Религия и алкоголизм

27 февраля 2015 года

Из года в год, буквально чуть не каждый месяц, все та же жуткая хроника:

«Громадное побоище произошло в  «николин день» в селе Дрюцкове, Моркиногорской волости, Бежецкого округа. В по­боище участвовало свыше 100 человек. Всё село было превра­щено в поле битвы. Больше чем у полсела выбиты в домах стёкла. Убито четверо, тяжело ранено восемь, легко ранено 25».

«Крестьяне деревни Федорково, Ленинской вол., Углич­ского у., Ярославской губ..., справляли «николин день». От самогонного аппарата загорелась баня. Тушить пожар было некому — все федоровцы поголовно были пьяны. Погорело много дворов».

На «троицын день» три села — Горки, Орлово и Красино (30 клм. от Воронежа) во время пьяного кулачного боя потоптали более двадцати десятин лугов,  стоимостью сена на 2,5 тыс. рублей.

В  с.  Антюши,  Батуринского р.,  Конотопского окр. за один день «троицы» селяне пропили 882 руб. (по скромному подсчёту).

«Николин день» крестьяне дер. Терелесово, Выдшневолоцкой вол. гуляли два дня. Пропито около четырехсот рублей. Поля остались незасеянными, у многих к посеву не оказалось семян.

В дер. Константиновке Кустанайского окр. за дни «троицы» выпито 900 литров водки. Это в 25 клм.  от  окружного центра. А что дальше — вглубь степей и  лесов?

Итоги «троицы» в с.  Дьковка, Нем. Республики: острых отравлений алкоголем — 2; ранений — 1; разбита голова — 1; засорений желудка — 3; избитых мужьями жен — 4. Это только больничные случаи. За два дня селом выпито 189 вёдер водки.

Три дня праздновалась «троица» в селе Никольском, Краснохолмского района. Все население от восьмилетнего до шестидесятилетнего было пьяно до бесчувствия.

В праздник «душан» (12 июля) в с. Атня, Арского кант., ТатССР выпито 140 вёдер водки и столько же пива.

Вот картины религиозных праздников нынешнего года. Эти картины таковы же, как и в прошлые годы. Разве только ростки нового быта местами все сильнее вытесняют пьяное поповское наследство.  А там, где ещё господствует религия, с ней вместе царствует и дикий, пьяный быт. Водка, огромные убытки, драки, — обязательные признаки религиозных празд­ников и обрядов (крестин, свадеб, похорон).

Пьянство проявляется в удесятерённом виде именно в религиозные праздники. Тем самым и борьба с алкоголизмом есть в огромной доле и борьба с религией, и наоборот.

Пьяное и разгульное проведение религиозных праздников вытекает именно из того, что они религиозные. Самый смысл и признаки их празднования, многовековая традиция проведе­ния, наконец, подготовка к их встрече и проведению, — это неотъемлемые особенности. Борьба с этими праздниками есть борьба с хулиганством, с водкой, за культурную революцию, за новый быт.

Церковники очень хорошо учитывали значение подгото­вительных мероприятий к встрече религиозных праздников. Регламентируя с религиозной якобы точки зрения подготовку к  праздникам более или менее длительными постами и рели­гиозными церемониями, церковники играли на первобытном диком инстинкте; изнурительная голодовка противопоставля­лась праздничному обжорству и пьянству, ежедневный тяжелый труд — праздничному бездействию, однообразные серые будни— приподнятому праздничному настроению. Освящением постов в другими церковными приемами рясники имели в виду поддер­живать и укреплять свои религиозные праздники. А последние, как правило, всегда сопровождаются пьяным разгулом.

Религиозные праздники, временно освобождающие от ра­боты и повседневных забот, сопровождаемые, как правило, обильным подпитием, влекут за собой усиление половых сбли­жений.

Чем скорее мы изживем религиозные праздники и обряды, тем менее мы будем иметь пьянства, тем скорее будем изживать алкоголизм и его последствия на потомстве. Революционные праздники и нормальные дни отдыха, не связанные с
обязательным бездельем, обжорством, что характерно для празд­ников и здоровья, заполненные разумным содержанием – вот какие нам нужны праздники. Безбожники и им сочувствующие должны также энергично бороться против водочного яда, являющегося союзником яда религиозного.

В. ШИШАКОВ
Двухнедельный иллюстрированный журнал «Безбожник», №18, 1929 г.