Мои встречи с Ф. Г. Угловым

27 мая 2014 года

Первая моя встреча с уже именитым академиком, лауреатом Ленинской премии состоялась заочно. В 1971—1972гг., по инициативе авторов письма в газете «Правда» «Если взяться по-рабочему» (18 октября 1970г.)Я.Кокушкина, Н.Анциферова, В.Пахомова и других, я проводил Всесоюзный опрос экспертов по алкогольной проблеме. Среди опрашивае​мых были такие известные люди, как социолог г И.А.Красноносов (Орёл), нарколог Г.Ф.Буренков (Челябинск), академик С.Г.Струмилин (Москва), педагог Е.Ф.Ильяная (Краснодарский край), профессор Б.М.Сегал (Москва), профессор В.М.Банщиков (Москва), писатель Г.М.Медынский (Москва), нарколог Г.П.Лихтанский (Житомирская область), врач А.И.Козлов (Куйбьппев), писатель Л.М.Леонов (Москва), профессор Ю.П.Лисицин (Москва), академик Ф. Г. Углов (Ленининград) и многие другие (всего около 70 экспертов).

Наши предложения включали разработку, опубликование и всенародное обсуждение проекта «Перспективного плана отрезвления страны», определив тем самым политику государства на ближайшие 10 лет; создание Госкомитета Совета Министров СССР по координации мер борьбы за трезвость; создание НИИ наркологии, включающего медицинский, социологический, экономический и юридический секторы; создание Всесоюзного общества трезвости. Намечалось изучение идей и опыта преподавания трезвости, разработка и введение в учебных заведениях преподавания курсов личной культуры и трезвости, снижение зависимости местных бюджетов от продажи алкоголя, постепенное прекращение его производства, разработка и внедрение широкой программы профилактических и лечебный антиалкогольных мероприятий, подготовка к всенародному обсуждению проекта «Основ законодательства против алкоголизма и наркомании» и другое.

Большинство экспертов поддержало эти и другие предложения, многие внесли свои конструктивные предложения по преодолению пьянства и алкоголизма в стране. И самая активная поддержка наших предложений исходила от Фёдора Григорьевича Углова. Результаты опроса были представлены в государственные и правительственные органы СССР, Некоторые предложения увидели свет, в результате проведенного «круг​лого стола» в журнале «ЭКО» «Экономика алкоголизма» /См.: Трезвый взгляд на пьянство. Дискуссия за круглым столом// ЭКО-1974-№4-с.45-67/. Почти ни одно из обсуждаемых и поддержанных экспертами предложений в дальнейшем не были реализованы, если не считать создание сверху Всесоюз​ного добровольного общества борьбы за трезвость, которое сразу же стало бюрократической организацией и полностью не соответствовало тем проектам, которые ставились в период Всесоюзного опроса экспертов.

Я раньше был заочно знаком с Федором Григорьевичем. Читал его статьи, которые иногда появлялись в центральной прессе в 1960-е годы. Исходя из его публикаций, мы и направили ему свои предложения по отрезвлению страны. В 1967г. группой молодежи мы создали партию трезвости. Действовала она на территории Горьковской, Кировской, Владимирской и Московской областей, а также в Мордовии, Чувашии, Татарии и Марийской республике. Одной из главных задач партии трезвости было изучение средств массовой информации и поиск через СМИ своих сторонников. В начале 1968г. партия трезвости под давлением КГБ и КПСС была реорганизована в Коммунистическую организацию против скверносло​вия, курения и пьянства. А затем, в 1968г. в Нижнем Новгороде по инициативе Я.К.Кокушкина был сформирован Оргкомитет по созданию Всероссийского общества трезвости и мы начали работать в его рамках.

