Г. А. Рахматиева. Отрезвление России — общее дело. Отношение к алкоголизму в исламе

4 октября 2015 года

Об авторе: Рахматиева Гулнара Ахметовна — магистр религиоведения, преподаватель основ Ислама

Контактная информация: grahmatieva@mail.ru

Аннотация: статья посвящена поиску путей избавления от алкоголизма. На основе анализа Священного писания мусульман – Корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему) показаны пути решения проблем, связанных с самым страшным недугом современного общества. Констатируется, что в религии ислам наложен полный запрет на употребление алкоголя в какой бы то ни было форме и в каких бы то ни было дозах. Также говорится о наложение Всевышним проклятия на «производителей и заказчиков, пьющих и таскающих, кому приносят, и кто разливает, кто продает и получает прибыль, кто покупает и кому покупают». Приводятся жизненные ситуации, иллюстрирующие страшные последствия употребления опьяняющих средств.

Ключевые слова: религия Ислам, Коран и хадисы[1] Пророка, запрет на алкоголь, опьяняющие средства.


[1] Хади́с (араб. الحديث‎‎) — предание о словах и действиях пророка Мухаммада (мир ему), затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников Пророка.

Пророк Ислама Мухаммад (мир ему) сказал: «Пьющий человек в рай не войдет» [3, Садук «Уюн аль Ахбар ар-Риза»].

Сегодня в мире отношение к религии ислам очень противоречиво. С одной стороны слово «ислам» очень активно, сочиняя всевозможные небылицы, связывают с терроризмом, приписывая мусульманам все смертные грехи. С другой стороны число приверженцев ислама растет не по дням, а по часам. Что же получается, миллионы людей вдруг решаются стать террористами? В действительности, самый настоящий террор сегодня идет со стороны тех, кто зарабатывает баснословные состояния, спаивая и одурманивая людей. А религия ислам противостоит всему жестокому и несправедливому, – это практически единственная религия, в которой на употребление алкоголя наложен полный запрет:

«Чистый Ислам – это свидетельство о единобожии и запрет на употребление спиртных напитков, что в малом, что в большом количестве; запрет всех видов опьяняющих напитков, то, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом» [3, имам Риза халифу Ма’муну].

Человек – лучшее творение Всевышнего, так как Господь дал ему разум, поставил его выше других творений, и именно разумом человек отличается от животного. Пьющий человек отказывается от этого дара и добровольно опускается до уровня животного. Всевышний запретил человеку причинять вред своей душе, разуму, здоровью, употребляя любые одурманивающие вещества – алкоголь, наркотики, курево:

«Не убивайте себя, поистине, Аллах к вам милостив» [2, 4:29].

Хамр с арабского переводится, как “потерять разум”. Коран и хадисы Пророка (мир ему) однозначно указывают на то, что опьяняющие — и жидкие, и сухие порошки, таблетки, и дым — запретны и в большом количестве, и в малом. Все это харам[1]. Все понимают, что спиртное — корень скверного, нечистого и мерзкого, а порой и страшного, но как мало людей осознают это или не хотят осознавать.

В Коране в четырех сурах[2] речь идет об опьяняющих средствах.

Вначале речь идет о существовании полезных продуктов и здесь же подразумевает скрытое неодобрение использования интоксикантов.

«Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» [2, 16:67].

В Священной Книге Создателем были ниспосланы аяты[3] (стихи) о запрете спиртного поэтапно. Вначале было сказано, что в винопитии есть вред и определённая польза.

«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» [2, 2:219-220].

Многие мусульмане отказались от алкоголя, но остались и такие, кто ухватились за слова о пользе вина и продолжали употреблять его. В чем польза? Спиртное якобы расслабляет, снимает стресс (по сути, наносит непоправимый урон здоровью), способствует увеселению; от его специфического вкуса и запаха кто-то может получить наслаждение. Скупого алкогольное опьянение превращает в щедрого, а труса — в храбреца. Азартные игры и продажа алкоголя приносят огромные финансовые прибыли.

Через некоторое время один из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему) созвал на праздник мусульман. Среди угощения было и вино. Наступило время вечерней молитвы (намаз), ведущим намаз (имамом) назначили одного из сотрапезников. Он был уже навеселе и потому суру «Кафирун» прочел так: «О, неверные! Я буду молиться тому, чему молитесь вы» вместо: «О, неверные! Я не буду молиться тому, чему молитесь вы». После этого случая был ниспослан следующий аят:

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» [2, 4:43].

