ПОКУСИЛИСЬ НА СВЯТОЕ

21 апреля 2014 года

Владимир Путин и Дмитрий Медведев начали новую антиалкогольную кампанию. «Власть» предупреждает роводителей страны, что это может привести к самым печальным для них последствиям.

 

Почин был положен 26 июня Владимиром Путиным. «Вы упомянули о табакокуре­нии, нам бы еще пить по­меньше. Это бы серьезно повлияло на здоровье нации, можно даже не сомневаться», — поделился он соображениями с гендиректо­ром Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чэн. 28 июня на встрече с руководите­лями думских фракций премьер уже перешел к конкретике и под­держал предложение Бориса Грызлова о введении государст­венной монополии на производст­во спирта. «В целом я разделяю этот подход, он требует очень вни­мательного рассмотрения и сче­та,— сказал он.— Самое главное, чтобы это не привело к повыше­нию цен».

30 июня к Путину присоеди­нился Дмитрий Медведев. «Мы сейчас пьем больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные вре­мена», — заявил он на встрече с министром здравоохранения Татьяной Голиковой и дал ей указание «подготовить соответ­ствующую программу и принять определенные меры в этом направлении».

Если взглянуть на статистику (см. графики), то время для анти­алкогольной кампании сейчас подходящее, можно даже сказать, что она несколько запоздала: пот­ребление алкоголя растет, смерт­ность от него пусть и снижается, но все равно остается крайне вы­сокой (количество умерших от ал­когольных отравлений сравнимо с количеством погибших в ДТП). Однако помимо лежащих на по­верхности плюсов у борьбы с пьянством в России есть два ме­нее очевидных, но вместе с тем очень опасных минуса. Первый — сокращение поступлений в казну алкогольных денег, которые всегда явля­лись ощутимым источ­ником ее пополнения. Но с этим еще можно смириться. Второй, и он же главный, ми­нус состоит в том, что прочность политиче­ского строя напрямую зависит от доступно­сти водки для населе­ния (в номере от 15 июня один из наших читателей даже вы­числил минимальный коэффициент устой­чивости власти: рабо­тающий человек дол­жен иметь возможность покупать себе ежедневно одну бутылку). За антиалкогольны­ми кампаниями, начатыми в 1914 и в 1985 годах, быстро последова­ло падение Российской империи (1917) и Советского Союза (1991). Поэтому если нынешнее наступ­ление на водку будет проведено с тем же размахом, то вскоре вполне можно ожидать смены ре­жима. Он устоял и перед призра­ком коммунизма, парадом сувере­нитетов и олигархическим беспре­делом лихих 90-х, и перед оранже­вой угрозой тучных нулевых, и по­ка что держит удар экономическо­го кризиса. Но, как показывает история, вряд ли переживет пони­женное содержание алкоголя в крови простого россиянина.

 

Коммерсантъ ВЛАСТЬ 6 июля 2009