Трезвый взгляд на выборы в Свердловской области 2013

17 сентября 2013 года

В единый день голосования 8 сентября в 81 субъекте РФ из 83 состоялись выборы в местные и региональные органы власти. В Свердловской области эпицентром выборной борьбы был Екатеринбург, где почти месяц кипели нешуточные страсти. И если бы не московские выборы, эта схватка стала бы главной политической битвой выборов 2013 года в России. Из 54 партий, зарегистрированных в России, в Екатеринбурге участвовали 23. В Екатеринбурге не сработала административная вертикаль. Выборы глав органов местного самоуправления проходили в 34 муниципалитетах. Явка колебалась от 61% (таборинское сельское поселение) до 22% (Нижнетуринский городской округ). Кандидаты от Единой России победили в 31 муниципалитете. Избирались также 23 местные Думы — всего более 300 депутатов. На местном уровне единороссы одержали победу в периферии области. Но в Екатеринбурге на выборах главы города — председателя Городской думы, они были удивлены результатам.

Тройка лидеров выглядела так:
Евгений Ройзман (Гражданская платформа) — 33,3% (120194 голоса);
Яков Силин (Единая Россия) — 29,7% (107204 голоса);
Александр Бурков (Справедливая Россия) — 20,3% (73085 голосов).

Ни один из остальных девяти кандидатов не преодолел 5%-барьер:
Альшевских (КПРФ) — 4,6%;
Артюх (Партия пенсионеров) — 3,4%;
Носков (ЛДПР) — 1,1%.

Явка составила 33,6%, избирателей по списку 1074101, действительных бюллетеней 351701, недействительных — 9153.

Слагаемые успеха Ройзмана:

  1. Изначально был навязан неподходящий кандидат, которого лоббировал губернатор-варяг из Тюмени Е. Куйвашев. У Силина избирательная кампания была проведена бестолково.
  2. Ройзман усыпил всех своими заверениями перед кампанией, что не пойдёт, и выставил свою кандидатуру внезапно, за 5 дней до окончания выдвижения кандидатов. Это вызвало шок у партии власти, и восторг у части активных избирателей. Так появилась интрига.
  3. Власти переборщили с «чернухой» против Ройзмана. Они не учли специфики региона. Урал издавна был краем каторжных и ссыльных. Избиратель привык к подобным информационным войнам против Ройзмана. Программа 5 канала «Момент истины», где Андрей Караулов обвинил Ройзмана в связях с этническими преступными группировками, резко обострила предвыборную ситуацию. В последние 3 недели перед выборами весь город был заклеян и завален большими тиражами компроматных листовок (я их насчитал 7), и 5 спецвыпусков газет, не считая «Уральского рабочего», «Вечернего Екатеринбурга» и «Областной газеты». Власти сами распиарили его и сделали мучеником и гонимым. А гонимых на Руси чтут.
  4. Всё это привело к повышенному интересу личности Ройзмана. В штаб к нему прибыло около тысячи энтузиастов-добровольцев, и команда Ройзмана сумела их грамотно использовать.

Все указанные факторы позволили мобилизовать протестный электорат, и в итоге принесли победу «народному герою».

Итоги голосования выборов в Екатеринбургскую Городскую думу

Единая Россия — 28,1% 6 мандатов,
Справедливая Россия — 17,8%, 4 мандата,
Гражданская платформа — 13,4%, 3 мандата,
Партия пенсионеров — 9,4%, 2 мандата,
КПРФ — 8,6%, 2 мандата,
ЛДПР — 5,6%, 1 мандат,
РПР Парнас — 2,3%,
Яблоко — 2%,
Родина — 1,9%.

Из 23 партий 9 партий не участвовали в дебатах, и не было видно их агитматериалов. В дебатах практически не трогали партию власти. Но внутривидовая борьба между компартиями и партией пенсионеров, между партями демократов была обостренной. Из 18 одномандатных округов в Городсую думу в 15 выиграли единороссы, еще 3 мандата взяли справедливороссы. В итоге в Думе голоса распределились так:

Единая Россия — 21 место,
Справедливая Россия — 7 мест,
Гражданская платформа — 3 места,
КПРФ и Партия пенсионеров — по 2,
ЛДПР — 1 место.

Зачем на выборы одного из крупнейших российских городов допустили кандидата, вызывавшего раздражение у российского руководства? Это главная загадка кампании.
Наша версия такая: власть была уверена, что потолок у Ройзмана 8—10%, и рассчитывала ему успешно противостоять. Возможно, власть экспериментировала, училась противостоять оппозиционно настроенному кандидату. Хотя Ройзман не сравнивает себя с оппозиционером Навальным: «У нас с Навальным совершенно разные ситуации. Я всегда работал с властью исходя из того, что у меня нет другой власти. И я буду контактировать с властью, пока там не окажутся окончательные людоеды» (журнал Коммерсант от 2 сентября 2013 г., стр. 21).

Любопытны высказывания известного социолога Александра Ципко по поводу прошедших выборов в Российской газете от 11 сентября 2013 г., стр. 2: «До сих пор в основе нашей русской демократии лежит не столько потребность созидания, сколько так и не удовлетворённая до конца жажда потрясений. Понятие перемены для нас обязательно означает разрушение того, что есть. Психологическая особенность русского человека играет огромную политическую роль в жизни страны. Русский человек не умеет ценить то, что имеет. Те блага жизни, которыми он пользуется. Никогда не думает о том, что „перемены“, которых он так жаждет, могут привести не к лучшему, а к худшему».