Но очередное заочное знакомство с Ф.Г.Угловым для меня было неожиданностью. В 1979г. в издательстве «Молодая гвардия» в Москве выходит очередная книга Федора Григорь​евича «Человек среди людей», в которой он рассказывает о нашей, с моей женой Валей, трезвой свадьбе, которая состоялась 20 апреля 1973г. в г. Горьком. В те времена эта тема усиленно замалчивалась в прессе. И книга Ф.Г.Углова подтолкну​та к Всесоюзному движению по организации и проведению трезвых молодежных свадеб. У нас появились многочислен​ные последователи в Москве, Киеве, Днепропетровске, Ярославле, Минске, Новосибирске, Ульяновске, Риге, Перми, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Ставропольском крае, Джизакской области, Северной Осетии, Белгородской, Куйбышевской, Ар​хангельской и других областях.

Многие слышали или читали о знаменитой конференции 1981г. в г.Дзержинске Горьковской области. Некоторые (оши​бочно) считают эту конференцию началом 5 этапа трезвенни​ческого движения, ссылаясь на Г. А.Шичко. Мне может быть и лестно такое слышать, т.к. с начала и до конца эту конферен​цию готовил тогда я и приглашал на конференцию Ф.Г.Углова, Г.А.Шичко, И.А.Красноносова, А.Ф.Миролюбову и других активистов трезвеннического движения именно я. К сожалению, даже ГА.Шичко ошибался, утверждая о начале 5 этапа нашего движения в г. Дзержинске. Это упрощенный подход. К этому времени в стране уже действовало около 200 клубов и обществ трезвости и была большая история. 1960-е годы — это период ЗАРОЖДЕНИЯ или ВОЗРОЖДЕНИЯ нашего движения (вспомните «Тропинку в трезвость» И.А.Красноносова). 1970-е годы мы называем периодомСТАНОВЛЕНИЯ трезвеннического движения в СССР. В1980-е годы движение получило свое РАЗВИТИЕ. Здесь и конференция в г.Дзержинске, и трезвеннический Лигачевско — Соломенцевский эксперимент в 1985-87гг., и зарождение дви​женияоптимализма, и создание СБНТ. 1990-е годы в нашем Отечестве мы оцениваем как СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ трезвеннического движения.

Всесоюзная конференция «Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе», состоялась в г.Дзержинске Горьковской (сегодня Нижегородской) области 8-10 декабря1981 года во дворце культуры завода «Корунд». Съехалисьучастники конференции из разных уголков нашей страны, всего около 400 человек. На конференции впервые публично в новейшей истории нашего Отечества столкнулись две точки зрения на решение алкогольной проблемы: сторонники культурпитейства и пропагандисты трезвости. Первые были представлены известными идеологами пития: профессором Б.М.Левиным, профессором В.Г.Мортковичем, к.ф.н. Н.М.Морозовым, научным сотрудником Академии МВД СССР В.А.Константиновским и некоторыми другими. Сторонников трезвости представляли: академик Ф.Г.Углов, кандидат биологических наук Г.А.Шичко, социолог И.А.Красноносов, главный нарколог Чечено-Ингушской АССР, к.м.н. М.А.Дальсаев, психотерапевт В.Н.Добровольский, активист трезвеннического движения А.Ф.Миролюбова, журналист Л.А.Ушакова, нарколог Э.Д.Брокан и другие. В анкете для участников конференции 52 процента опрошенных высказались за введение у нас в стране сухого закона.

В первый день работы конференции с главным докладом выступил академик Углов Ф.Г. и еще ряд трезвенников. Более того Фёдор Григорьевич и И. А.Красноносов вели первый день работы всю конференции. После услышанного у многих партийных работников был просто шок. Они не представляли, что такую правду и всю правду можно произносить вслух. К вече​ру первого дня работы конференции в стане культурпитейщиков прибыло. Приехали дополнительно работники Горьковского обкома партии и управления КГБ по Горьковской области. Собрался президиум, в котором много было самозванцев, и перевес в численном количестве оказался на стороне культурпитейщиков. Ф.Г.Углов Ф.Г. и И.А.Красноносов были отстранены от ведения конференции. Меня также переизбрали в секретариате конференции из председателей в рядовые члены секретариата. Второй день конференции начался с реванша культурпитейщиков. Теперь конференцией командовали про​фессора Б.М.Левин и В.Г.Морткович. Федор Григорьевич и Игорь Александрович сидели пока в президиуме, но уже где-то на задворках. Выступали в большинстве только культурпитейщики. Заранее изданные тезисы конференции сотрудниками КГБ изымались и уничтожались. Они сохранились только у некоторых участников конференции. Уничтожен был и проект решения конференции. На закрытом заседании президиума конференции было принято решение провести контрконференцию, где ударить по трезвенникам. Такую пьянку они про​вели позднее в Подмосковье, но туда трезвенники не поехали.

