Красноярское общество трезвости (1899—1917)
Красноярцам не везет с обществом трезвости. С начала открытия 24 октября 1899 года общества трезвости имело значительный состав членов(230 человек)имело также средства, давшие возможность проявить свою деятельность, хотя и в не полном объеме, данном уставом, но все же в довольно заметном в то время размере. В течении первого отчетного года (1 ноября 1899 по 1 ноября 1900 г.г.)было устроено 9 дневных общедоступных концертов,3 народных спектакля, 20 танцевальных вечеров, народный бал и новогодняя елка для детей рабочих, организованы хор певчих и оркестр из любителей, общество имело чайную на Ново-базарной площади. Председатель общества трезвости мировой судья (в 1906 году депутат Государственной Думы) Шольп Евгений Густавович. Общество снимало дом мещанина Е.Гаврилковича на улице Глинская (ныне пр. К.Маркса)
Красноярское общество трезвости приняло принцип умеренного употребления спиртных напитков, воздействовать на ту часть населения которая за отсутствием разумных развлечений губит свои силы без пользы для себя и других в кабаках и портерных, которое в тоже время является притоном возмутительного разврата и очагами преступности.
К сожалению, по прошествии нескольких лет и особенности, со времени начало Японской войны число членов общества быстро стало уменьшаться, а в зависимости от этого и деятельность общества мало по малу начало ослабевать и почти совсем заглохла. Правление само собой распалось.
В конце 1912 года под председательством Кузнецова Семена Алексеевича (купца 2 гильдии г. Минусинск, гласного Городской Думы, старосты Воскресенского собора)красноярское общество трезвости возродилось в доме мещанина Е. Ф. Личманского на улице Благовещенская 122 (ныне ул. Ленина 152).
Общество пошло по тому же пути -чайная, спектакли, танцы, игры… В апреле 1913 года общество прекратило свое существование за отсутствием средств.
Но к этому времени в России создались около 2000 церковных обществ трезвости. В С-Петербурге и в Москве прошли съезды по борьбе с алкоголизмом и пьянством. Всероссийский союз христьян -трезвенников провел 28 апреля Всероссийский Праздник Трезвости. 9 апреля 1914 года Праздник Трезвости прошел и в г. Красноярске его возглавил епископ Красноярский и Енисейский Никон, на котором было объявлено, что Его Преосвященство намерен принять живейшее и непосредственное участие в жизни и деятельности местного общества трезвости и желает, чтобы оно было восстановлено.
Газета «Сусанин» 9 апреля 1914 года писала «…можно надеяться, что при непосредственным Архипастырском руководительстве и участии Красноярское общества трезвости оживет, получит надлежащее направление, разовьет свою деятельность и принесет желаемую пользу народного отрезвления."
Третье и последнее до революции 1917 года общество трезвости открылось 3 мая 1915 года в Доме Братства св. Иннокентия под председательством епископа Никона.
9 месяцев идет война с Германией. В стране «сухой закон». 24 сентября 1914 года гласные Красноярской Городской Думы принимают историческое постановление «О закрытии навсегда в г. Красноярске заведений, торгующих спиртными напитками».
Именно в этих максимально благоприятствующих отрезвлению людей условиях епископу Никону суждено войти в историю как первый и единственный пока епископ руководитель общества трезвости.
Как депутат IV Государственной Думы Никон получает 34 000 рублей из Министерства финансов.
На противоалкогольную деятельность. Планы епископа грандиозны, это и строительство 9 Народных Домов в Канске, Ачинске, Минусинске, Уяре, Ареи, с. Шалинском, с. Шалоболине, Б.Улуе и с. Шарыповском. А через 6 лет покрыть сетью противоалкогольных учреждений всю губернию. Это и приобретение книг, журналов, брошюр, картин, кинематографических аппаратов, антиалкогольный передвижной музей и т. д. Но самое главное учреждении института проповедников трезвости(!) . Строительство в Красноярске грандиозного «Дома Трезвости»,который будет привлекать к себе широкие массы и давая им эстетические развлечения, отвлечет от искания грубых удовольствий в потреблении пагубных алкогольных напитков.(«Сибирская Мысль «25 августа 1915 г.)
С июля 1915 года Енисейские Епархиальные Ведомости вели ежемесячную рублику «Странички Трезвости»,где инструктора -миссионеры трезвости отчитывались о своей проповеднической работе по борьбе с пьянством.
17 октября 1915 г. В Красноярск прибыл Действительный Статский Советник Старший Ревизов Главного Управления неокладных сборов и казенной продажи питей Дм. Ник. Воронов которому было вновь поручено обследовать положение борьбы с пьянством в 17 губерниях.
Енисейская епархия является пока единственной из губерний (не земских),которая так живо и горячо берется за противоалкогольную борьбу и сделала в этом направлении сравнительно большой шаг. Г. Ревизор приглашал всех присутствующих чинов акцизного надзора оказывать всякое содействие духовенству на местах и деятельности по борьбе с пьянством идти рука об руку с ними. Самое сильное, самое главное внимание школе и ее роли в борьбе со школьным алкоголизмом.
Борьба велась по 3 направлениям
- Путем антиалкогольного преподавания спец.науки трезвости и через вкрапления идей трезвости в преподавание всех школьных предметов, для чего уже существуют специальные
Хрестоматии, задачники, учебники и т. д. - Путем личного примера абсолютной трезвости преподавателей.