Стало неподобающим для мусульманина вставать на молитву в одурманенном сознании. Поскольку именно молитва (намаз) является привилегией, позволяющей, сконцентрировав все свои мысли, намерения и духовные силы, обратиться к Всевышнему с глубочайшим благоговением.

Последний удар по вину был нанесен во время пира, в котором сподвижники Пророка, напившись, стали хвалиться друг перед другом, а потом затеяли драку. Когда они опомнились, то устыдились совершенного, чувствуя себя виновными и грешными. И в тот момент была ниспослана сура Корана, провозгласившая, что спиртные напитки навсегда запрещены для мусульман. Всевышний сказал:

«О, верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры... мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Всевышнего и молитвы. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» [2, 5:91-92].

Когда Пророку Мухаммаду (мир ему) снизошло откровение о запрете алкоголя, вылитый мекканцами алкоголь тек по улицам рекой. Пророк (мир ему) потребовал от жителей Медины вынести все вино, хранившееся у них дома, и сам ножом вырезал кожаные бурдюки с вином. Воля Всевышнего богобоязненными сподвижниками пророка (мир ему) не обсуждалась и выполнялась беспрекословно. В течение нескольких дней все население города превратилось в трезвенников, и наиболее удачная кампания, когда-либо предпринимавшаяся против алкоголизма, была чудесным образом выиграна. С тех пор и по сей день, мусульмане, несмотря на их принадлежность различным нациям и культурам, наименее подвержены влиянию алкоголя и связанным с ним проблемам.

Во многих хадисах пророка Мухаммада (мир ему) говорится о запрете на опьяняющие средства: «Клянусь Всевышним, не заслужит моего заступничества тот, кто с пренебрежением относится к молитве, и тот, кто употребляет опьяняющие напитки» [3. Аль Мукна']. «Всё, что вредно, недопустимо», ибо обязанность каждого мусульманина строго беречь свое и физическое, и духовное здоровье.

А «Тот, кто верит во Всевышнего и в Судный день не должен присутствовать за столом, за которым употребляют алкоголь, так как ниспосланное проклятие Всевышнего распространяется на всех присутствующих» [3. Масалик, Шахид Сани].

Стол – символ семейной жизни, соответственно, здесь речь идет о семейных застольях, также о приглашениях на праздники, где выпивают.

«Посуду, из которой употребляли спиртной напиток, помойте семь раз. Не читайте намаз в доме, где имеется алкоголь и винные напитки, так как ангелы не посещают такие дома» [3, «Фуру' аль Кафи»].

«Употребление опьяняющих напитков хуже воровства и прелюбодеяния, ибо, прелюбодей, возможно, не совершит другого греха, а употребляющий опьяняющие напитки, выпив, совершит прелюбодеяние, убийство и пренебрежет молитвой» [3, «Фуру' аль Кафи»].

Спиртные напитки – опьяняющие средства совершенно не подходят природе человека, и приносит ему и физический, и материальный, и духовный вред.

В Исламе запрещено не только употребление алкоголя и наркотиков, запрещены все виды деятельности, связанные с их производством, перевозкой, хранением, реализацией. Пророк Ислама (мир ему) сказал:

«Всевышний проклял десять категорий людей, связанных с алкоголем: первым — того, кто посадил для этого дерево, вторым — садовника, ухаживающего за этим деревом, третьим — того, кто занимается виноделием, четвертым — употребляющего вино, пятым — разлившего вино в посуду, шестым — перевозчика, седьмым — получившего груз, восьмым — покупателя, девятым — продавца, десятым, наконец, того, кто получил деньги за него» [3. Васаил аш-Ши'а]. Проклятие пало на «...производителей и заказчиков, пьющих и таскающих, кому приносят, и кто разливает, кто продает и получает прибыль, кто покупает и кому покупают...» [3. Васаил аш-Ши'а].

Да устрашатся проклятия Господа уверовавшие!

Приказы Всевышнего обоснованны и разумны, и вместо того чтобы следовать суеверным предрассудкам, которые бессмысленны и иррациональны, или искать недозволенного возбуждения в одурманивающих средствах или незаконной выгоды в азартных играх, от нас требуется повиноваться его повелениям. Кто-то, возможно, получает от этого временное удовольствие, но это явно не путь достижения ни материального благосостояния, ни духовного благочестия и добродетели.