После конференции в г. Дзержинске начались активные гонения на трезвенников — организаторов и активных участников конференции. Меня сразу же попросили из аппарата Горьковского обкома комсомола, где я работал заведующим сектором, а затем исключили из партии. В партии меня восстановили только в ЦК КПСС. Стали прижимать по работе и партийной линии Г.А.Шичко в Ленинграде. А Ф.Г.Углова планировали преподнести общественности страны в качестве полити​ческого диссидента. Был, по словам ряда очевидцев, даже це​лый план КГБ в этом направлении. Скажу большее (это мне стало известно много позднее), оказывается, за трезвенническим движением был закреплен целый сектор КГБ.Вначале этот сектор «пас» трезвенников вместе с такими известными диссидентами, каким был в последние годы академик А.Сахаров. Затем, когда Сахарова перевели из горьковской ссылки в Москву, сектор КГБ полностью переключился наактивистов трезвеннического движения.

У нас с Фёдором Григорьевичем есть полезная и интересная переписка. Но об этом когда-либо поговорим отдельно. Хочу остановиться на другом. У Фёдора Григорьевича в 1980 -е годы ко мне было особое отношение. Дело в том, что я в то время плотно «сотрудничал» с С.Н.Шевердиным, тогда глав​ным редактором журнала «Трезвость и культура». Более того, в Редсовете журнала я являлся ответственным секретарем. Формально Редсовет возглавлял С.Н.Шевердин. Фактически же всю работу вел его заместитель — И.А.Красноносов. У Шевердина бы один интерес в создании Редсовета, а у нас с Иго​рем Александровичем другой. Шевердин мечтал на плечах Редсовета стать первой персоной трезвеннического движение, заняв место председателя ВДОБТ-ВОТиЗ. А мы пытались противопоставить Редсовет бюрократической структуре ВДОБТ-ВОТиЗ и сформировать единое, сильное, последовательное, по-настоящему трезвенническое движение. Этого различия не понимали многие. И мы у многих ассоциировались с Шевердиным. Тень многих пакостных дел провокатора Шевердина кое-кто механически переносил и на нас. У нас с Игорем Александровичем и рядом других членов Редсоветабыла кандидатура другого человека на пост главного редактора. Мы пробовали продвигать этого человека на 1-е место. Но,видимо, Шевердин узнал о нашей затее и затормозил наши действия. Но как бы то ни было, гниющий шевердинский шлейф тянулся за мной еще долго.

Последние годы мы много раз встречались с Фёдором Григорьевичем, начиная с учредительной конференции ВДОБТ, продолжались встречи на его юбилеях в С. -Петербурге. И особенно меня порадовали встречи с ним в Севастополе на Международном семинаре. Недавно говорил с ним и его замечательнойженой Эмилией Викторовной по телефону. Речь шла о будущем семинаре трезвенников в Севастополе с 20 сентября 2004 года, куда они мечтают приехать. Мечтают вновь сплавать со всеми вместе в Турцию. Поговорили мы о только что вышедшем нашем с сыном учебнике «Уроки культуры здоровья». Фёдор Григорьевич приветствовал нашу работу. И мы сейчас подумываем о создании подобных учебников не только для 7-11 классов, но и для 5-6 классов, а также для начальной школы.

Проф. МСА А.Н. Маюров (Н.Новгород)
Отрезвление России. К 100-летию академика Ф.Г.Углова. Под ред. академика Б.И.Искакова. М. 2004. С. 350-356