Политический ландшафт России, октябрь 2013

28 октября 2013 года

«Главный изъян выборов в России — отсутствие реальной конкуренции»

В нашей стране принят закон, который упростил создание и регистрацию политических партий. За полтора года после принятия этого закона число политических партий резко увеличилось и сейчас их более семидесяти.

Для сравнения: если в Гос Думу в 2011 г принимали участие семь политических партий, четыре из которых преодолели 7% барьер и имеют свои фракции, то 8 сентября 2013 г в региональных и муниципальных выборах участвовали уже пятьдесят четыре политических партии, а мандаты получили представители тридцати одной. Создается иллюзия, что уровень политической конкуренции существенно вырос.

Новые партии, принявшие участие в региональных выборах в органы законодательной власти 8 сентября 2013 года, и количество кандидатов от них

  1. Патриоты России — 154;
  2. Правое дело — 9;
  3. Яблоко — 71;
  4. Республиканская партия России — Партия народной свободы — 29;
  5. Альянс Зеленых — Народная партия — 44;
  6. Партия Города России;
  7. Демократическая партия России;
  8. Партия пенсионеров России — 1;
  9. Молодая Россия;
  10. Ноая Россия;
  11. Коммунисты России — 123;
  12. Российская экологическая партия Зеленые — 59;
  13. Народная партия За женщин России — 1;
  14. Аграрная партия России — 13;
  15. Народная партия России;
  16. Партия За справедливость — 26;
  17. Партия свободных граждан — 4;
  18. Гражданская позиция — 13;
  19. Союз горожан — 10;
  20. Коммунистическая партия социальной справедливости — 6;
  21. Социал-демократическая партия России;
  22. Пуртия социальной защиты;
  23. Умная Россия — 8;
  24. Гражданская сила — 10;
  25. Российская партия пенсионеров за справедливость — 57;
  26. Гражданская платформа — 196;
  27. Российский общенародный союз — 5;
  28. Партия мира и единства;
  29. Монархическая партия;
  30. Честно — 2;
  31. Трудовая партия России — 25;
  32. Партия Родина — 70;
  33. Казачья партия Российской Федерации;
  34. Партия Дело;
  35. Партия Родная страна;
  36. Демократический выбор — 13;
  37. Партия ветеранов России — 16;
  38. Партия духовного преображения России — 16;
  39. Партия национальной безопасности России;
  40. Политическая партия Воля — 13;
  41. Партия Против всех — 12;
  42. Российская партия народного управления — 15;
  43. Российская социалистическая партия;
  44. Партия Союз труда — 2;
  45. Партия садоводов — 19;
  46. Партия налогоплательщиков России;
  47. Женский диалог;
  48. Рождённые в СССР — 7;
  49. Защитники отечества — 4;
  50. Партия социальной солидарности — 2.

Спросите у любого на улице, сколько политических партий в США? В 99 случаях из 100 ответ будет «Две» — демократическая и республиканская. А между тем их несколько десятков. Спектр предельно широк: от Американской нацистской партии Национал-социалистического движения до партии популистов Америки, партии «Марихуаны» и пиратской партии США" («Парламентская газета», 11-17 октября 2013 г., с. 12). Кстати, в США с 1869 года по настоящее время действует партия Запрета (The Prohibition Party) или Партия Сухого Закона. Начиная с 1872 года она регулярно участвует в выборах и является самой долгоживущей американской политической партией после демократов и республиканцев.

Множество партий существует и в Великобритании, хотя постоянно на слуху опять же только две: консерваторы и лейбористы. Есть там и свои курьезы: так северо-ирландская партия «Шинн Фейн», получив на выборах пять мест в парламенте, в заседаниях его участия не принимает. Не хочет. У нас же, по счастью, не оправдались опасения насчет избыточного количества и сомнительного качества партийных новообразований.

Не возродилась «Партия любителей пива», не зарегистрирована партия то ли всеобщей то ли безлимитной любви. В целом все пристойно. Сверхдлинных бюллетеней, именуемых в народе портянками (которыми нас пугали политологи) на сентябрьских выборах не наблюдалось. Правда низкая явка в среднем по стране на уровне 30% четко сигнализирует, что российская избирательная система умирает. В 1989 году в СССР на первых альтернативных выборах явка была порядка 99%.

22 сентября 2013 года в Германии на выборах в Парламент участвовали 34 политических партии и явка составила более 70%.

В России зарегистрирована «Партия против всех», кто-то же должен остаться, против кого партия не выступает. Иначе это отдает мизантропией. Лестно, конечно, состоять в партии «Умная Россия», однако, трудно отделаться от ощущения некоторого высокомерия по отношению к конкурирующим партиям.

Трудно назвать политической «Российскую партию садоводов». С таким же успехом могли бы быть партии филателистов или углекопов, рыболовов или охотников.

Во многих странах есть молодежные организации и, например, организации ветеранов. Но они не являются политическими партиями. У нас теперь являются. Куда ладно. У нас как всегда то стабилизация, то модернизация, то переходный период. Политические системы Запада формировались столетиями. Наш путь на порядок короче. Нет бы честно признаться, что в стране кризис все еще не преодолен, а отсюда кризис и в партстроительстве и в политической системе страны. Вместо этого создана вторая партия Путина — Общественный народный фронт.

ОНФ — новая любимая игрушка власти, своеобразная попытка объединить все расколотое общество. Похоже ЕР в 2016 году станет козлом отпущения, так же как во времена Черномырдина сдулась партия власти «Наш дом — Россия». Кто теперь ее вспомнит?

Напрашивается очевидный вывод: грядущие выборы обречены быть только тем, чем они уже стали в современной России — имитацией и фарсом. Власть протаскивает «спойлера» для оппозиционных политических сил — графу «против всех». Ссылаются на исследования «ВЦИОМ в 2012 году, согласно которому, возвращение графы против всех поддерживает 78% опрошенных россиян» («Парламентская газета» 11-17 октября 2013 г., с 18).

А что удивляться, если по данным тех же социологов более 50% жителей признают, что «не разбираются в политике». Иначе говоря, выборы в России превратились в общегосударственную аферу. Ну что же, поживем — увидим. А пока, перефразируя слова поэта: власть сказала партиям — «Надо!» И пусть будет больше партий, хороших и разных.