Посланнику Аллаха (мир ему) в ночь переселения (Исра) принесли два кубка – один с вином, другой с молоком, он, посмотрев на них, выбрал кубок с молоком. (Между тем, вино, преподнесенное ему, не было обычным вином. Это было райское вино. А запрета на него тогда ещё не было.) На это ангел Джабраил (Гавриил) сказал: «Хвала Аллаху, который направил тебя к тому, что соответствует природе человека. Если бы ты взял кубок с вином, твоя община впала бы в заблуждение».

У великого Пророка (мир ему) был выбор, и он его сделал в пользу света, не опьяненного выпивкой. И если мы хотим жить по его сунне (его образу жизни) и надеемся на его заступничество, мы должны просто последовать его примеру. А если не просто следовать за Пророком всех времен и народов (мир ему), то научные факты и жизненный опыт красноречиво покажут, какой путь лучше выбрать: жить трезво!

Пьют все?

В Саудовской Аравии вообще полностью запрещено законом производить, импортировать и потреблять алкоголь.

В разных странах принимаются различные меры по ограничению потребления алкоголя. Две трети населения планеты живут трезво. В 41 государстве мира действует абсолютный сухой закон, а еще в 40 странах – законы трезвости. Более 600 больших и малых народов мира почти не курят, не употребляют алкоголь и другие наркотики. Приверженцы 416 религий земного шара в той или иной степени исповедуют трезвость. В список государств, в которых законы о трезвости (в различной степени строгости) действуют на государственном уровне, входят Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Исландия, Китай, Норвегия, Туркменистан, Турция, Швеция [4, по материалам Президента Международной Академии Трезвости Маюрова А.Н.].

Что вокруг?

При беседе с одним сильно пьющим человеком, разумеется, о вреде алкоголя, я услышала его возмущенную исповедь: «Я каждый раз сдаю кровь, когда нужно кому-то помочь. Сколько я детей спас! А ты спасла кого-нибудь?» Как это ни странно, очень многие алкоголики являются донорами. Сдают кровь они по добродушию, разумеется, за деньги. Когда встает вопрос о жизни ребенка, казалось бы, все средства хороши. Но если мы будем заботиться только о физической стороне и забудем о нравственности, мы просто деградируем.

А вы хотели бы, чтоб в вашего ребенка влили кровь алкоголика? Я же знаю хадис Пророка (мир ему), который сказал: «Тот, кто введет в одну из своих вен малое количество того, что в большом количестве пьянит (алкоголь или наркотик), Всемогущий Аллах уготовил этой вене 360 видов мучений» [3. Васаил аш-Ши'а]. И еще знаю, что алкоголь в крови сразу начнет работать против ребенка: будет потерян иммунитет против алкоголя, заложенный от природы.

Получается, и путей алкоголизации населения достаточно много.

Однажды, когда я вела урок литературы в 10-ом классе в одной из средних школ, на урок ввалился ученик этого класса в нетрезвом состоянии. Он был очень весел и доволен собой. Нам с ребятами большими усилиями удалось убедить его уйти из школы. Через несколько дней, в обожествляемую новогоднюю ночь, этот совсем еще мальчик, не успевший жениться и родить детей, не увидевший красоту жизни и не познавший смысла бытия, замерз в нетрезвом состоянии. Возможно, этот человек был не плохим товарищем, т.к. его одноклассники сильно скорбели. Не знаю, стал ли уроком для них его страшный пример. Я же знаю, что жил он с матерью в общежитии, где практически в каждой комнате пили. Отец его по причине пьянства был изгнан из семьи, когда мальчик учился в 6-ом классе. Вот и весь сказ.

У меня часто спрашивают, почему мусульмане игнорируют светские праздники. Думаю, ответ очевиден. Каждое новогоднее утро приносит трупов, побоев, насилий больше, чем всех радостей вместе взятых. Я уж не говорю о выпитом количестве алкоголя!

«Всевышний, из-за вреда, приносимого вином, запретил его в употребление. Спиртное оказывает отрицательное влияние на разум, заставляет отказаться от Бога. Приводит к дурным последствиям: гибели, убийствам, прелюбодеянию, невнимательности к окружающим вещам. Поэтому запрещены любые напитки, которые пьянят. Всякий, кто верит во Всевышнего и в Судный день, следует нам и испытывает к нам любовь, должен воздержаться от употребления алкогольных напитков. Нет уз меж нами и употребляющим алкоголь» [3. Имам Риза].

Поднимая тосты за здравие, помните, что герой любимой комедии «Кавказская пленница» — студент Шурик, записывавший тосты и так веселивший нас всю нашу сознательную жизнь, в действительности спился и умер. А причиной его пьянства было то, что все вокруг него пили, это было в прядке вещей.

