начинали наши предшественники более полутора веков назад. Никто за нас эту поисковую работу не сделает, это наш нравственный долг. Если мы успешно реализуем этот проект, то заложим мощную базу по созданию «Музея трезвости России» и вырастим принципиально новое поколение идейных трезвенников.
Давайте обсудим эту тему? Предлагаю на съезде трезвых сил России в Первоуральске 4-5 января 2016 года принять решение по вопросу: «От музея истории Сибирского тракта — к музею истории России».
Жду ваших предложений и отзывов по адресу: 620000 Екатеринбург, а/я 552 или на электронный адрес: .
Валерий Мелехин,
Председатель партии Сухого закона России
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.