- Путем организации школьных союзов трезвости, со своим уставом, правами и обязанностями.
Поражает масштаб и оперативность с какой инструктора трезвости действовали.
Хроника трезвости
Проповедником трезвости св. Григорий Климовский в конце октября и начале ноября 1915 г. Были посещены приходы VI-го благочиния, Канского уезда, и устроены противоалкогольные чтения -беседы: 23 октября в с. Анцирском;25 — в с. Устьянском;26 -в д. Кохе;27 — в с. Сретенском; 29 -в с. Абанском; 30 — в с. Апанском; 1ноября -в с. Досгий Мост; 2 — в с. Вознесенском;3 — в с. Долгий Мост;4- в с. Туровском; 6- в с. Новошинском. Чтение сопровождались демонстрацией световых картин, пением и декламацией.
В продолжении декабря 1915 г. Миссионером трезвости, св. Виктором Мокеевым были проведены противоалкогольные беседы и открыты общества трезвости в следующих селениях Ачинского уезда;Покровском, Ольховском, Алтатском, Ельниковском, Березовском, Горбинском, Сосновском, Кольцовском и деревне Велико — Княжеской.
С 1 -го по 6 -ое февраля 1916 г. Миссионером трезвости, св. В.Мокеевым проведены противоалкогольные беседы и открыты общества трезвости в следующих селениях Ачинского уезда: Ново-Еловском;Новоселовском;Бириллюском;Ново-Никольском;Больше- Улуйском и Ново — Новоселовском. В означенных селениях в общество трезвости записывалось от 40 до 126 человек.
Помошником Миссионера трезвости по Минусинскому уезду, св. Александром Подгайским с 16-го ноября по 16 -ое декабря 1915 г. Проведено было 15 противоалкогольных бесед и чтений в селениях: Табанском, Очурском, Шунерском, Казаченском, Потрошиловском, Тесинском, Белоярском, Идринском, Кочергинском, Курежском, Шалаболинском, Сагайском, Каратузском и Маторском. Кроме того, за указанный период были устроены Пастырские собрания в селениях: Каптыревском, Дятловском и Каратузском и собрания интеллигенции в селах: Бейском, Курагинском и Каратузском;на этих собраниях обсуждались вопросы о борьбе, а алкоголизмом путем организации разумных развлечений.
Проповедником трезвости св. Григориям Климовским, при поездке по Канскому уезду, были устроены противоалкогольные беседы:28 января в с. Тинском;30 -го в с. Кучерцовском.30 -го в с. Решетинском;2-го февраля в с. Конторском,3-его в с. Нижне — Заимском и 7-ого в с. Троицко -Заозерновском.
Во второй половине февраля и в первой половине марта Инструктором трезвости св. В. Мокеевым при огромном стечении народа, проведены беседы и открыты общества трезвости в следующих селениях Ачинского уезда: Чернореченском, Козульском, Балахтинском, Осиновском, Шадринском, Николаевском, Грузинском, Петро-Павловском, Тюльковском, Тумнинском и Даурском. В означенных приходах в общество трезвости вступило 706 человек, а всего, с ранее зарегистрированными в уезде, число членов достигает 3722 человека и свыше 50 обществ трезвости в Ачинском уезде.
Светлая память Государю — Отрезвителю Всероссийскому, Епископу Красноярскому и Енисейскому Никону, принявшему близко к сердцу слово Государево «…Я предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки.«Миссионерам — инструкторам трезвости и их помощникам: св. Григорию Климовскому, св. Виктору Мокееву, св. Вл. Кузьмину, св. Иннокентию Орфееву, св. Александру Подгайскому, св. Петру Ушакову, о. Быстрову, о. Голощекину слова ваши вошли в сердца наших отцов воспитавших трезвых, здоровых сибиряков сыновей, которые в военные годы показали мужество и героизм на фронтах. Вечная память вам «апостолы трезвости «,спите спокойно.
…Вы отовсюду собрались, ревнители
Трезвости чистой, святой,
Вечных Христовых заветов носители
И…страстотерпцы душой.
Сколько насмешек, скорбей и глумлений
Вам ведь пришлось испытать,
Но, не страшась и жестоких лишений,
Трезвость вы шли насаждать.
Вы в одиночестве часто сражались
С сильным и хитрым врагом;
Тем равнодушьем людским огорчались,
Что наблюдаем кругом.
Только в молитве одной находили
Вы утешенье в труде;
Господа Бога усердно просили
Вас поддержать в непосильной борьбе.
Он — сердцевидец, зря эти печали,
Ваши сердца ободрял,
С новыми силами в бой вы вступали
Он лишь один подкреплял.
Бог вам на помощь, друзья дорогие!
Дружно идите вы в бой!
Верьте! настанут тогда дни золотые,
Змея — Горыныча свергнем долой.
Трезвость святая вполне воцарится
В милой родной нам земле;
Каждый тогда патриот преклонится
Пред вашим служеньем стране.
Белошапкин Виктор Михайлович
Православное Братство Трезвения «Неупиваемая Чаша Пресвятой Богородицы»
Понравилась публикация? Подпишись на ежемесячную почтовую рассылку новостей сайта!Электронная почта используется только для рассылки Партии.
От рассылки можно отписаться в любое время.