Всевышний в Коране говорит о том, что вредное и скверное сделал для нас запретным, а все чистое и полезное сделал дозволенным; говорит, чтобы мы сами себя не убивали и не вели к погибели. Если человек умирает вследствие употребления наркотиков или других опьяняющих веществ, то это по шариату (закону ислама) приравнивается к самоубийству. А человек, совершивший самоубийство, согласно священному хадису, заслуживает вечного адского огня.

Главная причина плохой жизни современного российского общества, соответственно и алкоголизма – отсутствие богобоязненности и неблагодарность Создателю за блага, которыми он нас одарил, желание угодить своим потребностям (нафсу) и нежелание считаться с желаниями души — отсутствие духовности. Духовность – это лучик света из маленького отверстия на темном фоне – свет надежды, помогающий каждому оставаться человеком, жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром.

Будучи на мусульманском кладбище в Уфе, я познакомилась со смотрителем этого места. Кладбище — жутковатое место, не правда ли? У живых оно вызывает страх и предубеждения относительно его обитателей, которые ушли раньше нас и, якобы, способны причинить нам зло. Правомерно у меня возник вопрос: «А не страшно Вам, дядя Фанис, жить рядом с кладбищем и постоянно здесь находиться?» Его ответ был для меня, как, возможно, для каждого мусульманина, естественным: «Нет, мертвые не страшны, я говорю им «спите спокойно», читаю молитву, и они не беспокоят меня. Но вот с живыми хуже. Кладбище стало любимым местом наркоманов и алкоголиков. Они нападают на одиноких посетителей, особенно пожилых, отбирают деньги. Был случай, когда девушку, которая пришла на могилу матери, раздели и привязали к забору за то, что она сделала замечание парням, которые здесь сидели-выпивали и матерились. Еще за ними бутылки, шприцы и прочую нечисть приходится убирать», — говорит он.

Да, потерявший рассудок в пьяной агонии страшнее кладбищенских мертвецов! И не удивительно, что те, кто живут с такими отморозками, тоже смотрят на жизнь отрешенно. Пьющий и сам уже не живет и своим близким житья не дает, смерть его бывает страшна.

Мороз по коже пробежал, когда услышала, что женщина преклонного возраста, умиравшая от рака, лежала в постели с трубочкой пристроенной к бутылке водки. Поскольку она сильно выпивала вместе с мужем и детьми, на обезболивающие лекарства средств у нее, естественно, не было, ухаживать за ней никто не хотел. Таков конец почти всех, кто говорит, что он не алкоголик, а только выпивает.

«Если употребляющий алкоголь умрёт и в его организме останется алкоголь, и он не раскается за употребление его, то его извлекут из могилы в парализованном состояния, с искривленным ртом, и со рта будет течь вода. И так перетащат его в яму ада» [3. Васаил аш-Ши'а].

Сегодня ученые всего мира говорят о том, что книга Коран – есть научный труд, инструкция для жизни не только для мусульман, а для всех размышляющих, ищущих истину. Если вы хотите, действительно, жить по заповедям нашего Создателя, то читайте аяты о запрете опьяняющих средств много раз, выучите их, проникнитесь сердцем, и Аллах Всевышний поможет кающемуся грешнику, очистит от скверны, наполнит разум светом. Ибо, если Господь миров дает нам болезнь, то дает и исцеление.

А тем, кто страдает от пьющих, тоже необходимо обращение к Корану. Читайте его аяты у изголовья пьющего, когда он спит, читайте вслух, когда он способен слышать. Главное, вернуть человека в реальность, не быть равнодушным к его судьбе. Если будет на то воля Всевышнего, трезвая жизнь вернется в ваш дом, вернется в нашу Россию, в которой не всегда пили. А мусульмане большая часть населения России, образ жизни которой строится на трезвости, благоразумии и богобоязненности, чего хотелось бы пожелать всем землянам.

[1] Хаpам, хара́мный (араб. حرام‎‎) — в шариате — запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.

[2] Су́ра (араб. سورة‎‎‎) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов бисмилляхир-рахманир-рахим «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного» (араб. بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ‎‎).

[3] Ая́т (араб. آية‎‎ — знак, чудо‎) — мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар полный вариант) / пер. с араб. В. А. Нирша. — 1-е. —М.: Умма, 2003. http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi
  2. Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана (перевод с арабского на русский).
  3. Сорок хадисов о запрете алкоголя. http://open.az/islam/77340-sorok-khadisov-o-zaprete-alkogolja.html
  4. Международная Академия Трезвости. http://trezvost.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=297&Itemid=16